II. Горизонтальное и вертикальное разделение труда
В основе формирования ОСУ лежат процессы: специализация, кооперация, разделение труда.
Специализация – избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания, сосредоточение на какой-либо отрасли знания и приобретение соответствующих знаний и умений.
Кооперация – форма труда, при которой несколько работников совместно участвуют в одном и том же процессе труда или между собой связанных процессах труда.
Разделение труда – форма сотрудничества, при которой отдельные участки производственного процесса или группы участков выполняют определенные дополняющие друг друга трудовые операции.
Разделение труда (РТ) может быть горизонтальным и вертикальным:
1. Горизонтальное разделение – качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По горизонтали труд разделяется по 3-м признакам:
А) Функциональный признак Б) Товарно-отраслевой В) Квалификационный
А) Функциональное разделение труда находит отражение, прежде всего, в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.
Б) РТ по товарно-отраслевому признаку связано со специализацией и выполнением конкретных трудовых операций и процедур.
В) Квалификационное РТ основывается на том, что определение видов трудовой деятельности зависит от сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации. В таком случае не должен нарушаться принцип, согласно которому ни один работник высокой квалификации не должен делать работу, которую может выполнять работник более низкой квалификации. Нарушение этого принципа повышает стоимость работ и ведет к расточительству человеческих ресурсов.
2. Вертикальное разделение труда определяет вертикальную структуру, которая состоит из уровней связи, построенных в иерархическом порядке. В укрупненном плане вертикальное РТ осуществляется по следующим направлениям:
А) Общее руководство – выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации
Б) Технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, а также комплексной механизации и автоматизации производства.
В) Экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ эк. деятельности организации, внедрение современных эк. методов управления и обеспечение повышения конкурентоспособности организации.
Г) Оперативное управление – составление и доведение до звеньев управления и отдельных исполнителей оперативных планов, а также расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за процессом производства.
Д) Управление персоналом – включает подбор и расстановку, развитие трудовых ресурсов в организации.
III Типы ОСУ
- Линейная ОСУ
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
- Функциональная ОСУ (Ф. Тейлор)
Достоинства данной структуры:
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки данной ОСУ:
- Линейно-функциональная ОСУ:
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
Разновидности линейно-функциональной ОСУ:
а) блочная;
б) штабная;
в) ограниченного функционализма
г) и т.д.
В этой структуре функциональные звенья могут давать распоряжения линейным звеньям управления, но по ограниченному кругу вопросов, но несущественным (например, изменение сроков подачи документов, изменение расчетов какого-либо показателя). В тоже время соблюдается принцип единоначалия и установлена связь между функциональными и линейными звеньями управления.
В РФ существует два вида ограниченного функционализма:
1) концентрированного руководства (например, начальник ОТиЗ→начальник цеха→экономист цеха; гл. энергетик компании→начальник цеха→экономист цеха)
2) собственно ограниченного функционализма (например, начальник ОТиЗ→эк. цеха; гл. энергетик компании→экономист цеха)
- Дивизиональная ОСУ
Это промежуточная ОСУ между статичными и гибкими структурами управления. Основным звеном управления явл. дивизион – отделение, которое обладает финансовой самостоятельностью и отвечает за формирование доходов и расходов своего отделения и предприятия.
Типы дивизиональных структур:
- Дивизиональная ОСУ, ориентированная на покупателя.
- Продуктовая дивизиональная ОСУ.
- Региональная дивизионная ОСУ.
В практике применяется смешанный тип дивизиональной ОСУ (в компании продуктовый дивизион→региональная→на потребителя)
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
Все вышеперечисленные структуры недостаточно реагируют на изменение среды организации, снижают эффективность процесса управления. Их применение эффективно в условиях, когда поток нововведений не велик и когда изменение среды организации не существенно. Все эти структуры, по-русски называются статичными, по-американски – бюрократическими, по-английски – механистическими.
Когда же поток нововведений большой, изменения среды организации существенные и быстрые, то эффективней применять гибкие (адаптивные, органические) ОСУ.
Гибкие ОСУ:
1. Проектная
Под проектной ОСУ понимается временная организация создаваемая для решения конкретной комплексной задачи, а именно для разработки проекта и его реализации. В одну команду собираются квалифицированные работники разных профессий (специалисты, исследователи) для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Руководство проекта осуществляет специально назначенный руководителем предприятия специалист, и ему подчиняются все работники команды и выделенные для этой цели ресурсы.
Проектные структуры различаются между собой по масштабу деятельности, по широте охвата проблем и отраслей знаний и производства, а также по кругу полномочий и по связям с внешней средой.
2. Матричная
Это разновидность проектной структуры управления. В ней специалисты проектной команды подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям функциональных подразделений, в которых они работают.
Достоинства:
Недостатки:
3. Сетевая
Она возникла в 80-е годы ХХ века, когда международная конкуренция и стремительные технологические изменения вызвали массовое реструктурирование компаний во всех отраслях. Руководители компаний заключали контракты с другими фирмами для объединения в различные типы сетевых структур. Хотя сетевые связи существовали гораздо раньше (≈ 1920 год – обобщение опыта). Задатки были в XV-XIX веках (к примеру, независимые семейные мастерские они связаны между собой, но расположены в различных местах и координировал работу этих мастерских купец, который доставлял по технологической цепочке сырье и полуфабрикаты).
Сетевые организации представляют собой объединения предприятий имеющих общую задачу воспроизводственной цепи:
1 часть цепи – разработка продукта
2 часть – производство и поставка комплектующих
3 часть – изготовление и сборка изделий
4 часть – продвижение к потребителю
5 часть – продажа
Входящие в сеть предприятия могут принадлежать одной или разным отраслям, компаниям, но как объект данной цепи подчиняются ее общим правилам и интересам.
Сетевые организации отличаются от др. типов организаций по ряду признаков:
· Если последние десятилетия фирмы, использующие традиционные формы организации, предпочитали содержать в своей структуре все необходимые ресурсы, то многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенных в различных точках ценностной цепи.
· Сетевые организации больше полагаются на рыночный механизм, чем на административные формы управления потоками ресурсов.
· В растущем числе отраслей, включая производство ЭВМ, полупроводников и т.д., сети представляют собой объединение организаций, основанные на кооперации и взаимном владении акциями участников группы, а именно производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний
Сетевая организация сочетает специализацию функциональной фирмы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной структуры. Все предприятия входящие в сеть работают на основе контракта.
Достоинства:
Недостатки:
4. Бригадная
В ней отсутствует жесткое распределение сотрудников по техническим, экономическим, управленческим службам. В них могут сохраняться или отсутствовать функциональные звенья. Когда функциональные звенья отсутствуют, то организацию можно назвать собственно бригадной. Эта форма, как правило, применяется в организации с высоким уровнем квалификации специалистов при их надлежащем техническом оснащении.
Достоинства:
Недостатки:
5. Виртуальная
Виртуальная корпорация–
Отличительными чертами виртуальной организации являются:
· Временный характер функционирования;
· Осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
· Взаимоотношения с партнерами и другими заинтересованными организациями на базе серии соглашений, договоров взаимного владения активами;
· Образование временных альянсов с организациями в смежных областях деятельности;
· Частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это выгодно;
· Договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
Виртуальная корпорация, находясь в основном в совместной собственности организаций участников, является стратегическим альянсом, связывающим воедино их специфические цели и скоординированные усилия. Базовая цель виртуальной корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке. Автономные группы работников, соединенные с помощью компьютерных сетей, способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах по всему миру.
Достоинства:
Недостатки:
6. ОСУ с внутренним рынком
Они появились в 90-х годах ХХ века. Эти организации используют принципы предпринимательства и рыночных отношений внутри предприятия. Такой подход распространяется на все линейные и функциональные звенья. Все звенья управления участвуют во внутрифирменных и межфирменных связях, объединяются с помощью единых информационных сетей, финансовых систем и предпринимательских систем.
Принципы организации внутреннего рынка компании:
· Создание экономической инфраструктуры для принятия решений. Специалисты формируют и регулируют инфраструктуру данной организационной экономики, создавая общие системы отчетности, коммуникаций, стимулов, управленческой политики, предпринимательской культуры и т.д. Руководство может также поощрять создание различных деловых объединений (например, фирмы венчурного капитала, объединения консультантов и т.д.).
· Преобразование иерархии управления во внутренние предпринимательские объединения. Все производственные и вспомогательные подразделения в предприятия, которые не только отвечают за результаты деятельности, но и принимают на себя управление производством независимого предприятия.
· Корпоративное руководство по организации совместной деятельности. Сердцевину структуры организации с внутренним рынком составляют новые предприятия по производству продукции или оказанию услуг. Вспомогательные функциональные подразделения являются коммерческими центрами, продающими свои услуги другим подразделениям или внешним заказчикам. Сеть деловых взаимоотношений, сформировавшихся в результате взаимодействия всех функциональных и линейных подразделений, образуют внутреннюю рыночную экономику.
Достоинства:
Недостатки:
7. Партисипативная ОСУ
IV. Виды ОСУ
1. В зависимости от степени централизации функций управления:
1.1. централизованные Кц≥0,7
1.2. частично централизованные 0,7>Кц≥0,4
1.3. децентрализованная Кц<0,4
Коэффициент централизации (Кц) -___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В зависимости от количества уровней управления:
2.1. многоступенчатая (многозвенная)
2.2. двухзвенная
3. В зависимости от типа организации:
3.1. Вертикально-интегрированные.
.
3.2. Горизонтально-интегрированные.
3.3. Диагонально-интегрированная.