Тема 5. Школа поведенческих наук (теория социальных систем)

(1950-е гг. - по настоящее время)

Главные представители – А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Арджирис, Д. Макгрегор, Р. Лайкерт и др.

Ключевые категории – личность, человеческие ресурсы, потребности, мотивация, поведение персонала, качество трудовой жизни, социальная система, гуманизация управления.

Целью данной школы было увеличение результативности деятельности организации за счет повышения эффективности использования ее человеческих ресурсов, создания необходимых условий для раскрытия способностей работников и реализации их творческого потенциала.

В рамках школы были исследованы многообразные аспекты социального взаимодействия работников и менеджеров: проблемы индивидуальной и групповой мотивации, поведения, власти, лидерства, авторитета, межгрупповых отношений, коммуникаций, социально-психологического климата, изменения содержания работы и качества групповой жизни. При этом разрабатывались вопросы не только налаживания межличностных отношений, но и оказания помощи каждому работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепции поведенческих наук к управлению организацией. Было доказано, что реализация основных положений данной модели дает возможность менеджменту значительно повысить эффективность работы персонала, сформировать инновационный тип организационной культуры и, в конечном счете, повысить конкурентоспособность объекта управления. Важно, что достижение результата обеспечивается за счет активизации человеческого фактора, т.е. наиболее экономичными способами, не требующими крупных финансовых вложений, что весьма актуально для современного состояния большинства российских предприятий.

Постулаты школы поведенческих наук послужили основой развития бихейвиористского подхода к управлению, который сохраняет свое значение и в настоящее время. Человеческие ресурсы выступают основным капиталом современной организации и ее главным конкурентным преимуществом. Их следует рассматривать как стратегический актив компании: именно они претворяют в жизнь ее стратегические планы.

Центральное место в исследованиях данного направления занимают проблемы мотивации трудовой деятельности работников, рассматриваемые с точки зрения психологических и социальных факторов.

Одной из наиболее значимых фигур школы является американский психолог Абрахам Гарольд Маслоу (1908-1970). Он получил широкую известность как автор наиболее популярной иерархической теории мотивации – «пирамиды потребностей». Взгляды и достижения А. Маслоу изложены в трудах «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934), «Мотивация и личность» (1954).

В 1940-х гг. Маслоу была разработана иерархическая теория мотивации. В ее основу была положена классификация потребностей, предложенная в тот же период психологом из Гарварда Г. Мурреем. Согласно концепции Маслоу у человека имеется множество иерархически расположенных потребностей, совокупности которых можно распределить, выделив пять основных уровней;

- физиологические потребности - в пище, воде, одежде, отдыхе, сне и др.;

- потребности в безопасности и защищенности - уверенность в защите от угрожающих факторов внешней среды и удовлетворении физиологических потребностей в будущем;

- потребности в принадлежности и причастности к группе - социальное взаимодействие, привязанность, поддержка, помощь;

- потребности в признании и уважении - признание окружающими, самоуважение, личные достижения;

- потребности в самовыражении - реализация внутреннего потенциала, самоутверждение, личностный рост.

Как указывал Маслоу, первые две группы потребностей являются «низшими» (материальными), они требуют удовлетворения в первую очередь; последующие группы – «высшие» (духовные) по своей природе. Положение каждой группы потребностей в пирамиде является фиксированным, движение в пирамиде в процессе мотивации осуществляется в восходящем направлении. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действиям, направленным на их удовлетворение, а удовлетворенные потребности утрачивают свою значимость. Каждая последующая группа иерархии приобретает мотивирующую силу, как правило, только после того, как удовлетворена предыдущая. Таким образом, главное в концепции А. Маслоу не «список потребностей», а представление их происхождения и взаимосвязей, ранжирование целей индивида по степени важности потребностей.

На основании разработанной концепции менеджерам были даны следующие практические рекомендации:

- наблюдать за работниками и определять потребность, актуальную в данный момент;

- мотивировать эффективность работы, удовлетворяя активную потребность работника;

- создавать ситуации, в которых работник получает возможность удовлетворять свои потребности во благо целей организации.

Несмотря на отдельные недостатки (детерминированность перехода, игнорирование личностных, ментальных особенностей, ситуационных факторов и др.), пирамидальная модель А. Маслоу стала важным вкладом в развитие теории и практики современного управления. Был дан импульс последующим изысканиям, приведшим впоследствии к формированию ряда содержательных теорий мотивации (К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг и др.). Они концентрировались на выявлении в анализе содержания факторов мотивации, объясняя поведение человека стремлением к удовлетворению активных потребностей и представляя мотивацию, как правило, на уровне отдельно взятой личности.

Видным представителем бихейвиористского направления является Фредерик Ирвинг Герцберг (1923 - 2000), профессор Кливлендского университета, автор двухфакторной теории мотивации, «отец обогащения труда». В 1995 г. агентство « International Press» назвало его книгу «Работа и природа человека» среди 10 книг, внесших самый значительный вклад в развитие управленческой теории и практики в ХХ в.

В основу предложенной Герцбергом в конце 1950-х гг. двухфакторной модели мотивации легли результаты проведенных исследований по установлению различий в факторах, ведущих к удовлетворенности или неудовлетворенности трудом.

На основании полученных данных выделено две группы факторов:

- гигиенические - факторы «поддерживающие» («здоровья»), включающие политику руководства, условия труда, заработную плату, межличностные отношения, степень контроля за работой;

- мотивирующие - факторы удовлетворения (собственно мотиваторы), включающие успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста.

Согласно заключению Ф. Герцберга гигиенические факторы связаны с окружающей работника средой, при положительном проявлении они обусловливают нейтральное состояние работников и не дают развиться неудовлетворенности работой. Они формируют благоприятный социально-психологический климат, но не повышают производительность труда. Только при их отсутствии или недостаточности мотивация труда снижается. Мотивирующие факторы обусловлены характером в сущностью работы, они активно воздействуют на поведение человека и усиливают (ослабляют) мотивацию к труду.

Для практической реализации данной модели менеджерам были даны следующие предписания:

- следует обеспечить наличие в организации двух групп факторов одновременно;

- первостепенное внимание уделять выявлению и устранению факторов, вызывающих неудовлетворенность работников;

- концентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих факторов, способствующих «обогащению труда»;

- добиваться высоких результатов труда через механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.

Несмотря на некоторые недостатки (неоднозначность оценки гигиенических и мотивирующих факторов, вероятностный характер их влияния, игнорирование индивидуальных особенностей работников и др.), теория Герцберга оказала большое влияние на развитие современных подходов к мотивации персонала. Внедрение данной концепции в область практического менеджмента дало большую отдачу, положив начало грандиозным программам обогащения труда.

Значительный вклад в развитие теории поведенческих наук внес Дуглас Макгрегор (1906 - 1964), профессор школы менеджмента Мичиганского университета. Он сосредоточил свое внимание на исследовании вопросов лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях. Широкую известность принесли ему работы «Человеческая сторона предприятия» (1960), «Профессиональный менеджер» (1960).

Большое признание получила разработанная Д. Макгрегором в начале 1960-х гг. теория «Х» и «У». Она представляет собой дихотомию теорий, характеризующих две модели управления на основе таких показателей, как отношение работника к труду, контролю, ответственности и вознаграждению.

Согласно теории «Х» руководитель-автократ централизует полномочия, единовластно принимает решения, навязывает свою волю подчиненным, требует неукоснительного исполнения заданий, игнорируя потребности и интересы персонала, для достижения целей организации руководитель применяет методы принуждения и поощрения («кнута и пряника»).

По теории «У» руководитель-демократ использует стремление работников к самовыражению и высокой цели, поощряет самостоятельность, творчество, инициативу, оказывает доверие, вовлекает персонал в процесс управления. Задача руководителя – «интеграция», т.е. создание условий для достижения индивидуальных и организационных целей. Отсутствие необходимых качеств у работника и соответствующих условий в организации обусловлено плохим руководством. Также Макгрегор уделял внимание проблеме формирования квалифицированных менеджеров и создания благоприятных условий для роста человека в организации. Вместо «технического» метода подготовки менеджеров он предлагал использовать «сельскохозяйственный подход», основанный на создании соответствующих условий («почва, температура, климат и удобрения»), при которых «семена» (скрытый талант к управлению) могут развиться наилучшим образом.

Труды Д. Макгрегора способствовали значительному развитию теории управления человеческими ресурсами. В практической сфере они дали мощный стимул к использованию стиля руководства, основанного на участии работников в принятии решений. По выражению Дж. Полларда, идеи Макгрегора явились «самым смелым вызовом традиционной парадигме американского менеджмента».

В целом теория представляет два диаметрально противоположных подхода к управлению. Критики отмечали недостатки теории: полярность подходов к управлению, отсутствие промежуточного варианта, игнорирование факторов внешней среды и др. Как правило, в чистом виде на практике ее положения не применяются, в реальных условиях целесообразно сочетание различных приемов управления. В развитие данной теории в середине 1980-х гг. Уильямом Оучи были предложены промежуточные модели «Z» и «A», адаптированные соответственно к японскому и американскому менеджменту.

Ренсис Лайкерт (1903 - 1981), профессор Мичиганского университета, развил представления о лидерстве. На основе эмпирических исследований он в 1961 г. выдвинул теорию, представляющую собой континуум стилей лидерства в диапазоне от 1 до 4. Его крайние позиции отражают руководство, сосредоточенное на работе, и руководство, сосредоточенное на человеке, между которыми располагаются промежуточные типы лидерского поведения.

В целом развитие положений школы поведенческих наук поставило изучение поведения работника в сфере трудовых отношений на научную основу. Практическое применение достижений бихейвиористского направления способствовало росту эффективности организации на основе рационального использования ее человеческого потенциала. Исследования представителей этой школы способствовали возникновению в 1960-х гг. особой управленческой функции, получившей название «управление персоналом».

Главный вывод поведенческой концепции состоял в следующем: каждая организация представляет собой недетерминированную социальную систему, в центре которой находится человек, реализующий в процессе трудовой деятельности стремление к удовлетворению многообразных потребностей. По существу, это означало отказ от представлений о рабочей силе как о «даровом богатстве» либо «расходном материале» и признание экономической целесообразности инвестиций, целевых капиталовложений в развитие человеческих ресурсов организации на основе формирования продуктивной рабочей среды, поддержания высокой работоспособности, тренинга персонала, создания благоприятных условий для полного раскрытия возможностей и способностей, заложенных в каждой личности.

Тема 6. Школа науки управления (количественный подход)

(1950-е гг. - по настоящее время)

Основные представители - П. Самуэльсон. П. Друкер, Р. Акофф, В.В. Леонтьев, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В.С. Немчинов, И. Ансофф и др.

Ключевые категории - исследование операций, кибернетика, технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, информатизация, автоматизация и компьютеризация, эффективность управления.

Цель данного направления - оптимизация производственных процессов на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем, теории информации и метода исследования операций, а также с развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Стимулирующим фактором к применению количественных методов в управлении послужило развитие вычислительной техники и информационных систем управления. Это позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые отражают состояние внутренней и внешней среды объекта управления, следовательно, в наибольшей степени приближаются к реальности и являются более точными.

Ключевой характеристикой школы науки управления является замена умозрительных заключений, эмпирических исследований и абстрактно-логического анализа формализованными моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями. Широкое применение получили модели теории игр, теории очередей, массового обслуживания, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др.

«Новая школа» базируется на системном изучении процессов принятия управленческих решений с применением математических методов, современных информационных технологий и новейших технических средств. С помощью этих методов школа стремится достичь повышения рациональности и обоснованности решения задач управления.

Различают два главных направления данной школы:

- исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники;

- рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

Первое направление известно в истории менеджмента под общим названием «исследование операций», которое означает применение количественных методов к обоснованию решений, принимаемых в различных областях целенаправленной человеческой деятельности (военное дело, экономика, строительство, медицина и др.). Приемы исследования операций, названные экономико-математическими методами, дали менеджменту весьма необходимый математический инструментарий.

У истоков этих плодотворных идей лежало возникновение кибернетики (от греч. kibernetike – «искусство управления») - науки об общих законах управления (целенаправленного воздействия) сложными системами разного происхождения (общество, природа, живые организмы, техника и др.). Хотя сам термин известен со времен древней Греции, на научной основе кибернетика была проработана американским ученым Норбертом Винером (1894-1964) и английским ученым Уильямом Эшби (1903-1972). В 1948 г. и 1956 г. соответственно они опубликовали книги «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» и «Введение в кибернетику».

Основные заслуги этих исследователей заключаются в определении основных понятий управления, таких как информация, система и системный подход, обратная связь, которые характерны для всех живых организмов, общества машин и хозяйствующих субъектов: выделении информационной системы как самостоятельной, связывающей управляющую систему с управляемой.

Сложность применения кибернетического подхода состоит в необходимости использования при решении управленческих задач информации высокой степени надежности, экономико-математических построений, а также в отсутствии количественных измерителей человеческого, поведенческого и социального компонентов производства.

Развитию данного направления способствовало создание в 1930 г. В г. Кливленде (США) ассоциации «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные экономисты Й. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, Я. Тинберген и др. Для распространения передовых идей ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой организации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.

Выдающийся вклад в развитие экономико-математического направления в управленческой науке внесли российские ученые. Особых успехов в разработке экономико-математических методов достиг Леонид Витальевич Канторович (1912 - 1986), крупный российский ученый с мировым именем. В 1938 - 1939 гг. им была разработана новая область прикладной математики, названная позднее линейным программированием. Это дало возможность оптимально планировать и распределять различные ресурсы, эффективно решать плановые народно-хозяйственные задачи.

Канторович является автором более 300 научных работ. Высшим признанием заслуг Л.В. Канторовича явилось присуждение ему в 1975 г. Нобелевской премии в области экономики за исследования по оптимальному использованию ресурсов (совместно с американским ученым Т. Купмансом).

Большой вклад в разработку теории оптимального планирования экономики внес Виктор Валентинович Новожилов (1892 - 1970). Он сформулировал задачу составления оптимального народно-хозяйственного плана, приняв в качестве критерия минимум трудовых затрат. Им же были разработаны принципы соизмерения затрат и результатов при оптимальном планировании.

Создание первой в стране Лаборатории экономико-математических методов в Академии наук СССР в 1958 г. связано с именем Василия Сергеевича Немчинова (1894-1964). В изданной им в 1965 г. книге «Экономико-математические методы и модели» были приведены основные направления использования ЭММ в экономике: оптимальное планирование, разработка межотраслевых и межрегиональных балансов, решение технико-экономических задач, проведение математического анализа и др.

В 1930-1940 гг. А.Л. Лурье и В.Н. Толстой вели исследования рационализации транспортных перевозок. Академиком С.Г. Струмилиным были проработаны социально-трудовые отношения: исследованы проблемы демографии, статистики, экономики в организации труда, созданы числовые модели эффективности живого труда и баланса народного хозяйства. Также отечественные исследователи выполняли разработки в области использования экономико-статистических методов в анализе производственных процессов, выбора оптимального варианта капитальных вложений в энергетике и транспортном строительстве в др.

В становлении кибернетики в России велика роль академиков А.И. Берга, А.Н. Колмогорова, В.М. Глушкова и других ученых, благодаря которым она заняла достойное место в системе знаний об управлении, несмотря на необоснованные нападки и критику со стороны догматиков. Их главная заслуга - раскрытие неразрывной связи управления с процессами целенаправленной переработки информации. А.И. Берг по этому поводу писал: «Кибернетика - наука о целесообразном и оптимальном управлении сложными системами».

Кибернетика стимулировала широкое внедрение в управление различными системами, в том числе и производственными, электронной вычислительной техники, послужила теоретической основой их работы. Благодаря кибернетике процессы, связанные с получением и переработкой информации, заняли на производстве подобающее место наряду с процессами переработки материалов и энергии. Инициированное кибернетикой применение точных математических методов дало возможность внести в науку управления строгую обоснованность и доказательную целесообразность.

Начиная с 1950-х гг. и по настоящее время математические методы получили широкое распространение в экономических исследованиях. Управленческие проблемы стали исследоваться по нескольким направлениям: исследование операций, экспертное прогнозирование, теория массового обслуживания, теория принятия решений, эконометрика, разработка алгоритмов и методов социологических исследований в др. В частности, с задачами управления, не предусматривающими необходимость учета человеческих ресурсов, тесно связаны сетевые методы планирования и управления, такие как СРМ (метод критического пути) и PERT (метод оценки и пересмотра программ).

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. По определению специалиста в области имитационного моделирования Р.Е. Шеннона, «модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Применение моделей приобретает особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Ведущая роль в исследовании проблем управления принадлежит принятию решений на основе системного анализа. Первоначально системный анализ разрабатывался и применялся Министерством обороны США для решения военных проблем. Начиная с 1965 г. он стал широко использоваться для решения различных хозяйственных ситуаций, возникающих на промышленных предприятиях, в государственных учреждениях, организациях непроизводственной сферы и лр.

По определению корпорации RAND «системный анализ - это исследование, цель которого помочь руководителю, принимающему решение, в выборе курса действий путем систематического изучения его действительных целей, количественного сравнения (там, где возможно) затрат, эффективности и риска, которые связаны с каждой из альтернатив политики или стратегии достижения целей, а также путем формулирования дополнительных альтернатив, если рассматриваемые недостаточны». Системный анализ направлен на всестороннее уяснение проблем, стоящих перед организацией, и выявление будущих последствий принимаемых решений. Таким образом, системный анализ выступает основой прогнозирования. В настоящее время большое внимание уделяется разработке различных прогнозирующих систем. Достижением школы являются модели планирования, программирования и разработки бюджета (система PPBS), модели прогнозирования научно-технического и экономического развития, модели прогнозирования и оценки для управления разработками и многие другие.

В последние годы в менеджменте успешно развивается новое направление – организационное изменение. Наиболее яркими его представителями являются Том Питерс (род 1942) и Роберт Уотерман, авторы широко известных бестселлеров «В поисках совершенства», «Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании». Проведение организационных изменений предполагает переход от жестких технологий к гибким производственным системам, замену бюрократической пирамиды мобильными матричными структурами с «меняющейся геометрией», внедрение инновационных мероприятий и психологическую переориентацию работников.

Воплощением информационно-ориентированного подхода к исследованию структуры управления является модель жизнеспособной системы, разработанная Энтони Стаффордом Биром (1926-2002). Он утверждал, что структура нервной системы человека, эволюционировавшая в течение сотен миллионов лет, является наиболее подходящей моделью для управленческой системы, которая должна оставаться жизнеспособной долгое время. В модели выделены пять функций, обеспечивающих работу на всех уровнях организации. Структура данной модели повторяется на каждом уровне, что обусловливает единый подход к функционированию всех подразделений и обеспечивает условия для успешного и устойчивого развития жизнеспособной системы, а следовательно, и эффективной деятельности организации при любых изменениях во внешней среде. Важно, что это достигается за счет совершенствования системы связей и взаимоотношений внутри организации.

Таким образом, в достижениях школы науки управления в настоящий период нашли отражение новейшие тенденции теории и практики менеджмента в гармоничной увязке с инновационными разработками других наук. Большое внимание уделяется совершенствованию моделей и систем управления, развитию и внедрению передовых технологий, разработке актуальных теоретических и прикладных направлений. Менеджмент становится все более точной наукой, его результаты выражаются конкретно в цифрах роста объемов выпускаемой продукции, увеличении доходности и рентабельности, росте индекса конкурентоспособности и рыночного рейтинга предприятия.


Наши рекомендации