Внешние структурно-управленческие инновации
Под внешними структурными инновациями мы понимаем изменение в организационной или (и) управленческой структуре вне организации (посредством создания или покупки дочерних или аффилированных компаний, не входящих формально в структуру материнской компании), приводящее к повышению эффективности деятельности материнской организации.
[Инновационный менеджмент, организационно-управленческие инновации, структурные инновации, внеш-ние структурные инновации.]
Одним из примеров внешних структурных инноваций яв-ляется создание новых самостоятельных фирм материнской ком-панией. Резоны создания такого рода внешних по отношению к материнской компании структур замечательно описаны
Управление инновациями.— 301 с. Там же.— С. 155.
В. Н. Гуниным, В. П. Баранчеевым и другими в книге «Управле-ние инновациями». Авторы пишут: «Если в 1970-е и начале 1980-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время получил распространение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчи-ками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Обычный способ действия компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материн-ской компании стать владельцем по меньшей мере 80 % новой фирмы (остальное — в руках сотрудников-основателей). В бух-галтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от деятельности последней в на-чальном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтер-ские книги материнской компании. В то же время субсидирую-щая компания не может получить 100 % прибылей фирмы-новичка, так как последняя не принадлежит ей полностью»97.
Кстати, чтобы обойти указанную проблему, некоторые ком-пании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники — основатели молодой фирмы обычно получают пра-во приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.
Особой формой структурных инноваций, реализованных во внешней организационной среде, является создание венчур-ных предприятий или рискофирм.
Венчур(рискофирма) — это компания, финансируемая венчурным инвестором (обычно это венчурный фонд) и соз-данная специально с целью реализации представленных иссле-довательской группой оригинальных идей.
Они формируются с целью развития стратегически важных аспектов научно-исследовательской деятельности и/или под-
97 Управление инновациями.— С. 157.
держки частных инновационных проектов отдельных групп спе-циалистов, а иногда и отдельных сотрудников-новаторов.
Основание рискофирмы происходит следующим образом. Группа из нескольких человек, располагающая оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой про-дукции, но не имеющая средств для производства, вступает в контакт с одним или несколькими венчурными инвесторами (венчурными фондами).
Если проект является жизнеспособным, из венчурного фонда выделяются средства на его реализацию, при этом именно многие компании стимулируют создание на своей базе фирм-новичков, предоставляя им неограниченную самостоятельность. Тогда материнская компания выступает как основной держатель акций новой фирмы, устанавливая таким образом полный фи-нансовый контроль, и получает эксклюзивные права на внедре-ние инновационных достижений в свою деятельность.
К 1992 г. в известной американской корпорации АТТ бы-ло создано около 50 фирм-новаторов, функционирующих по данной системе. Итак, в общем виде венчурный фонд нанимает компанию, которая этими средствами управляет в течение 3– 7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает че-рез продажу акции на ведение дела более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень раз-вития требует расширения масштабов производства. При этом необходимо отметить, что данная форма внешних структурных инноваций, действительно, дело рискованное. К примеру толь-ко в 30 % случаев венчуры дают прибыль, способную пере-крыть все вложенные средства, 15 % венчурных предприятий просто «разваливаются», 25 % рискофирм несут убытки доль-ше, чем планировалось в бизнес-плане, 30 % дают весьма скромную прибыль98.
Одним из самых интересных видов внешних структурных инноваций является создание инкубаторных структур.
Управление инновациями.— С. 158.
Бизнес-инкубатор- это организация (как правило, имеющая в качестве активов оснащенное помещение и штат обеспечивающих специалистов), создаваемая с целью предоставления наиболее благоприятных условий для других компаний определенного профиля, за счет того, что поддерживаемые компании имеют право на льготную аренду офисных и других помещений бизнес-инкубатора, а также обладают правом использования всей его материальной инфраструктуры и штата обеспечивающих специалистов.
Такие бизнес-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях услуг, включающих возможность получения консультаций у различных экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют бесприбыльные и прибыльные фирмы-инкубаторы. Фирмы-инкубаторы первого типа субсидируются местными организациями или органами государственной власти, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации. Бесприбыльные бизнес-инкубаторы, строго говоря, инновационными не считаются, так как имеют своей целью социально-экономическую ориентацию.
[^ Бизнес-инкубаторы: перспективы развития. Венчурные организации в России: перспективы развития.]
Прибыльные бизнес-инкубаторы, в свою очередь, являются классическим примером внешних структурных инноваций. Крупные компании (например «General Electric», IBM) имеют по несколько бизнес-инкубаторов по «выращиванию» (в основном высокотехнологичных) компаний. Довольно часто внутри бизнес-инкубаторов «выращиваются» рисковые (венчурные) компании, что позволяет предприятиям, создающим инкубаторы, минимизировать расходы дочерних венчуров.
Задание 7.2.1.Проанализируйте основные особенности внешних структурных инноваций. Насколько эффективно, на ваш взгляд, можно применить данные инновации в российских условиях? Обоснуйте ответ.
Выводы и ключевые идеи
Реализация структурных инноваций предполагает введе-ние таких организационных структур, которые бы с наибольшей эффективностью решали задачи эффективной деятельности ор-ганизации. При этом под внутренними структурными иннова-циями понимаются изменения в организационно-управленческой структуре внутри организации, приводящие к повышению эф-фективности деятельности организации. Например, в матричных структурах осуществляется закрепление в организационном по-строении фирмы двух направлений руководства: вертикаль-ное — управление функциональными и линейными подразделе-ниями компании; горизонтальное — управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подраз-делений компании.
Многомерные структуры организуются для создания авто-номных рабочих групп, выполняющих высококвалифицирован-ные работы, а горизонтальные структуры применяются для обеспечения наилучшей степени взаимного контроля за эффек-тивностью профессиональной деятельности и обеспечения большей степени структурной свободы работников. Эдхократи-ческие организации строятся на принципе практически полного отсутствия иерархии, с использованием компетентности как главного иерархического фактора, а также метода постановки значимых целей как основной интегрирующей управленческой характеристики. Хорошую эффективность в практической дея-тельности показали сетевые принципы организационного проек-тирования. Здесь под сетевыми структурами понимаются коопе-рационные соглашения, объединяющие, как правило, малые и средние компании. Сети представляют собой «достаточно гиб-кую структуру, позволяющую входящим в нее компаниям кон-
курировать между собой, привлекать новых партнеров и одно-временно организовывать и координировать деятельность своих членов.
Наряду с внутренними структурно-управленческими ин-новациями успешно могут применяться и «внешние» организа-ционные. При этом под внешними структурными инновациями понимается изменение в организационно-управленческой струк-туре вне организации (посредством создания или покупки до-черних или аффилированных компаний, не входящих формально в структуру материнской компании), приводящее к повышению эффективности деятельности материнской организации. Особой формой структурных инноваций, реализуемых во внешней орга-низационной среде, является создание венчурных предприятий, или рискофирм. Они формируются с целью развития стратегиче-ски важных аспектов научно-исследовательской деятельности и/или поддержки частных инновационных проектов отдельных групп специалистов, а иногда и отдельных сотрудников-новаторов.
Одним из самых интересных видов внешних структурных инноваций является создание инкубаторных структур.
Библиографический список
Основной
Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент : учеб. для студентов вузов, обучающихся по эконом. и техн. специ-альностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов.— 3-е изд.— СПб. : Питер, 2002.— 397 с.
Чикишева, Н. М. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / Н. М. Чикишева, Н. В. Бирюкова.— СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.— 148 с.
Инновационный менеджмент / Р. Н. Минниханов, В. В. Алек-сеев, Д. И. Файзрахманов, М. А. Сагдиев.— М. : Изд-во МСХА, 2002.— 264 с.
Дополнительный
Акофф, Р. Л. Планирование будущего корпорации / Р.Л. Акофф.— М. : Прогресс, 1985.— 327 с.
Высоцкий, Л. Л. Управление проектами: традиции и но-визна / Л. Л. Высоцкий; Новосибирск : СибАГС, 2000.— 290 с.
Гибсон, Дж. Организации: поведение, структура, процес-сы / Дж. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Донелли.— М. : ИНФРА-М, 2000.— 503 с.
Мамонов, А. П. Управление крупным инновационным проектом / А. П. Мамонов.— М. : МАКС Пресс, 2004.— 69 с.
Новоселов, М. В. Модели венчурного инновационного проектирования / М. В. Новоселов, Е. В. Попов.— Екатерин-бург : Ин-т экономики УрО РАН, 2004.— 85 с.
Робсон, М. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов : пер. с англ. / М. Робсон, Ф. Уллах ; под ред. Н. Д. Эриашвили.— М. : Аудит : ЮНИТИ, 1997.— 224 с.
Филин, С. А. Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе / С. А. Филин ; Информ.-изд. центр Роспа-тента.— М. : Информ.-изд. центр Роспатента, 2003.— 598 с.
Глава 8. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
План:
8.1. Понятие интеллектуальной собственности.
8.2. Основы управления интеллектуальной собственностью.