Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Понятие менеджмента, его задачи и роль.
В переводе с английского слово «менеджмент» означает «управление». Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке. Это возможно, если любое принимаемое решение в длительной перспективе свидетельствует об экономической пользе предприятия. В бизнесе это означает, что у предприятия постоянно имеется широкий круг потребителей. А чтобы это было именно так, руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов, ибо именно они задают те параметры, которые необходимо превзойти. Важно знать, что ожидают клиенты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется «маркетингом». Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Исходя из этого одной из конкретной задач является обеспечение маркетинга.
Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма не выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» включает в себя как технические разработки и исследования, так и все изменения в работе предприятия в лучшую сторону.
В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая проблема, руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Это еще одна конкретная задача менеджмента.
Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. Поэтому задача менеджмента – организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.
Итак, основная задача менеджмента – сделать информацию, знания, опыт, нововведения производительной силой, что и обеспечит существование и успех фирмы на рынке.
Организация – базовое понятие менеджмента. Общая характеристика
Организации.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Из этого определения следуют требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
1) наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью этой группы;
2) наличие у этих людей единой цели;
3) эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.
Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
Все многообразные организации характеризуются общими чертами:
1) они используют ресурсы, основные из них – это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;
2) они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее. Эта среда включает экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, общественные взгляды, действующие законы и другие составляющие. Они оказывают влияние на все, что происходит внутри организации;
3) разделение труда. Вся работа в организации разделяется на отдельные специализированные задания. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях тоже сознательно координируется и направляется. Такое разделение работы на составляющие компоненты называется горизонтальным разделением труда. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии является разделение всей деятельности на основные виды – производство, маркетинг, финансы.
Поскольку работа в организации разделена на части, кто-то должен эту работу координировать, согласовывать. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления. Управленческий труд отделен от остального труда, и такое разделение труда называется вертикальным.
Большие организации имеют громадный объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, так и по вертикали. Во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители. В классическом варианте это начальник финансового отдела, начальник производственного отдела, начальник службы маркетинга. Это горизонтальное разделение управленческого труда.
Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низшего, среднего, высшего звена.
Организации подразделяются наформальные и неформальные. Формальныеорганизации создаются специально для решения каких-либо задач и достижения целей, официально зарегистрированные, имеют выбранного или назначенного руководителя. Неформальныеорганизации возникают спонтанно, как правило, для проведения совместного досуга и решения других задач, несвязанных с основной деятельностью организации. Лидер неформальной организации выявляется в процессе ее формирования. Идеальная ситуация для любого предприятия, когда руководитель данного предприятия и лидер неформальной организации является одним и тем же лицом.