Теоретические основы менеджмента
Теоретические основы менеджмента
I. Определение понятия менеджмент
Менеджмент(англ.) – управление
1. Менеджмент – это современная наука и деятельность
2. Менеджмент – это специальные знания и искусство управления
3. Менеджмент – это функция и процесс
И т.д.
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» в зарубежной практике
- менеджмент – это управление хозяйственной сферой (to manage)
- управление в политической сфере (to govern)
- управление в сфере техники (to control)
В российской практике «управление» и «менеджмент» также не тождественны.
__Отличия:
по объекту воздействия (мы не говорим менеджмент автомобиля, менеджмент станка и т.д.), по сферам реализации(мы не говорим менеджмент в биологической системе, менеджмент в кибернетической системе и т.д.), по уровням управления (мы не говорим менеджмент президента, менеджмент губернатора и т.д.)
Соотношение понятий «менеджмент» и «управление» на уровне предприятия
№ | Управление | |
В закрытых системах | В открытых системах | |
Как административное воздействие | Как процесс мотивации для активизации деятельности | |
По отношениям от плана с начальной постановки цели | Ситуационное управление по конечным результатам | |
Функциональное управление по стадиям пр-ва | Управление по бизнес процессам | |
В жестких, властных структурах | Управление в гибких, организационных структурах | |
Основано на жестких инструкциях и регламентациях | Адаптивное управление с использованием гибких технологий и с учетом индивидуальности чел. | |
Как жесткая система контроля | Как адаптивная, гибкая система контроля | |
Путем интеграции и ограничения по использованию внутренней системы конкуренции | Управление на основе диверсификации | |
Управление вертикального и горизонтального руководства, т.е. авторитарного руководства | Управление на основе корпоратизма, балансов стимулов и мотивов, а так же сочетания интересов владельцев различных форм собственности и различных форм предприятий | |
Управление с помощью системы маркетинга | Управление на базе концепции многоуровневого и много профессионального маркетинга |
Менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики, в котором участвуют профессионально подготовленные управленцы, использующие современные методы, принципы управления, различные нововведения в области управления с целью повышения конкурентоспособности предприятия.
II. Виды и модели менеджмента
Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач:
1. По признаку объекта:
А) Общий менеджмент.
Б) Функциональный менеджмент. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. По содержанию:
А) Нормативный
Б) Стратегический
В) Оперативный
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По уровням управления:
1) ТОП менеджмент –
2) Мидл менеджмент –
3) Уровень супервайзеров – _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Модели менеджмента:
1. По особенностям менеджмента:
а) модель здравого смысла
б) западная модель
в) советская модель
г) модель менеджмента XXI века
2. По особенностям национальных экономик
а) Американская
б) Японская
в) Германская
г) Шведская
и т.д.
Сравнение Американской и Японской моделей менеджмента
№ | Япония | США |
Система пожизненного найма | Краткосрочная работа по найму | |
Принцип старшинства при оплате и назначении | Оплата по индивидуальным результатам работы | |
Неформальный контроль | Формальный контроль | |
Нечеткое описание рабочего задания | Четкое описание рабочего задания | |
Согласованные решения | Индивидуальные решения | |
Коллективная ответственность | Индивидуальная ответственность | |
Акцент на координацию и сотрудничество | Акцент на эффективность и результат | |
Обучение без отрыва от производства | Соц. программы повышения квалификации | |
Вербовка новых выпускников ВУЗов | Вербовка новых выпускников и более взрослых квалифицированных сотрудников | |
Долгосрочная ориентация | Повышенное внимание к текущим результатам |
III. Принципы менеджмента
Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми действующих закономерностей.
Принципы менеджмента – объективное начало (основа), которое необходимо учитывать при разработке любого управленческого решения или мероприятий по совершенствованию системы управления. Принципы менеджмента не являются застывшими догмами. В течение определенного времени принципы развиваются, конкретизируются, совершенствуются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции управления. Впервые принципы управления более детально были сформированы А. Файолем.
Современные принципы управления:
- Лояльность к работающим
- Ответственность – обязательное условие успешного управления
- Коммуникации, пронизывающие организацию сверху - вниз, снизу - вверх и по горизонтали
- Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работников
- Долевое участие каждого работника в результатах деятельности предприятия
- Своевременная реакция на изменение во внешней среде
- Методы работы с людьми направленные на создание удовлетворенности от работы
- Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условия согласованности и слаженности
- Умение контактировать с поставщиками и исполнителями
- Честное отношение и доверие к людям
- Этика бизнеса
- Использование в работе фундаментальных основ менеджмента
- Четкое представление о роли и месте организации в будущем
- Качество личной работы и постоянное самосовершенствование
Цели и функции менеджмента
Цели организации
Цель – конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательными и на достижение которых направлена ее деятельность.
Требования к разработке целей организации: SMART
S – specifie, т.е конкретное
M – measurable, т.е. измеримые
A – attainable, т.е. достижимые
R – relevant, т.е. ориентированные на результат
T – time – bound, т.е. определенные во времени
Классификация целей:
1) По периоду времени:
2) По содержанию:
3) По деловой среде:
4) По функциональным подсистемам:
5) По степени повторяемости:
Для установления общих целей менеджмента, определения взаимосвязи между ними используется построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей.
Дерево целей – описание иерархии целей, задачи и их взаимосвязи.
При построении дерева целей необходимо учитывать следующие принципы:
1) Главная цель должна содержать описание конечно результата
2) При развертывании главной цели в иерархическую структуру целей соблюдается правило – реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения целей предыдущего уровня
3) Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, а также принятой в организации структуры и иерархии менеджмента
4) При формировании целей разных уровней следует отражать желаемые результаты, а не способы их достижения
5) Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга
6) Фундамент дерева целей должен составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенными способами и в заранее установленные сроки.
Вывод:
Установление целей предполагает прохождение 4-х этапов:
1) Выявление и анализ тенденций наблюдаемых в среде организации
2) Установление общих для организации целей
3) Построение иерархии целей
4) Установление индивидуальных целей
Вывод:
II. Функции менеджмента
Функция(лат.) – круг деятельности, назначение, роль.
В политэкономии под функцией понимается конкретная форма проявления сущности.
В математике функция – это зависимость одной переменной от др.
Большой вклад в развитие функций внес А. Файоль. Он выделил шесть функций / серий операций, осуществляемых компанией:
1) Техническая (производство)
2) Коммерческая (закупка, продажа)
3) Учет
4) Финансовая
5) Обеспечение безопасности (сохранность материальных благ и персонала)
6) Административная
Именно административной функции А.Файоль уделил особое внимание, определив ее роль следующим образом: предвидеть, организовать, руководить, координировать, контролировать.
В менеджменте функции применяются как к объекту, так и к субъекту управления.
Функции, применяемые к объекту управления, называются бизнес-функциями.
Функции, применяемые к субъекту управления, называются функциями менеджмента. Функция как категория менеджмента характеризует вид управленческой деятельности. Это совокупность видов работ, направленных на решение определенных задач и целей.
В зависимости от решаемых задач выделяются две группы функций менеджмента:
1) Общие функции менеджмента (основные) –
2) Конкретные функции менеджмента –
В качестве объекта управления могут выступать следующие элементы: ресурсы → процессы → результаты.
Классификация конкретных функций управления
1. По ресурсам:
2. По процессам:
3. По результатам:
Соотношение общих и конкретных функций управления:
III Типы ОСУ
- Линейная ОСУ
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
- Функциональная ОСУ (Ф. Тейлор)
Достоинства данной структуры:
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки данной ОСУ:
- Линейно-функциональная ОСУ:
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
Разновидности линейно-функциональной ОСУ:
а) блочная;
б) штабная;
в) ограниченного функционализма
г) и т.д.
В этой структуре функциональные звенья могут давать распоряжения линейным звеньям управления, но по ограниченному кругу вопросов, но несущественным (например, изменение сроков подачи документов, изменение расчетов какого-либо показателя). В тоже время соблюдается принцип единоначалия и установлена связь между функциональными и линейными звеньями управления.
В РФ существует два вида ограниченного функционализма:
1) концентрированного руководства (например, начальник ОТиЗ→начальник цеха→экономист цеха; гл. энергетик компании→начальник цеха→экономист цеха)
2) собственно ограниченного функционализма (например, начальник ОТиЗ→эк. цеха; гл. энергетик компании→экономист цеха)
- Дивизиональная ОСУ
Это промежуточная ОСУ между статичными и гибкими структурами управления. Основным звеном управления явл. дивизион – отделение, которое обладает финансовой самостоятельностью и отвечает за формирование доходов и расходов своего отделения и предприятия.
Типы дивизиональных структур:
- Дивизиональная ОСУ, ориентированная на покупателя.
- Продуктовая дивизиональная ОСУ.
- Региональная дивизионная ОСУ.
В практике применяется смешанный тип дивизиональной ОСУ (в компании продуктовый дивизион→региональная→на потребителя)
Достоинства данной структуры:
Недостатки данной ОСУ:
Все вышеперечисленные структуры недостаточно реагируют на изменение среды организации, снижают эффективность процесса управления. Их применение эффективно в условиях, когда поток нововведений не велик и когда изменение среды организации не существенно. Все эти структуры, по-русски называются статичными, по-американски – бюрократическими, по-английски – механистическими.
Когда же поток нововведений большой, изменения среды организации существенные и быстрые, то эффективней применять гибкие (адаптивные, органические) ОСУ.
Гибкие ОСУ:
1. Проектная
Под проектной ОСУ понимается временная организация создаваемая для решения конкретной комплексной задачи, а именно для разработки проекта и его реализации. В одну команду собираются квалифицированные работники разных профессий (специалисты, исследователи) для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Руководство проекта осуществляет специально назначенный руководителем предприятия специалист, и ему подчиняются все работники команды и выделенные для этой цели ресурсы.
Проектные структуры различаются между собой по масштабу деятельности, по широте охвата проблем и отраслей знаний и производства, а также по кругу полномочий и по связям с внешней средой.
2. Матричная
Это разновидность проектной структуры управления. В ней специалисты проектной команды подчиняются не только руководителю проекта, но и руководителям функциональных подразделений, в которых они работают.
Достоинства:
Недостатки:
3. Сетевая
Она возникла в 80-е годы ХХ века, когда международная конкуренция и стремительные технологические изменения вызвали массовое реструктурирование компаний во всех отраслях. Руководители компаний заключали контракты с другими фирмами для объединения в различные типы сетевых структур. Хотя сетевые связи существовали гораздо раньше (≈ 1920 год – обобщение опыта). Задатки были в XV-XIX веках (к примеру, независимые семейные мастерские они связаны между собой, но расположены в различных местах и координировал работу этих мастерских купец, который доставлял по технологической цепочке сырье и полуфабрикаты).
Сетевые организации представляют собой объединения предприятий имеющих общую задачу воспроизводственной цепи:
1 часть цепи – разработка продукта
2 часть – производство и поставка комплектующих
3 часть – изготовление и сборка изделий
4 часть – продвижение к потребителю
5 часть – продажа
Входящие в сеть предприятия могут принадлежать одной или разным отраслям, компаниям, но как объект данной цепи подчиняются ее общим правилам и интересам.
Сетевые организации отличаются от др. типов организаций по ряду признаков:
· Если последние десятилетия фирмы, использующие традиционные формы организации, предпочитали содержать в своей структуре все необходимые ресурсы, то многие сетевые организации используют коллективные активы нескольких фирм, расположенных в различных точках ценностной цепи.
· Сетевые организации больше полагаются на рыночный механизм, чем на административные формы управления потоками ресурсов.
· В растущем числе отраслей, включая производство ЭВМ, полупроводников и т.д., сети представляют собой объединение организаций, основанные на кооперации и взаимном владении акциями участников группы, а именно производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний
Сетевая организация сочетает специализацию функциональной фирмы, автономность дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов матричной структуры. Все предприятия входящие в сеть работают на основе контракта.
Достоинства:
Недостатки:
4. Бригадная
В ней отсутствует жесткое распределение сотрудников по техническим, экономическим, управленческим службам. В них могут сохраняться или отсутствовать функциональные звенья. Когда функциональные звенья отсутствуют, то организацию можно назвать собственно бригадной. Эта форма, как правило, применяется в организации с высоким уровнем квалификации специалистов при их надлежащем техническом оснащении.
Достоинства:
Недостатки:
5. Виртуальная
Виртуальная корпорация–
Отличительными чертами виртуальной организации являются:
· Временный характер функционирования;
· Осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;
· Взаимоотношения с партнерами и другими заинтересованными организациями на базе серии соглашений, договоров взаимного владения активами;
· Образование временных альянсов с организациями в смежных областях деятельности;
· Частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это выгодно;
· Договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.
Виртуальная корпорация, находясь в основном в совместной собственности организаций участников, является стратегическим альянсом, связывающим воедино их специфические цели и скоординированные усилия. Базовая цель виртуальной корпорации – объединение ключевых технологий и компетенций для того, чтобы наиболее полно удовлетворить спрос на потребительском рынке. Автономные группы работников, соединенные с помощью компьютерных сетей, способны работать не только последовательно, но и одновременно в разных местах по всему миру.
Достоинства:
Недостатки:
6. ОСУ с внутренним рынком
Они появились в 90-х годах ХХ века. Эти организации используют принципы предпринимательства и рыночных отношений внутри предприятия. Такой подход распространяется на все линейные и функциональные звенья. Все звенья управления участвуют во внутрифирменных и межфирменных связях, объединяются с помощью единых информационных сетей, финансовых систем и предпринимательских систем.
Принципы организации внутреннего рынка компании:
· Создание экономической инфраструктуры для принятия решений. Специалисты формируют и регулируют инфраструктуру данной организационной экономики, создавая общие системы отчетности, коммуникаций, стимулов, управленческой политики, предпринимательской культуры и т.д. Руководство может также поощрять создание различных деловых объединений (например, фирмы венчурного капитала, объединения консультантов и т.д.).
· Преобразование иерархии управления во внутренние предпринимательские объединения. Все производственные и вспомогательные подразделения в предприятия, которые не только отвечают за результаты деятельности, но и принимают на себя управление производством независимого предприятия.
· Корпоративное руководство по организации совместной деятельности. Сердцевину структуры организации с внутренним рынком составляют новые предприятия по производству продукции или оказанию услуг. Вспомогательные функциональные подразделения являются коммерческими центрами, продающими свои услуги другим подразделениям или внешним заказчикам. Сеть деловых взаимоотношений, сформировавшихся в результате взаимодействия всех функциональных и линейных подразделений, образуют внутреннюю рыночную экономику.
Достоинства:
Недостатки:
7. Партисипативная ОСУ
IV. Виды ОСУ
1. В зависимости от степени централизации функций управления:
1.1. централизованные Кц≥0,7
1.2. частично централизованные 0,7>Кц≥0,4
1.3. децентрализованная Кц<0,4
Коэффициент централизации (Кц) -___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В зависимости от количества уровней управления:
2.1. многоступенчатая (многозвенная)
2.2. двухзвенная
3. В зависимости от типа организации:
3.1. Вертикально-интегрированные.
.
3.2. Горизонтально-интегрированные.
3.3. Диагонально-интегрированная.
Методы менеджмента
Методы менеджмента –
В зависимости от того, требования каких законов реализуются в этих способах и приемах выделяются три группы методов менеджмента:
- Экономические
- Социально-психологические
- Организационно-распорядительные
I. Задачи ПР и их типология
Классификация ЗПР – инструмент диагностики
Классификация ЗПР:
1. Информация о проблемной ситуации:
А) ЗПР в условиях определенности. Выработка и принятие решений происходят при наличии полной и достоверной информации о проблемной ситуации, о целях, ограничениях и последствиях решения
Б) ЗПР в условиях вероятной определенности. Характерна неполнота и недостоверность информации о проблемной ситуации, которая может быть учтена путем описания закономерностей случайных объектов, с помощью вероятных характеристик (параметров, законов распределения случайных величин и случайных процессов), оценивающихся с помощью статистических данных.
В) ЗПР в условиях неопределенности. Не м.б. описаны на языке теории вероятности, либо в силу уникальности соответствующих обстоятельств/явлений, либо в силу каких-то иных причин.
2. Число критериев оценки альтернатив:
3. По числу ЛПР:
4. По кратности решения задач:
5. По типу выбора ЗПР:
Требования предъявляемые к менеджерам на современном этапе
Руководитель –
Менеджер –
Виды менеджеров:
1) По видам управления
2) По видам деятельности
Требования к менеджеру на современном этапе:
1. Менеджер должен обладать профессиональными знаниями и постоянно совершенствоваться
2. Менеджеры должны обладать организаторскими способностями:
· Адаптационная мобильность – склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний, инициативность, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности, а также готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание и предприимчивость
· Контактность – общительность, экстровертность, интерес к людям, обладание эмпатией, умение убеждать людей видеть себя со стороны, уметь слушать людей.
· Стрессоустойчивость – интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость к мышлению.
· Доминантность - честолюбие, властность, стремление к личной независимости, самоуважение идущее вместе с высокой самооценкой, смелость и волевой характер.
3. Органическое соединение проф. знаний и организаторских способностей (квадрат Наполеона (ум-время))
4. Высокие личные качества. Обладание самоменеджментом. Обладание односекундным, одноминутным менеджментом. Здоровье. Целеустремленность. Коммуникабельность. Смелость. Трудолюбие. Ответственность.
Требования к менеджерам в разных странах:
Япония:
1) Профессионализм
2) Компетентность
3) Высшая ответственность и достоинство
4) Способность к риску
5) Чувство нового (предпринимательские способности)
6) Высокая работоспособность
7) Чувствительность (восприятие настроения персонала, оценка ситуации) и профессиональная интуиция
США:
1) Умение владеть знаниями и собой
2) Четкие ценности
3) Наличие личных целей
4) Постоянная потребность в саморазвитии
5) Навыки (опыт) решения проблемы
6) Творческий подход
7) Умение влиять на окружающих
8) Умение мотивировать работу (понимать особенности труда и особенности исполнителя)
9) Способность распределять работу, оценивая ее качества
10) Умение организовывать групповую работу
Франция:
1) Внешний вид
2) Авторитет
3) Техническая компетентность
4) Жизненный опыт
5) Неординарность
6) Дар божий – деловое общение, умение ладить с людьми
Функции руководителя:
По Файолю (пять функций):
1) Предвидение и планирование (по фр. прозорливость)
2) Организация. “Выстраивание структуры п/п как материальной, так и человеческой”. Задача руководителя состоит в том, чтобы построить ОСУ, которая даст возможность реализовать деятельность фирмы оптимальным образом. В этих ОСУ должно быть обеспечено единство распоряжения и указания, четкое определение ответственности принятия адекватных решений.
3) Отдание распоряжений. “Поддержание активности в среде персонала”.
4) Координация. “Работа вместе, в тесной взаимосвязи, объединив умения и гармонически действия”.
5) Контроль. “Наблюдение за тем, чтобы все происходило в соответствии установленными правилами и сделанными распоряжениями”.
6)
По Джону Адаиру:
1) Определение задания. Чтобы достичь поставленной цели, особенно при реализации долгосрочных проектов ее необходимо разбить на ряд конкретных выполнимых заданий.
2) Планирование
3) Инструктаж (см. таблицу «Искусство инструктажа»)
Таблица - Искусство инструктажа
Навык | Определение | Как это сделать |
«Подготовка» | Способность заранее продумывать и планировать сообщения | В разговоре выделяйте начало, середину и конец. Приготовьте хорошие наглядные пособия, но не слишком много, заранее подготовьте комнату |
«Разъяснение» | Способность объяснить что-либо или делать что-либо доступным для понимания | Разберитесь сначала сами. Избегайте туманных, расплывчатых объяснений. Используйте поясняющие вопросы |
«Упрощение» | Способность облекать сложные задачи в простые формы | Установите зависимость между знакомым и незнакомым, используя аналогии из ежедневной жизни. Избегайте сложной терминологии. Сначала объясните задание в общих чертах. Подведите итоги |
«Оживление» | Способность «оживить» предмет | Используйте живой язык и даже трюки, юмор. Будьте энтузиастом и заражайте энтузиазмом других |
«Быть самим собой» | Способность управлять нервами и вести себя естественно перед аудиторией | Дышите глубоко. Устраняйте нервные привычки. Держите себя, как следует |
4) Контроль
5) Оценка работы. Обычно включает подведение итогов работы, разбор выполненных заданий, похвала, сравнение и осуждение. Охватывает три сферы предложенного плана действий:
· Оценка последствий
· Оценка работы коллектива
· Оценка сотрудников
6) Мотивация
7) Организация. Руководитель сам лично не должен выполнять работу. Его задача состоит в том, чтобы инфраструктура работала эффективно и своевременно.
8) Личный пример. Исследование эффективных организаций показывают, что основным залогом их успеха явл. поведение целей и установки руководителя.
Роль руководителя:
По Генри Минзбергу: 10 управленческих ролей, которые могут структурироваться в три области: (см. таблицу «Десять управленческих ролей по определению Минцберга»)
1) межличностная. Охватывает связи, которые руководитель имеет с другими людьми. Внутри этой категории различаются три роли:
· Главный руководитель (представитель). Руководитель должен действовать как представители, вследствие их формального авторитета и положения, т.к. они представляют свою организацию.
· Лидер. Руководители должны совместить потребность организации и отдельных лиц находящихся в их подчинении.
· Связующий. Имеет дело с отношениями по горизонтали.
2) информационная включает 3 роли:
· Получатель
· Распределитель информации. Относится к информации как фактического, так и оценочного характера.
· «рупор» коллектива – представитель. Руководитель должен передавать информацию как всей организации, так и отдельным работникам организации.
3) управленческая. Эта группа ролей связана с ППУР и включает 4 группы ролей:
· предприниматель
· устраняющий нарушения
· распределитель ресурсов.
· ведущий переговоры
Таблица – Десять управленческих ролей по определению Минцберга
Роль | Описание | Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера | Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности | Фактически все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено | Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Приемник информации | Ведет поиск и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую успешно использует в интересах дела; выступает как «нервный центр» внешней и внутренней информации, поступающей в организацию | Обработка почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы) |
Представитель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления (включая передачу информации во внешние организации и другим лицам) |
Роли, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов совершенствования деятельности |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации | Составление графиков, запросы полномочий: действия, связанные с составлением и исполнением бюджетов; программирование работы подчиненных |
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех важных переговорах | Ведение переговоров |
По Айчеку Эдайзису:
В книге «Как разрешить кризис неправильного управления» он выделяет четыре типа ролей руководителей:
1) Производственная. Хорошо справляется с выполнением действий. Хорошие производители обладают обширными технологическими навыками в своей отрасли.
2) Администраторы. Умело устанавливают и поддерживают порядок. Они знают, как планировать, организовывать, координировать и планировать работу.
3) Новаторы. Они могут предвидеть будущее, разработать стратегию п/п и убедить подчиненных в необходимости реализации этой стратегии
4) Интеграторы. Умело осуществляют групповую работу. Они могут ставить индивидуальные цели и превращать их в групповые.
II Стиль руководства
Стиль руководства –
В стиле управления выделяются две составляющих:
1. Объективная – общая. Компонентами общей составляющей являются:
2. Субъективная – индивидуальная. Компоненты определяются индивидуальными характеристиками руководителей.
В зависимости от этих характеристик в 30-е годы Курт Левин выделил три стиля управления:
<