Обслуживающее лидерство. Моральное лидерство.
Понятие «обслуживающее лидерство» (servantleadership) было введено в научный и практический оборот Робертом Гринлифом, опубликовавшим множество работ, развивающих эту концепцию. Одна из них называется «Слуга как лидер» («TheServantasLeader»).
Согласно данной теории, действительные лидерские качества проявляются в том человеке, который ориентирован на оказание помощи и поддержки другим в их индивидуальном и профессиональном росте.
В том числе через формирование команды единомышленников и делегирование полномочий, создание условий личной вовлеченности последователей в процесс деятельности и принятия решений, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в организации, а также этического и заботливого поведения самого лидера и т. п.
Таким образом, обслуживающим лидером может считаться тот, кто создает условия для удовлетворения профессиональных потребностей своих последователей. Показателями эффективности обслуживающего лидерства являются: индивидуальный профессиональный рост и развитие личностей последователей, свободные, независимые действия с их стороны и появление у них желания поддерживать других, то есть обслуживающего и поддерживающего сообщества.
Поиск морального лидерства во многом является поиском баланса власти и морального авторитета.
От лат. auctoritas - суждение, влияние, вес, пример) - в широком смысле — общепризнанное влияние лица или организации на различные сферы общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте данного лица или организации, когда общество признало их критерием или идеалом поведения, по которому оцениваются установки и социальные действия остальных членов общества.
Власть – это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.
Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации.
Власть может принимать разнообразные формы. В управленческой литературе выделяют восемь основных форм власти.
Власть, основанная на принуждении, предполагает влияние через страх, через угрозу удовлетворению потребностей человека. При этом менеджер использует различные формы наказания: намек на увольнение, лишение каких-то полномочий, блокирование продвижения по службе, понижение в должности, выговор, штраф.
Легитимная (законная, традиционная) власть основана на готовности подчиненными признать власть руководителя в силу занимаемой им должности. Пределы легитимной власти ограничиваются такими факторами, как культура, обычаи и система ценностей, характерными для организации. Взамен подчиненные получают ощущение принадлежности к социальной группе, защищенности.
Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на других людей. Власть примера, референтная власть основана на харизме, свойственной личным качествам или стилю поведения человека. Власть эксперта осуществляется через влияние на поведение подчиненных посредством специализированных знаний руководителя, высокого образовательного уровня, опыта, таланта, навыков.
К такому сотрудничеству побуждают две современные формы влияния – убеждение и участие.
Власть, основанная на убеждении – это влияние через активную передачу своей точки зрения. Власть построена на признании руководителем зависимости от исполнителя, его компетентности, на передаче ему части власти. Слабыми сторонами убеждения являются медленное воздействие, неопределенность, одноразовость действия.
Основанная на участии в принятии решений, предполагает еще большее, чем в случае убеждения, признание власти исполнителей.
Современная практика управления фактически исключает принятие решений одним человеком, поэтому на конкретное решение могут влиять не только руководители. Эта форма влияния предполагает готовность руководителя поступиться своими полномочиями и наличие у подчиненных потребностей высшего уровня: в успехе, уважении, росте, самовыражении, власти.