Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента
Функции управления
Содержание менеджмента определяется составом функций и процессов управления, осуществляемых в организации.
Функции менеджмента— виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности. Впервые основные функции управления были описаны А. Файолем, который выделил 5 функций менеджмента, связанные с содержанием управленческой деятельности:
1) планирование и предвидение;
2) организация;
3) управление;
4) координирование;
5) контроль.
В настоящее время в литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев).
Так одна из классификаций позволяет дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на осуществляемые в организации процессы. С этой точки зрения выделяют три группы принципов:
1) предметные – целеполагание, планирование, организация производственных процессов, контроль и регулирование – эта группа функций отражает общую технологическую схему управления в рамках и стратегического и оперативного менеджмента;
2) социально-психологические – делегирование, мотивация – определяют характер производственных отношений в коллективе;
3) процессуальные – решения, коммуникации – определяют основные средства реализации предметных и социально-психологических функций.
В таблице 3 представлены различные основания классификации функций менеджмента.
Таблица 3
Классификация функций менеджмента
№ п/п | Признак классификации | Функции |
По масштабу времени | - стратегическое управление; - тактическое управление; - оперативное управление | |
По этапам процесса управления | - целеполагание; - определение ситуации; - определение проблемы; - принятие управленческих решений | |
По факторам производственного процесса | - управление продуктом; - управление персоналом; - управление информацией; - управление инновацией и др. | |
По этапам производственного процесса | - управление подготовкой производства; - управление процессом производства; - управление обеспечением производства; - управление сбытом продукции | |
По объекту управления | - управление экономическими процессами; - управление социально-- психологическими процессами; - управление организационными процессами; - управление технологическими процессами |
В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют следующие
• Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.
• Связующие функции (процессов):
- принятие управленческих решений;
- коммуникации.
• Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдель-ными структурными подразделениями (специалистами):
- управление персоналом;
- управление маркетингом;
- управление финансами;
- документационное обеспечение управления;
- учет (бухгалтерский, управленческий);
- обеспечение оргтехникой и др.
• Специфические функции. Отражают отраслевую специфику.
Методы управления
Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Различают три группы методов управления:
• организационно-административные методы;
• экономические методы;
• социально-психологические методы.
Организационно-административные — это методы, с помощью которых менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Это методы принуждения. В свою очередь, они подразделяются на группы:
- методы организационно-стабилизующего воздействия (штатное расписание, положение о внутреннем трудовом распорядке, должностные инструкции, производственные инструкции, планы работ и т.п.);
- методы распорядительного воздействия (приказ, распоряжение, указание, контроль и т.п.);
- методы дисциплинарного воздействия (поощрения, взыскания).
Методы организационно-административного воздействия обеспечивают четкость, организованность, согласованность, ответственность и трудовую дисциплину. Они оказывают прямое воздействие на организацию и позволяют быстро реагировать на управленческую ситуацию.
Экономические методы управления — предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Они включают:
- экономическое планирование (использование экономических показателей в оценке результатов труда);
- экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда);
- хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом);
- источники финансирования (бюджетные и внебюджетные);
- ценообразование;
- экономико-математические методы:
• экономическое прогнозирование и программирование;
• математическое моделирование;
• теория игр;
• управление запасами;
• исследование операций и др.
Социально-психологические методы — совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах:
- планирование социального развития коллектива;
- повышение производственной и творческой активности сотрудников;
- создание благоприятного психологического климата;
- сплочение трудового коллектива;
- управление конфликтами;
- формирование групп (команд);
- сохранение и развитие традиций;
- изучение и учет индивидуальных социально-психологических особенностей сотрудников;
- управление мотивацией сотрудников и др.
Все функции и методы образуют систему менеджмента и реализуются на практике в тесном единстве.
Выводы
1. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники.
2. Самой большой ценностью на рубеже XX-XXI веков для всего мира стал менеджмент – наука, искусство и практика управления социально-экономическими системами.
3. Теория менеджмента базируется на ряде основополагающих законов и принципов. Закономерности менеджмента — это наиболее важные и систематически повторяющиеся явления, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элемента-ми управления в организации. Принципы - руководящие правила, регламентирующие реальную управленческую практику в любой организации. Они формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления.
4. Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.
5. Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Т е м а 2: Эволюция науки и практики управления
Цель - сформировать представление об основных предпосылках возникновения менеджмента; дать сравнительную характеристику основным концепциям управления; обеспечить понимание современных проблем менеджмента.
Основные вопросы темы:
1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
2. Основные концепции управления
3. Современные проблемы менеджмента
Школа научного управления
Впервые сделал попытку представить менеджмент как науку Ф. Тейлор1, который в своей работе «Основы научного управления», опубликованной в 1911 г., изложил свои взгляды на управление. Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте.
Целью научного управления по Ф. Тейлору должно быть преодоление следующих препятствий:
1) ошибочное утверждение рабочих, что увеличение производительности труда неизбежно ведет к безработице;
2) несовершенные системы управления, которые заставляют рабочих «увиливать» от работы;
3) неэффективные, кустарные работы, основанные на «здравом смысле».
Основные составляющие вклада Ф.Тейлора[1]:
- создание менеджмента как научного направления. Стихийно сложившиеся методы и приемы производства исчерпали себя. Изобретательность и опыт эффективного руководства оставались достоянием отдельных лиц и не выступали предметом научных исследований и обобщений.
- формирование делового менеджмента как особого вида профессиональной деятельности. Проведение принципа разделения труда на труд исполнительский и труд распорядительский. “Очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен его выполнить”.
Общие принципы системы Ф. Тейлора представлены ниже.
1. Разделение труда между рабочими и менеджерами (первые – исполнительский труд, вторые – распорядительство и надзор)
Одним из принципов научного управления является разделение планирования и выполнение, которое представлено в вышеприведенном четвертом принципе Тейлора "руководство берет на себя все те работы, которые оно может выполнить лучше, чем рабочие..." Он считал, что специализация труда одинаково важна как на управленческом уровне, так и на уровне рабочих. Это предложение Тейлора реализовывалось в том, что торгово-промышленные фирмы учреждают планирующие отделы, которые занимаются разработкой ежедневных инструкций для рабочих. Однако Тейлор на этом не останавливается и предлагает концепцию функционального руководства группой рабочих. Тейлор рассматривает традиционные функции старшего рабочего (руководителя группой) как состоящие из действий планирования и контроля. Планирование должно осуществляться в плановом отделе чиновниками, которые подготовлены во всех аспектах функции планирования. Он выделяет четыре различные подфункции, которые должны выполняться различными чиновниками. Действия, связанные с контролем, выполнялись бы также четырьмя различными людьми.
2. Измерение труда - разработка научными методами каждого элементы работы (замена прежних эмпирических методов). Производственные задачи должны быть поминутно расчленены, сопровождаться подробным описанием оптимальных методов их выполнения.
Он хронометрировал операции лучших рабочих, отбирал правильные и рациональные движения, беспощадно отсекал все лишнее, так как энергии расходовалось больше на ненужные, чем на рациональные. За интенсивность труда платил больше, премии достигали от 30 до 100 %. Все это давало прирост производительности труда в 2-3 раза, а заработная плата в среднем росла на 60 %.
Ф. Тейлор придавал большое значение стандартизации инструментов с учетом особенностей различных конкретных видов работы. Так изучение погрузки угля показало, по средний вес угля, захватываемого лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов. Экспериментами он установил, что хороший рабочий в состоянии погрузить за день больше, если будет пользоваться лопатой вмещающей от 21 до 22 фунтов. Далее выяснилось, что при погрузке лопатами различных типов материалов целесообразно применять около 15 типов лопат. Все это привело к тому, что спустя 3,5 года 140 человек выполнили работу, для которой прежде требовалось от 400 до 600 человек.
Под научным управлением Ф. Тейлор понимает определение оптимальной нагрузки, которую «первоклассный рабочий может переносить каждой лопатой… Затем, необходимо установить правильный размер лопаты для получения этой нагрузки с различными материалами. Рабочие должны быть снабжены набором лопат, и им должно быть указано, какой лопатой пользоваться»
3. Программы стимулирования и мотивации измерение труда. По его мнению, рабочие готовы отдавать “честную ежедневную работу” в обмен на “честный ежедневный заработок”. Для рабочего должно быть ясно, что любой элемент работы имеет свою цену и его оплата зависит от установленного выпуска готовой продукции. При достижении большой продуктивности труда рабочий получает премию.
Ф. Тейлор ввел свою знаменитую систему дифференциальной оплаты. Он предлагал, чтобы рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой, т. е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Рабочие, производящие продукции больше, чем дневная стандартная норма, должны получать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму.
Если рабочий вырабатывает установленную норму, то его стандартная ставка равна 50 центов за определенное количество единиц продукции, а стандартная рабочая норма равна 200 таких единиц продукции в неделю. Если рабочий производит 275 единиц продукции за неделю и если в соответствии с прогрессивной системой оплаты труда оплачивается разница в 10 центов за единицу для всей продукции однажды установленной нормы, то рабочий должен получить 16 долларов 50 центов или 275 х 60 центов. Такой вид оплаты называется системой дифференцированных сдельных ставок заработной платы. Она использует, по Тейлору, основной побудительный фактор в отношении работающих людей, т. е. возможность зарабатывать деньги. Следовательно, чем больше "ставки", тем больше труда должен затратить рабочий; система дифференцированных сдельных ставок, по-видимому, должна стимулировать большую производительность рабочих, т.к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.
4. Подбор, обучение и развитие рабочих (перенос внимания с системы машин на рабочих, ими управляющих)
В обязанности руководства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и специализировать этих людей для работы в нужном направлении. До Тейлора новые рабочие перенимали нужные навыки у старых рабочих. Руководство не считало подготовку персонала своей законной функцией. Сам Тейлор не считался специалистом в использовании методов отбора, кроме подбора рабочих для работ, требующих определенных физических характеристик, особенно физической силы и выносливости. Поэтому не приходилось говорить об использовании систематизированных, научно обоснованных методов отбора. Психологические методы отбора рабочих были разработаны в 1913 г.
У Вифлиемской стальной компании для переноски чугунных болванок весом около 92 фунтов было задействовано 75 носильщиков. Работа заключалась в том, чтобы, взяв из штабеля одну болванку, перенести её в вагон. Средняя производительность одного носильщика за смену составляла около 12 тонн. В результате научного исследования работы, был произведен тщательный отбор среди носильщиков. Из 75 человек был отобран один, который, кстати говоря, не отличался большой физической силой. Носильщику было предложено выполнять указания наблюдателя за его работой. За один день работы этот носильщик перенес 47,5 тонн чугуна и при этом не ощутил большей, чем обычно, усталости.
В дальнейшем, основываясь на результатах исследований Ф. Тейлора, К. Барт открыл закон, управляющий эффектом утомления. Суть этого закона заключается в том, что при затрате усилия чело-век может производить фактическую работу лишь в определенной процентной доле всей продолжительности рабочего дня.
В России широкое развитие получила научная организация труда.
Школа поведенческих наук
Идеи основоположников школы человеческих отношений на-шли свое развитие в работах представителей поведенческого под-хода. (Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор, К. Аржирис[6] и др.), которые изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет наиболее полного использования потенциала каждого работника.
Школа науки управления
Формирование школы науки управления (Г. Саймон, В. Леонтьев и др.) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
Модель — форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. В результате возникла эконометрика как метод анализа и программирования хозяйственной деятельности. Исторически одной из первых экономических моделей макроуровня является таблица Ф. Кенэ (1758 г.). Здесь была представлена количественная взаимосвязь отраслей народного хозяйства. Развитие этих идей привело позднее к созданию в СССР первого в мире баланса народного хозяйства (за 1923/24 гг.). В 30-х годах В.В. Леонтьев применил метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата линейной алгебры для исследования структуры американской экономики. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений.
Следует отметить, что по мере изменения окружающего нас мира (совершенствования телекоммуникаций, компьютерной обработки результатов, технологий, глобализации) изменяются и совершенствуются теории управления. К современным теориям управления можно отнести концепции системного и ситуационного управления, стратегий и лидерства, устойчивого развития.
Выводы
1. Накопление знаний в области управления начиналось на самих ранних этапах развития человеческого общества, и в дальнейшем наука об управлении развивалась параллельно с развитием мировой экономики.
2. Современный менеджмент отличается от менеджмента начала ХХ века, хотя и содержит основные положения, заложенные Ф. Тейлором и А. Файолем. Особое значение в современных теориях управления приобретает интеллектуальный ресурс организации и ориентированность управления на отдаленные цели.
3. Современный менеджмент формируется под воздействием быстрого изменения и развития техники, роста объемов информации, современного состояния средств коммуникации, развития международного сотрудничества.
Т е м а 3: Управленческая компетентность
Цель - сформировать представление об основных особенностях деятельности менеджера; обеспечить усвоение на уровне осознанного воспроизведения таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «управленческая компетентность»; сформировать представление о ключевых ролях и основных сферах деятельности менеджера
Основные вопросы темы:
1. Особенности управленческой деятельности
2. Профессиональные требования к менеджеру. Управленческая компетентность
3. Уровни управления
Уровни управления
Перед организацией стоят задачи разного уровня - стратегические, тактические, оперативные. Следовательно‚ их должны решать менеджеры разных уровней. Поэтому в любой компании существует иерархия управления.
Большинство фирм имеет 3 уровня управления: верхний, средний, нижний. Управляющие каждого уровня выполняют одинаковые функции, указанные А. Файолем. Различие состоит в том, какое значение они придают той или иной функции.
Верхний уровень (президент, вице-президент, директор). Они определяют направление функционирования и развития организации в целом или её крупных составляющих, принимают ключевые решения относительно текущих дел и будущего организации (полномочия для приобретения другой компании, запуск новой производственной линии, наем дополнительных рабочих и т.п.; от них зависят цели фирмы и способы их достижения). Деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием принимаемых решений и напряженным темпом.
Средний уровень (управляющие конторами, старшие мастера, начальники цехов, отделов). Они должны организовывать работу так, чтобы цели фирмы были достигнуты. В основном‚ это решение тактических задач, могут, однако решаться и элементы стратегических проблем. Управляющие этого уровня отвечают за производительность и эффективность контролируемых ими операций. Они осуществляют текущее планирование; налаживают связи между производственным персоналом и более высоким руководством; принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных операций; руководят подчиненными.
Нижний уровень (мастер, бригадир, экспедитор). Работа их связана с решением преимущественно оперативных, тактических проблем. Она характеризуется разнообразием выполняемых действий, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принимаемых установок, постоянным общением с непосредственными производителями (работниками).
В зависимости от размера организации, её отраслевых и территориальных особенностей, других факторов состав и функции менеджеров может меняться.
Затраты времени на выполнение основных функций менеджмента различаются по уровням управления (рис. 3).
Выводы
1. Управленческая деятельность – это особый вид деятельности, который характеризуется своим предметом, объектом и результатом
2. Управленческая компетентность представляет собой сочета-ние практических навыков и умений, знаний, способностей, включая личностные психологические черты и характеристики поведения, которые необходимы для успешного выполнения предписанной роли и решения определенной задачи.
3. Управление осуществляется на различных уровнях: верхний, средний и нижний.
[1] Фредерик Уинслоу Тейлор(1856-1915) – основатель школы научного менеджмента. После окончания технологического института в 1878 году работал в металлургической компании “Медвейл стил Ко” и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. Автор многочисленных трудов в области металлургии и менеджмента: “Сделочная система” (1895), “Цеховой менеджмент” (1903), “Принципы научного менеджмента” (1911). Похоронен в Филадельфии, где на могиле начертано “Отец научного менеджмента”.
[2] Файоль Анри(1841 – 1925) – канадский инженер французского происхождения, созда-тель стройной организации управления производством («административная доктрина»), сформулировал 14 принципов управления. Основные работы: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении».
[3] Мэри Паркер Фоллет(1868-1933) – одна из первых теоретиков, обосновывающих не-обходимость научного исследования психологических аспектов управления, т.е. теория управления, по её мнению. Должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Одна из первых выдвигает идею «об участии рабочих в управлении» и ратует за создание атмо-сферы «подлинной общности интересов»
[4] Элтон Мэйо(1880 – 1949) – американский социолог, один из основателей американской индустриальной социологии, выдвинул доктрину «человеческих отношений» как путь к установлению «мира в промышленности».
[5] Абрахам Маслоу(1908-1970) – практикующий физиолог, психолог, психоаналитик. Анализ и обобщение результатов наблюдения за пациентами, позволили ему построить иерархию человеческих потребностей.
[6] Крис Аржирис(1923) - основоположник теории, а также стратегии исследований и ме-тодологии обучения, получивших общее название науки о действии. Его используемый в применении как к индивидам так и к организациям подход дает возможность добиться изменения поведения отдельных людей и социальных систем.
[7] Людвиг фон Берталанфи(1901-1972) – австрийский ученый, постоянно проживающий в Канаде и США с 1949 г. Первооснователь обобщённой системной концепции «Общая теория систем». Постановщик системных задач - прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем.
[8] Честер Бернард(1886-1961) Основной научный вклад заключается в выполненном им анализе целей организации и роли ее руководителя. Он сознательно выступал против доминировавшего ранее “рационального” и “научного” подхода к организации, в котором он видел чрезмерный перекос в сторону экономической мотивации и анализа формальной структуры.
[9] Рассел Акофф(1919-2009) – известный ученый в области системного подхода, распространённого направления в теории организации и управления. Автор 22 книг, многие из которых переведены на русский язык («Планирование будущего корпорации», «Акофф о менеджменте» и др.)
[10] Питер Друкер(1909-2005)- американский ученый австрийского происхождения, экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента ХХ в. Сформировал теорию о «глобальном рынке», автор концепции «информационного работника».
[11] Альфред Слоун(1875-1966) - Созданный им тип крупной автомобилестроительной фирмы «Дженерал Моторс» стал классическим для ХХ столетия, при том, что в США автомобилестроение нередко служило образцом менеджмента для других фирм и отраслей.
[12] Майкл Портер(1947) - разработал признанную методику анализа конкурентоспособности, а также описал стадии роста конкурентоспособности национальной экономики (от стадии «первичных факторов», таких как дешёвый труд, до стадии конкуренции на основе инноваций и последней стадии — конкуренции на основе богатства).
[13] Игорь Ансофф(1918-2002) - американский математик и экономист российского происхождения, считается родоначальником концепции стратегического менеджмента. Основные труды – «Стратегический менеджмент», «Новая корпоративная стратегия».
[14] Том Питерс(1942) - один из крупнейших специалистов в области менеджмента, бизнес-консультант с мировым именем, создал идеологию постмодернистской корпорации. Такие книги, как «Стремление к совершенству», «Пир во время хаоса», «Управление освобождением» прочно вошли в корпус выдающихся размышлений о современном менеджменте.
Необходимость управления в деятельности человека. Определение менеджмента
Жизнь людей характеризуется разнообразной по содержанию и формам деятельностью. С точки зрения содержания можно выделить различные виды деятельности человека: государственная, хозяйственная, производственная, социальная, научная, культурная, педагогическая и другие.
Среди этого разнообразия особое место занимает управленческая деятельность. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, тогда и появилась необходимость в управлении.
Управление как самостоятельный вид деятельности исторически сложился в процессе разделения труда, под влиянием определенных социально-экономических условий, важнейшими из которых являются способ производства (т.е. отношения собственности), развитие технологии производства, содержание и характер труда человека и др. «Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается…в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работниками…Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере», - писал К. Маркс (Капитал, Т.1)
Поскольку работа на предприятии распределена между подразделениями и отдельными исполнителями, кто-то должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной.
Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления - это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает «подчинять себе людей», ко-торые стремятся ее достичь, и оказывает влияние на выбор методов и средств. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.
Менеджмент можно рассматривать с трех точек зрения:
как научную дисциплину, поскольку она включает теоретическую основу (теории, принципы, методы), а также впитывает отдельные положения других наук;
как практику, поскольку представляет собой совокупность процедур и видов управленческой деятельности, выполняемых в определённой последовательности и известных задолго до теоретических изысканий;
как искусство, поскольку осуществление руководства и управления как сфера деятельности требует высокой степени умения, мастерства.
Слово «менеджмент» имеет английское происхождение и в переводе на русский язык означает управлять, руководить. В литературе и на практике понятие «менеджмент» часто отождествляется с понятием «управление»:
Менеджмент = Управление.
На наш взгляд такое равенство приближённое, поскольку научное понимание этих терминов совпадает не полностью.
Приведем некоторые определения понятия «менеджмент».
• В «Оксфордском словаре английского языка» менеджментхарактеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.
• В «Толковом словаре русского языка» менеджментопределен как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.
• В «Современный экономический словарь» менеджментопределяется как совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными персоналом с использованием достижений науки управления.
• В других источниках менеджментопределяется как:
- хозяйственное управление организацией в условиях рынка;
- вид профессиональной деятельности по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора;
- система научных знаний, составляющих теоретическую базу практического опыта в области управления и имеющих междисциплинарный характер;
- профессиональный состав управляющих — менеджеров, входящих в административный аппарат предприятия;
- руководство предприятия, фирмы, руководящий орган и др.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники, то есть понятие «управление» распространяется на все виды систем (технических, эргономических, социальных и пр.).
Понятие «менеджмент» охватывает только социально-экономические системы, обязательным элементом которых является человек и его целенаправленная деятельность. Это управление отношениями людей в процессе их совместной деятельности (но не техникой, технологией, биологическими системами, неживой природой).
С точки зрения эволюции становления и развития, менеджмент возник как потребность развития общества на определенном историческом этапе (в условиях капитализма). Управление же — древний вид человеческой деятельности. Потребность в нем существовала всегда (с момента возникновения совместной деятельности людей).
Менеджмент применяется к управлению хозяйственной деятельностью людей в условиях рынка и свободы предпринимательства. Управление реализуется и в нерыночных системах (управление государством, военной организацией, идеологией, религиозной, общественной деятельностью).
Менеджмент представляет собой профессиональную управленческую деятельность, т.е. деятельность профессиональных управляющих — менеджеров. Управлением могут заниматься не только профессионалы, но и любые специалисты, каждый человек.
Менеджмент - это наука и искусство управления, т.е. совокупность научных знаний, навыков и умений управления. Менеджмент — это наиболее эффективный способ управления социально-экономическими системами.
Менеджмент использует (реализует) специальные технологии и инструменты управления, которые не используются другими способами управления. Такими механизмами являются: организация и организационные отношения (формальные и неформальные), организационная культура, власть, мотивирование и стимулирование, социально-экономические методы управления и др.
Система менеджмента – множество взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей.
Таким образом, менеджмент стал самой большой ценностью на рубеже ХХ-ХХI вв. для всего мира и для России в частности. Именно эффективная наука об управлении для России ХХI в. является наиболее актуальной, так как знание передового менеджмента позволяет обеспечить экономический рост, выход из кризисных ситуаций, эффективное использование всех форм собственности.