Тема 5. Природа и состав функций менеджмента
Понятие и значение функций менеджмента.
Планирование как функция менеджмента.
Организация как функция менеджмента.
Мотивация как функция менеджмента.
Контроль как функция менеджмента.
-1-
Суть менеджмента – это достижение организацией целей при наиболее оптимальном использовании ресурсов. Достижение данных целей возможно в результате выполнения определенных действий, т.е. функций. Функция в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение» действий. Деятельность менеджеров можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.
Функции менеджмента – это направление или виды управленческой деятельности, основанные на разделении и кооперации в управлении, и характеризующиеся обособленным комплексом задач и выполняемые специальными приемами и способами.
Любая функция менеджмента включает в себя:
- сбор информации,
- ее преобразование,
- выработку управленческих решений,
- придание этим решениям необходимой формы (распоряжение, приказ, например),
- доведение решения до исполнителей.
По виду и направлению деятельности функции менеджмента бывают:
общие, конкретные и специальные.
Общие (основные) функции управления:
· осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;
· присущи управлению любой организации;
· разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
· относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.
(планирование, организация, мотивация и контроль).
Конкретные функции управления– представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части (сбыт продукции; организация работы с кадрами; организация труда и заработной платы; материально-техническое снабжение; капитальное строительство; маркетинговая деятельность; финансовая деятельность).
Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции.
Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления.
Специальные функции являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией «сбыт продукции» является оперативно-календарное планирование отгрузки готовой продукции потребителям).
Планирование как функция менеджмента
Планирование - одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей их достижения, заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Основные принципы планирования:
- полнота (требуется учесть все),
- детализация (глубина ее определяется целью планирования),
- точность,
- простота и ясность,
- непрерывность,
- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
- экономичность (полезность / затраты).
При организации процесса планирования следует четко определить:
- объект планирования (что планируется),
- субъект планирования (кто планирует),
- период (горизонт) планирования (на какой срок),
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
- методику планирования (как планировать),
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).
Различают следующие виды планирования:
- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),
- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период составляется новый план),
- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).
В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
- общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),
- стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала),
- тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.),
- оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Основными признаками стратегического планирования являются:
- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
- носитель идеи планирования - высший менеджмент,
- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
- горизонт планирования - долгосрочное,
- охват – глобальный.
Обычно важнейшие вопросы стратегического планирования - рынки сбыта.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.
Отличительными чертами оперативного планирования являются:
- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
- горизонт - короткие и средние сроки,
- глубина - детализация планов,
- охват - локальный.
Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.