Премия в области качества правительства Российской Федерации.
Основные принципы TQM положены в основу модели самооценки деятельности организаций на соответствие критериям премий по качеству, которые в настоящее время активно развиваются на национальном, региональном и международном уровне.
Многие национальные и региональные премии в области качества учреждаются с целью систематизировать и структурировать менеджмент компаний на основе философии качества, чтобы в результате повысить конкурентоспособность и производительность бизнеса как внутри страны, так и на мировом рынке. Значимость наградам придает и тот факт, что вручают их первые лица государства: так, в США премию Болдриджа ежегодно вручает лично Президент, а в России премии Правительства РФ в области качества вручает премьер-министр или один из его заместителей.
В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три широко известные и признанные во всем мире премии:
- премия Деминга (учреждена в 1951г.) – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании;
- национальная премия по качеству Малколма Болдриджа (учреждена в 1987г.), критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет;
- Европейская премия по качеству или премия совершенства EFQM (разработанная Европейским фондом управления качеством в 1992г.)– представляет собой обобщенную модель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности;
Выбор именно этих премий неслучаен. В 2012 г. исполнилось 25 лет со дня учреждения в США «Национальной премии качества Малколма Болдриджа» и 20 лет со дня вручения первой Европейской премии качества, которая сегодня носит название «Премия совершенства EFQM». Модели американской и европейской премий являются методологической основой для большинства мировых конкурсов качества. Необходимость рассмотрения премии Деминга продиктована тем фактом, что это первая и по сегодняшний день одна из самых авторитетных мировых премий по качеству, которая более 50 лет являлась именно конкурсом качества, но в последние годы критерии премии Деминга принимают очертания модели совершенства.
Успех премий выражается в улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности компаний. Этот факт привлек внимание к премиям со стороны бизнес-сообщества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий, такими примерами выступают:
– Японская премия качества - национальная премия качества Японии Japan Quality Award (JQA), вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению и разрабатывается с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире.
– премии Правительства Российской Федерации в области качества –учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423.
Преимущества, которые получают компании, участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.
Преимущества применения премии качества как конкурса:
1. Победа в конкурсе – это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.
2. Подтверждение высокого качества и надежности организации для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон.
3. Независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.
4. Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.
Преимущества применения премии качества как инструмента управления:
1. Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.
2. Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.
3. Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.
4. Самосовершенствование и измерение динамики улучшений компании через самооценку.
5. Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.
6. Постоянный поиск лучших бизнес-решений, катализатор вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.
7. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.
Идеологическую основу моделей премий по качеству составляют базовые принципы совершенствования, помогающие организациям непрерывно улучшать качество своего менеджмента, то есть каждая из премий имеет в основе модель, которую можно определить как модель TQM или модель совершенствования. Каждая из рассматриваемых премий содержит от 8 до 11 принципов, которым должна следовать организация, применяющая модель премии качества для самооценки.
В табл. 1. приведены базовые принципы пяти рассматриваемых премий по качеству.
Таблица 1