Эффективность менеджмента организации.
Эффективность менеджмента организации показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели. Эффективность управления составляет часть эффективности производства.
На эффективность управления влияют следующие факторы: потенциал сотрудников, их способность выполнять работу; средства производства; культура организации; социальные аспекты деятельности персонала.
Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие характеризуют конечные результаты: объем производства; прибыль; рентабельность; время и др. Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций: темп роста производительности труда; материалоемкость продукции; фондоотдача.
Эффективность управленческой системы оценивается количественными (экономический эффект) и качественными (социальный эффект) показателями.
Количественные показатели включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления и др.; финансовые показатели деятельности системы управления; показатели экономии времени.
Качественные показатели включают: повышение научно-технического уровня управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экономические последствия.
ГЛОССАРИЙ
Авторитарный стиль управления –стиль прямых приказов, распоряжений, не допускающих каких-либо возражений со стороны подчиненных.
Вертикальное разделение труда– отделение управленческого труда от всего остального (неуправленческого).
Власть – возможность человека влиять на поведение других людей.
Внешняя среда организации– факторы, находящиеся за пределами организации и оказывающие на нее определенное воздействие.
Внутренняя среда организации– факторы, находящиеся в пределах организации, в поле зрения менеджера.
Вознаграждение– все то, что человек считает ценным для себя.
Группа– совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Горизонтальное разделение труда– разделение всей работы на составляющие компоненты.
Делегирование полномочий – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Демократический стиль руководства– совокупность приемов руководства, основанных на широком привлечении сотрудников организации к процессу подготовки принятия решений.
Задача – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки.
Источник информации -это создатель сообщения, лицо, которое сообщает информацию и передает ее.
Канал передачи- это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю.
Коммуникации – это процесс передачи информации при осуществлении управленческих функций и принятии решений, это обмен информацией между людьми.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участников процесса с помощью информационных потоков.
Контроль - это управленческая деятельность, заключающаяся в проверке и сопоставлении фактических результатов с заданными.
Конфликт – это отсутствие согласия между сторонами (лицами, группами), выражаемое в виде столкновения.
Культура организации – это способы выполнения работы и способы обхождения с людьми в организации.
Либеральный стиль руководства – стиль, при котором руководитель не вмешивается в работу подчиненных, предоставляя им широкую самостоятельность.
Лидер– человек, способный воздействовать на группу людей, направлять и организовывать работу.
Линейная структура управления –иерархическая система линейных руководителей, каждый из которых осуществляет единоличное управление подчиненными ему руководителями нижестоящей ступени, выполняя все функции управления.
Линейно-штабная структура управления – иерархическая система линейных руководителей, при каждой из которых имеется штаб (аппарат) управления, состоящий из отделов, специализирующихся на выполнении отдельных функций управления.
Матричная структура управления– тип организационной структуры, которая организуется путем совмещения проектной и функциональной структур.
Менеджер – центральная фигура в фирме, это человек, занимающий постоянно управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности организации.
Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Методы менеджмента- совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.
Миссия компании- это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину его существования.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации.
Неопределенность– характеристика внешней среды, определяемая наличием и качеством информации и зависящая от сложности и подвижности среды.
Неформальная организация– спонтанно возникающая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
Обратная связь - это реакция получателя на сообщение источника.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Организация - это функция, предполагающая формирование структуры организации, или определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, и также обеспечение всем необходимым для нормальной работы.
Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
Персонал– те, кто работает в организации.
Планирование -это стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности и необходимые для этого средства и действия.
Подвижность– характеристика внешней среды, определяемая скоростью изменения факторов, влияющих на организацию.
Полномочия- ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач.
Получатель - лицо, которому предназначена информация.
Потребность– переживание человеком нужды в чем-либо, вызывающее необходимость действовать определенным образом.
Принципы менеджмента –это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.
Решение – это осмысление проблем, выбор альтернативы и направления действия для разрешения проблемы.
Сложность– характеристика внешней среды, определяемая числом факторов, влияющих на организацию.
Сообщение - это информация, которую источник передает получателю.
Слухи - любая информация, которая получена по неофициальным каналам коммуникации.
Среда косвенного воздействия– факторы, не оказывающие непосредственного воздействия на организацию, но которые необходимо учитывать при планировании деятельности организации.
Среда прямого воздействия– факторы, непосредственно оказывающие влияние на организацию.
Статус личности– положение личности в группе, обществе.
Стиль руководства – это индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций; это манера поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Стресс - перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.
Структура организации – это взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать целей организации.
Структура управления организацией- форма разделения и кооперации управленческой деятельности.
Сфера контроля– число лиц, которые подчиняются непосредственно данному руководителю.
Темперамент– природные свойства, определяющие динамику психической деятельности человека.
Технологии– средства, способы, методы преобразования исходных ресурсов в конечный продукт.
Управленческая информация– информация, при которой сообщение исходит от субъекта управления.
Функция менеджмента – определенный вид деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объектуправления.
Характер –устойчивая индивидуальная совокупность особенностей личности, приводящая к типичному для данной личности поведению в определенных ситуациях.
Цель – это конкретное конечное состояние, которого стремится добиться организация.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ, ВОПРОСЫ, ТЕСТЫ
Вопросы:
1. Что включает в себя понятие «менеджмент» и почему необходимо управление?
2. В чем отличие управленческого труда от других его видов?
3. Что такое организация и каковы ее основные характеристики?
4. Какие требования к профессиональной компетенции менеджера вы считаете наиболее важными и почему?
5. Почему наряду с высокой квалификацией менеджер должен обладать особыми личными качествами?
6. Какие виды разделения труда менеджеров вам известны?
7. Что такое принципы и методы менеджмента?
8. Что вам известно об истории возникновения и развития менеджмента?
9. На чем, согласно Ф. Тейлору, должно основываться установление расценок?
10. В чем заключается концепция А. Файоля?
11. Какие положения школы научного управления до сих пор используются при управлении организацией?
12. В чем суть школы «человеческих отношений»?
13. Какой вклад внесли в теорию менеджмента школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»?
14. В чем особенности системного подхода к управлению?
15. В чем отличие ситуационного подхода от остальных научных направлений?
16. Что общего в теории системного и ситуационного подходов?
17. Каковы главные черты современной системы взглядов на управление?
18. Какие проблемы разрабатываются в теории менеджмента в современный период?
19. Какие основные факторы в организации следует учитывать руководству?
20. Почему руководство обязано осознавать взаимосвязь внутренних факторов?
21. Какова взаимосвязь между задачами и технологией?
22. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди?
23. Что такое сфера контроля?
24. Каково различие между средой прямого воздействия и средой косвенного воздействия?
25. Каковы характеристики внешней среды?
26. Почему руководству следует оценивать влияние изменений общего состояния экономики на деятельность организации?
27. Что представляют собой управленческие функции?
28. Для чего нужна формулировка общей цели организации?
29. Каковы характеристики эффективных целей?
30. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?
31. Какова цель анализа сильных и слабых сторон фирмы?
32. Какие основные планы должны разрабатываться в организации?
33. Какие типы организационных структур управления вы знаете?
34. Есть ли связь структуры управления с целями организации?
35. Какова сущность структур органического типа?
36. Почему делегирование полномочий имеет фундаментальное значение для управления?
37. Каковы наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования?
38. Что такое мотивация?
39. Какую роль в мотивации играют вознаграждения?
40. В чем разница между внешним и внутренним вознаграждением?
41. Охарактеризуйте теорию потребностей А. Маслоу?
42. Каковы основные идеи теории ожидания Врума, теории справедливости?
43. Какова роль контроля в управлении?
44. В чем состоит взаимосвязь между планированием и контролем?
45. Каковы основные виды контроля с точки зрения времени их осуществления по отношению к выполняемой работе?
46. На какие этапы распадается процесс контроля?
47. Какова роль управленческого решения в управлении организацией?
48. Какие виды управленческих решений выделяют?
49. Каковы различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями?
50. Каковы различия между решениями, основанными на интуиции, и рациональными решениями?
51. Каковы требования, предъявляемые к управленческому решению?
52. Что такое власть?
53. Какой из стилей руководства позволит оптимально и быстро решить возникшие трудности в отношениях между сотрудниками?
54. Что представляют собой конструктивная и деструктивная стороны конфликта?
55. Какова сущность структурных способов разрешения конфликтов?
56. В чем состоит сущность коммуникаций в менеджменте?
57. Почему неформальные коммуникации столь важны для руководителей и организаций?
58. Какова структура процесса коммуникаций?
59. Что такое слухи?
60. Что такое обратная связь в общении и каково ее значение?
Тренировочные задания:
1. Выскажите свое отношение к принципам делового человека, сформулированным предпринимателями России в 1912 году: уважай власть; будь честен и правдив; уважай право частной собственности; люби и уважай человека; будь верен слову; живи по средствам; будь целеустремленным.
2. Прочитайте высказывание о менеджменте известного американского теоретика по организационным проблемам Питера Друкера: «Менеджмент – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Менеджмент в сущности является и стимулирующим элементом социальных изменений, и локомотивом значительных перемен. Именно менеджмент в большей степени, чем что-либо другое, дал толчок самому значительному социальному феномену – взрыву образования». Ответьте на вопросы: Какое словосочетание выражает главную идею автора? Каково отношение автора к менеджменту? Как, по вашему мнению, будет развиваться менеджмент в ближайшие десятилетия?
3. Определите свой темперамент. Из четырех предложенных под каждым номером утверждений выберите наиболее свойственное:
1. а) неусидчивы; б) веселы и жизнерадостны; в) спокойны и хладнокровны; г) стеснительны и застенчивы.
2. а) невыдержанны и вспыльчивы; б) энергичны и деловиты; в) последовательны и обстоятельны; г) теряетесь в новой обстановке.
3. а) нетерпеливы; не доводите начатое дело до конца; в) осторожны и рассудительны; г) затрудняетесь установить контакт с новыми людьми.
4. а) резки и прямолинейны в отношениях с людьми; б) склонны переоценивать себя; в) умеете ждать; г) не верите в свои силы.
5. а) решительны и инициативны; б) способны быстро схватывать новое; в) молчаливы и не любите попусту болтать; г) легко переносите одиночество.
6. а) упрямы; б) неустойчивы в интересах и склонностях; в) обладаете спокойной, ровной речью, с остановками; г) чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. а) находчивы в споре; б) легко переживаете неудачи и неприятности; в) сдержанны и терпеливы; г) склонны уходить в себя.
8. а) склонны к риску; б) легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам; в) доводите начатое дело до конца; г) быстро утомляетесь.
9. а) работаете рывками; б) с увлечением беретесь за любое новое дело; в) не растрачиваете попусту сил; г) обладаете слабой тихой речью, иногда снижающейся.
10. а) незлопамятны и боязливы; б) быстро остываете, если что-то перестает вас интересовать; г) невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. а) обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью; б) быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь на другую; в) легко сдерживаете порыв; г) впечатлительны до слезливости.
12. а) неуравновешенны и склонны к горячности; б) тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы; в) маловосприимчивы к одобрению или порицанию; г) предъявляете высокие требования к себе и окружающим.
13. а) бываете агрессивным забиякой; б) общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности; в) незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес; г) склонны к подозрительности, мнительны.
14. а) терпимы к недостаткам; б) выносливы и работоспособны; в) постоянны в своих интересах; г) болезненно чувствительны и ранимы.
15. а) обладаете выразительной мимикой; б) обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами и выразительной мимикой; в) медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое; г) чрезмерно обидчивы.
16. а) способны быстро действовать и решать; б) сохраняете самообладание в неожиданной и сложной обстановке; в) ровны в отношениях со всеми; г) скрытны и необщительны.
17. а) неустанно стремитесь к новому; б) обладаете всегда бодрым настроением; в) любите аккуратность во всем; г) малоактивны и робки.
18. а) обладаете резкими порывистыми движениями; б) быстро засыпаете и пробуждаетесь; в) с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке; г) безропотны, покорны.
19. а) несобранны, проявляете поспешность в решениях; б) настойчивы в достижении поставленной цели; в) инертны, малоподвижны, вялы; г) стремитесь вызвать сочувствие и помощь других.
20. а) склонны к резким сменам настроения; б) склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться; в) обладаете выдержкой; г) чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
Подсчитайте, сколько раз вы набрали «а», сколько «б», сколько «в» и «г». Умножьте каждую сумму их четырех на 5. Таким образом, вы получите процентное содержание ответов. Четыре варианта ответов соответствуют четырем типам темперамента: «а» - холерик; «б» - сангвиник; «в» - флегматик; «г» - меланхолик. Если процентное содержание какого-либо темперамента составляет свыше 40% - этот тип доминирует; 30-40% - тип темперамента ярко выражен; 20-29% - качество достаточно выражено и его надо учитывать; 10 – 19% - темперамент слабо выражен; до 10% - не в счет.
4. Если один из ваших сотрудников превышает свои полномочия, что вы, эффективный менеджер, сделаете для исправления ситуации?
5. Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа «кнута и пряника».
6. Подумайте о том, какую работу вы хотели бы получить после окончания колледжа. Расскажите, используя «пирамиду потребностей», почему эта работа привлекает вас.
7. Какие способы мотивации лучше всего подходят для стимулирования: а) быстрого выполнения задания; б) риска; в) изобретения; г) самостоятельности в работе; д) точности и аккуратности; е) новых идей?
8. Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц: вас лично в учебной группе; квалифицированного рабочего; служащего в конторе; неквалифицированного работника; профессионала.
9. Приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?
10. Примите правильное решение:
а) как менеджер крупного предприятия, занимающего монопольное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного законодательства;
б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;
в) как потребитель продукции, на чью сторону вы станете в случае опроса мнений?
Ответы:
а) экономия на масштабах производства, отлаженность действий, возможность контроля принятых решений;
б) завышение цены, нарушение доступа к информации, замедление внедрения новшеств;
в) определите самостоятельно.
11. Обоснуйте утверждение: «Цели руководителя не должны противоречить глубоко укоренившимся ценностям исполнителя».
12. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?
13. Определите тип общения руководителя с подчиненными, если они обладают следующими характеристиками: не могут выполнить работу и не хотят брать ответственность; хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии выполнить работу; могут выполнить работу, но не хотят; могут и хотят выполнить работу.
Обоснуйте ваши действия по отношению к названным подчиненным. Действия должны включать: формирование задачи; разъяснение выполнения; контроль.
14. Представьте, что на переговорах партнеры решили вывести вас из себя. С этой целью они используют различные приемы, в том числе намекают на некоторые известные им подробности вашей частной жизни. Каковы должны быть ваши действия?
15. Составьте план публичного выступления по теме, выбранной вами. Примерная тематика выступлений может быть такой: «Моя профессия – менеджер» (бухгалтер, экономист и т. д.); «Образование сегодня и его проблемы»; «Успех фирмы и его составляющие».
Тесты:
1. Фирменное управление решает задачи:
а) удовлетворить спрос;
б) обеспечить эффективность деятельности;
в) получение прибыли;
г) все ответы верны.
2. Из перечисленных задач отметьте те, которые решает менеджер:
а) обеспечение инноваций;
б) обеспечение маркетинга;
в) организация работы коллектива;
г) производство продукции.
3. Менеджером является:
а) финансовый директор, он же – владелец контрольного пакета акций;
б) начальник службы маркетинга;
в) собственник значительной доли капитала фирмы, не занимающий определенной
должности, но входящий в Совет директоров;
г) руководитель небольшого отдела этой фирмы.
4. Разделение всей работы на отдельные специализированные задания есть:
а) горизонтальное разделение труда;
б) вертикальное разделение труда;
в) горизонтальное разделение управленческого труда;
г) вертикальное разделение управленческого труда.
5. Предметом труда менеджера являются:
а) сырье, материалы;
б) документы;
в) информация;
г) люди.
6. Какие из знаний и умений необходимы менеджеру:
а) умение рассчитать заработную плату;
б) умение планировать деятельность;
в) знать формы мотивации людей;
г) методы моделирования организационных структур.
7. Гуманизация процессов труда – это принцип, который сформулирован:
а) Ф. Тейлором;
б) А. Файолем;
в) Э. Мэйо;
г) современной практикой менеджмента.
8. Какие из методов сковывают инициативу работников:
а) психологические;
б) административные;
в) социальные;
г) экономические.
9. К социальным методам относятся:
а) штрафные санкции в виде снижения премий;
б) кадровые перемещения;
в) периодическая оценка удовлетворенности труда в коллективе;
г) улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива.
10. Четвертый период в развитии управления называется:
а) периодом систематизации;
б) информационный;
в) индустриальный;
г) древний.
11. Наиболее длительный период в развитии управления:
а) древний;
б) информационный;
в) индустриальный;
г) систематизации.
12. В рамках какого подхода в центре внимания находятся обстоятельства, оказывающие влияние на организацию в данный момент времени:
а) процессного;
б) системного;
в) ситуационного;
г) все ответы неверны.
13. В рамках какого подхода управление рассматривается как непрерывная цепь функций:
а) процессного;
б) системного;
в) ситуационного;
г) все ответы неверны.
14. Предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки, - это:
а) цель;
б) задача;
в) технология;
г) структура.
15. Из перечисленных факторов внешней среды отметьте факторы прямого воздействия:
а) конкуренты;
б) технология;
в) экономика;
г) поставщики.
16. Обеспечение возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств есть принцип:
а) единства;
б) непрерывности;
в) гибкости;
г) точности.
17. Какие из полномочий не могут быть делегированы:
а) принятие решения о ликвидации предприятия;
б) принятие Устава предприятия;
в) утверждение отчетов о работе;
г) все ответы верны.
18. В какой из содержательных теорий мотивации потребности располагаются в определенной иерархической схеме:
а) Герцберга;
б) Маслоу;
в) МакКлелланда;
г) все ответы неверны.
19. Из перечисленных потребностей выберите потребность низшего уровня:
а) потребность во власти;
б) потребность в творческом росте;
в) потребность физиологическая;
г) потребность в признании.
20. Значение контроля состоит в том, чтобы:
а) уличить кого-либо в неверных действиях и поступках;
б) оказать своевременную помощь и стимулирующее воздействие в целях мотивации сотрудников;
в) обеспечить достижение целей организации;
г) предвидеть ошибки в работе и не допустить их.
21. Какая организационная структура более всего подойдет для организации, действующей в стабильных условиях и выпускающей ограниченную номенклатуру продукции:
а) функциональная;
б) дивизиональная;
в) проектная;
г) матричная.
22. Какие из перечисленных организационных структур относятся к структурам бюрократического типа:
а) функциональная;
б) дивизиональная;
в) проектная;
г) матричная.
23. Какие из условий не подходят для использования линейной структуры управления:
а) стабильность решаемых фирмой задач;
б) узкая номенклатура выпускаемой продукции;
в) немногочисленность производственных связей;
г) крупное производство и разветвленный аппарат управления.
24. Принцип единоначалия нарушается в следующей структуре:
а) линейной;
б) штабной;
в) матричной;
г) все ответы неверны.
25. Разработка и формулирование миссии организации относится к следующему виду решения:
а) исполнительское;
б) оперативное;
в) кадровое;
г) концептуальное.
26. Что из перечисленного не обеспечивает эффективности управленческого решения:
а) целевая направленность;
б) директивность;
в) принятие решения большинством;
г) адресность.
27. какие из приведенных определений власти неверные:
а) власть – это возможность влиять на людей;
б) власть – это способность оказывать влияние;
в) власть – это право отдавать приказы подчиненным при выполнении различных заданий;
г) власть – это сила, на основе которой менеджер может потребовать от подчиненных выполнять или не выполнять какое-то действие при достижении цели предприятия.
28. Руководитель, давая задание, пообещал повысить работника в должности в случае успешного выполнения работы. Руководитель использовал следующую форму власти:
а) законную;
б) основанную на вознаграждении;
в) эталонную;
г) основанную на принуждении.
29. При каком стиле управления создаются условия для самовыражения подчиненных:
а) либеральном;
б) авторитарном;
в) демократическом;
г) ни при каком.
30. Если личность заняла позицию, отличную от позиции своей группы, то возникший в результате этого конфликт по виду является:
а) межличностным;
б) межгрупповым;
в) внутриличностным;
г) между личностью и группой.
31. Если предмет конфликта не слишком значим для человека, шансы добиться своего не велики, то следует избирать стратегию:
а) уклонения;
б) сглаживания;
в) принуждения;
г) компромисса.
32. Причинами стресса могут быть:
а) переход на другую работу;
б) плохие физические условия работы;
в) расширение фронта работ;
г) все ответы верны.
33. Информация, которая используется при реализации решений, является:
а) исходной;
б) организационной;
в) регулирующей;
г) учетно-контрольной.
34. Неформальные коммуникации отличаются тем, что:
а) следуют должностным инструкциям данной организации;
б) существуют в силу личных отношений между членами организации;
в) осуществляются по формальным каналам;
г) определяются политикой фирмы.
35. Ориентация на сотрудничество – это компонент:
а) ответственного поведения;
б) коммуникативного поведения;
в) инновационного поведения;
г) все ответы верны.
36. Культура организации – это:
а) атмосфера или социальный климат в организации;
б) идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в доминирующем стиле управления;
в) способы выполнения работы и обхождения с людьми в организации;
г) все ответы верны.
37. Тип культуры, характеризующийся определяющими влияниями правил и инструкций, силой положения людей, относится к культуре:
а) власти;
б) роли;
в) задачи;
г) личности.
38. «Повышение фондоотдачи» относится к:
а) обобщающим показателям эффективности производства и управления;
б) частным показателям;
в) показателям социальной эффективности;
г) показателям экономической эффективности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЕТА
1.Понятие менеджмента, его задачи и роль.
2. Организация – базовое понятие менеджмента. Общая характеристика организации.
3.Менеджер: его место и роль в организации. Особенности управленческого труда.
4. Модель современного менеджера.
5.Принципы менеджмента.
6. Методы менеджмента.
7. Основные этапы развития менеджмента.
8. Основные школы управления. Школа научного управления.
9. Административная /классическая/ школа. Принципы управления А. Файоля.
10. Школа «человеческих отношений» и школа поведенческих наук.
11. Основные теоретические подходы к менеджменту.
12. Современная школа менеджмента и современная система взглядов на менеджмент.
13. Внутренняя среда организации.
14 .Внешняя среда организации и ее характеристики.
15. Сущность, виды планирования.
16. Принципы планирования.
17. Полномочия и ответственность. Виды полномочий.
18. Делегирование полномочий и его роль в деятельности организации.
19. Теоретические основы мотивации.
20. Содержательные теории мотивации.
21. Теории процесса мотивации.
22. Контроль как функция менеджмента: сущность и значение. Виды контроля.
23. Процесс контроля и его значение.
24. Структуры организации.
25. Структуры управления организацией.
26. Управленческие решения и их виды.
27. Эффективность решения. Принципы принятия решения.
28. Понятие власти. Баланс власти в организации. Формы власти.
29. Стили руководства.
30. Конфликты в организации.
31. Структурные и межличностные способы управления конфликтами.
32. Природа стресса. Фазы протекания стресса.
33. Методы борьбы со стрессом. Роль стресса в жизни человека.
34. Коммуникации в менеджменте и их роль. Виды управленческой информации.
35. Коммуникационный процесс и его структура.
36. Формальные и неформальные коммуникации. Слухи.
37.Социальная ответственность организации.
38.Организационная культура.
39.Эффективность менеджмента организации.