Модели корпоративной стратегии
Особенности формирования модели корпоративной стратегии (стратегии развития корпорации, компании) зависят от многих факторов, в том числе от государственных стратегических документов. В первую очередь такая зависимость касается государственных корпораций и компаний, компаний с государственным участием, стратегических компаний.
Требования к стратегии развития компании
К стратегии развития компании предъявляют ряд требований. Стратегия развития должна быть: ясной, простой и хорошо визуализированной; фокусирующей. Фокус должен исходить от совета директоров.избирательной. Важно понимать то, от чего надо отказаться; альтернативной. Важно понимать ключевые неопределенности и иметь не один сценарий развития; отличающейся от стратегий конкурентов; гибкой и адаптивной. Важно понимать тренды и следовать тенденциям во внешней среде;
• устойчивой и стабильной. Для создания условий необходимо иметь сильные процессы и потенциал;
• реактивной. Важно уметь быстро улавливать тенденции, быстро разработать систему отклика, быстро перераспределять ресурсы.
Модель корпоративной стратегии (стратегии развития компании) существенно зависит от следующих факторов: формы собственности: доли рынка; типа (специализированная или диверсифицированная); отраслевой принадлежности; масштаба деятельности в той или иной отрасли; уровня внешнеэкономической деятельности; этапа жизненного цикла; размера, т.е. принадлежности компании к малому, среднему или крупному бизнесу; имеющихся ресурсов; существующих систем управления и др.
Безусловно, специфика деятельности компании отражается на форме и содержании стратегии развития. Не может быть шаблона стратегии развития для всех компаний крупного, среднего и малого бизнеса. Однако определенные закономерности в формировании модели стратегии развития наблюдаются при анализе стратегий развития различных компаний.
Весьма существенным фактором разработки хорошей стратегии развития является отказ от шаблонной стратегии и использование творческого вильной стратегии.
Стратегия развития компании разрабатывается, прежде всего, для топменеджмента, акционеров и потенциальных инвесторов.
Стратегия развития компании определяет, как правило, следующие действия: реакция на изменения внешней среды; изменение географии рынков; слияние или приобретение других компаний для укрепления положения в отрасли; создание стратегических альянсов (союзов и партнерств); реализация новых возможностей, защита от угроз и рисков; оптимизация деятельности ключевых подразделений: НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), производства, сбыта и маркетинга, финансов и др.; укрепление ресурсной базы и конкурентных возможностей; диверсификация доходной базы и освоение новых направлений бизнеса; плановые конкурентные инициативы.
Эти действия позволяют: повысить производительность труда; сократить продолжительность производственного цикла; снизить затраты; повысить инвестиционную привлекательность компании; повысить результативность и эффективность ее деятельности.
В крупных диверсифицированных и многопрофильных компаниях часто разрабатывают стратегии развития в бизнес-единицах.
Бизнес-единица — это компания внутри компании, но с определенными ограничениями в принятии самостоятельных решений.
Например, для ГК «Ростехнологии» к бизнес-единицам можно отнести ее холдинги.
Бизнес-единицы обладают большой самостоятельностью, их менеджеры самостоятельно определяют стратегии производства, ценообразования и сбыта, стимулирования и подбора персонала, развития производства. В различных компаниях могут быть установлены ограничения на отдельные решения, принимаемые топ-менеджерами бизнес-единиц.
В бизнес-единице осуществляется следующий полный цикл производственной деятельности: маркетинг, производство, сбыт, а в ряде случаев исследования и разработки.
К отличительным признакам бизнес-единиц относят:
• единство сферы деятельности (возможно несколько взаимосвязанных направлений), планирование которых осуществляется независимо от деятельности компании в целом;
• наличие конкурентов на определенных сегментах рынка;
• наличие ответственности руководителя бизнес-единицы за реализацию стратегии развития и получение прибыли;
• наличие достаточных полномочий и прав руководителя бизнес-единицы по управлению, в том числе по контролю факторов, влияющих на уровень прибыли и капитализацию бизнес-единицы.
Стратегию развития каждой бизнес-единицы разрабатывают с учетом стратегии развития головной компании.
Разработка стратегии развития бизнес-единицы компании предполагает выполнение следующих этапов.
1.Формулирование стратегии (роста, стабилизации, сокращения) и определение используемых базовых стратегий: стратегии диверсификации; стратегии концентрации; стратегии лидирующих позиций по издержкам; и др.
2. Принятие стратегии развития бизнес-единицы и детальная разработка плана ее реализации (стратегических инициатив).
3. Разработка и утверждение стратегических карт, ключевых показателей результативности и эффективности и их целевых значений.
По форме стратегия развития бизнес-единицы может содержать те же разделы, что и стратегия развития компании, а может и существенно отличаться от нее в связи со спецификой ее деятельности.
Бизнес-стратегия — это деловая концепция функционирования и (или) развития отдельного бизнеса на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде системы важнейших управленческих решений и программы адекватных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить по данному бизнесу конкурентные преимущества и (или) приемлемую эффективность».
Бизнес-стратегия компании как документ — это согласованный владельцами и топ-менеджментом компании внутренний нормативный документ, утвержденный установленным порядком и определяющий стратегические бизнес-цели и бизнес-задачи, приоритетные направления повышения конкурентоспособности и развития отдельного бизнеса компании, бизнес-план и ресурсы, необходимые для достижения стратегических бизнес-целей.
Бизнес-стратегия компании как процесс — это определение стратегических бизнес-целей и бизнес-задач, приоритетных направлений повышения конкурентоспособности и развития отдельного бизнеса компании, формирование бизнес-плана и определение ресурсов, необходимых для достижения стратегических бизнес-целей.