Инновации в материальном и нематериальном стимулировании
Одним из новаторских решений в кадровом управлении может считаться современная система стимулирования персонала. Стимулирование персонала строится на двух основных позициях — материальном и нематериальном стимулировании25. Oh [Инновационный менеджмент, организационно-управленческие инновации, инновации в нематериальном стимулировании труда.]
Материальное стимулирование— это направленные действия по предоставлению субъекту определенных материаль-ных ресурсов в обмен на повышение им производительности труда.
В системе материального стимулирования распределение дополнительных доходов играет важнейшую роль. Успешно действующие фирмы постоянно используют систему распреде-ления дополнительных доходов, поскольку ее применение при-носит выгоды как работодателям, так и работникам. Однако, в зависимости от цели и текущего положения организации систе-мы существенно отличаются. Главные достоинства системы рас-пределения дополнительных доходов состоят в том, что в ней
25 Кадровой инновацией является не столько применение методов материаль-ного или нематериального стимулирования, сколько осмысленная комбина-ция данных методов относительно типа организации, количества сотрудни-ков, уровня организационного развития и т. д.
сочетаются материальное вознаграждение работников, их взаи-модействие, групповая работа, ориентация на достижение цели, на улучшение качества продукции и работы организации в це-лом. При этом организация и работники могут получить от вне-дрения такого рода кадровых инноваций следующее26: Выгоды организации:
1. Повышение эффективности производства, сокращение издержек или увеличение выпуска продукции.
2. Увеличение степени отождествления работников с ис-торией своей компании, ее проблемами, целями и возможностями.
3. Большая активность в идентификации и решении воз-никающих производственных проблем.
4. Содействие в установлении связи между вознагражде-ниями и улучшением деятельности фирмы.
5. Улучшение взаимодействия и развитие отношений со-трудничества.
Выгоды работников:
1. Более длительная гарантия сохранения рабочих мест благодаря растущей эффективности производства.
2. Большее признание их вклада в развитие производства.
3. Улучшение коммуникаций, групповая работа, налажи-вание отношений сотрудничества.
4. Участие в распределении дополнительного дохода, получаемого благодаря росту эффективности производства.
5. Улучшение трудовых отношений.
Основой современных систем распределения дополни-
тельных доходов являются следующие положения:
⎯ большинство планов предусматривают выплату пре-
мий в зависимости от улучшения результатов работы в прошед-
шем периоде. Принимаемый за основу период может быть ко-
ротким или продолжительным;
⎯ иные планы основываются на достижении опреде-
ленных установленных показателей деятельности; такой подход
26 Управление эффективностью и качеством: Модульная программа: Пер. с англ. / Под ред. И. Прокопенко, К. Норта: В 2 ч.— Ч. II.— М.: Дело, 2001.— С. 73. |
становится все более общепринятым.
⎯ на практике возможны также и комбинированные подходы. Например, в случаях, когда система премиальных вы-плат основана на прошлых и прогнозируемых показателях каче-ства продукции, снижении издержек производства (в некоторых организациях есть целые наборы показателей производительно-сти труда, разработаны схемы решения проблем качества про-дукции и контроля над издержками производства).
Системы распределения прибыли [Инновационный ме-неджмент, организационно-управленческие инновации, ин-новационное управление трудом, инновации в материальном стимулировании труда, премиальные системы; блок «фон-ды»]считаются наиболее развитыми, и к ним следует перехо-дить после того, как освоены более простые методы поощрений, и в идеале желательно использовать их комплексно. Особенно эффективны системы распределения прибыли в малых фирмах, с числом занятых менее 500 человек. Такая система вознаграждает работников за результаты, на которые они могут оказывать пря-мое воздействие. Хотя эти системы появилась впервые около 50 лет назад, наибольшее распространение они получили в по-следние годы. Так, около 26 % американских компаний исполь-зуют эту систему, причем около 75 % из них внедрили ее после 1980 г.27
Задание 3.1.1.Опишите основные выгоды от внедрения систем распределения прибыли (дополнительных доходов). В чем, на ваш взгляд, их отличие от других форм материального стимулирования? Обоснуйте ответ.
При введении различных систем материального поощре-ния необходимо помнить, что система распределения доходов не должна быть ориентирована на краткосрочные результаты, дос-тижение легкого успеха или замену дополнительными доходами прибавок к заработной плате.
Также неплохие результаты дает применение методов сти-мулирования, основанных на добровольной инвестиционной ак-
27 Журавлев П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом: Обзор зарубежных источников: Монография.— М.: Изд-во Рос. экон. акад.; Екатеринбург: Деловая книга, 1998.— С. 178.
тивности работников. Примером такого рода может служить технология «рисковых бонусных фондов». [Инновационный менеджмент, организационно-управленческие инновации, инновационное управление трудом, инновации в материаль-ном стимулировании труда, рисковый бонусный фонд.]
Что касается классического метода материального стиму-лирования — премирования, то стоит отметить, что ему предше-ствует тщательный экономический анализ.
Премия— это мера поощрения за определенное (выгод-ное организации) поведение работников.
Определяющим фактором при решении вопроса о введе-нии системы премирования является оценка ее влияния на сни-жение издержек производства и увеличение массы прибыли. В ходе обоснования системы определяется круг премируемых, ко-личество и характер показателей (факторов) премирования, по-рядок их учета и оценки, размеры премий. Все это находит отра-жение в коллективном договоре или специальном положении о премировании, являющемся приложением к нему. Показатели, на основании которых выплачивается премия: объем реализации (абсолютная величина прироста по сравнению с предыдущим периодом, отклонение от плана), прибыль, величина издержек, рост курса акций компании, повышение качества. Руководство компании определяет премиальный фонд, который впоследствии распределяется между сотрудниками. Критерии распределения могут быть различными: пропорционально базовому окладу, по-ровну, пропорционально числу отработанных в течение рассмат-риваемого периода дней, с учетом стажа работы и т. д., в зависи-мости от того, что хочет поощрить организация: солидарность, лояльность, преданность, дисциплинированность, квалифика-цию. При любом варианте распределения этот вид вознагражде-ния сможет достичь своей цели — соединения материальных интересов каждого работника с финансовыми интересами ком-пании, их ориентации на достижение стоящих перед организаци-ей задач при соблюдении двух условий: значимости размера воз-награждения для работника (не менее 10 % годового оклада) и понимании каждым работником того, за что он получает возна-
граждение и как определяется его размер. Многие компании, внедряющие подобные премиальные системы, оказываются не в состоянии обеспечить соблюдение этих условий, в результате чего премии теряют свой первоначальный смысл.
[^Вопросы материального стимулирования труда. Повышение эффективности труда персонала.]
Правила материального стимулирования— это определенные обязательные условия, которым должна соответствовать система материального стимулирования.
Классическим примером инновационных подходов к материальному стимулированию являются системы премирования Дж. Н. Скэнлона, А. В. Раккера и «Импрошейр». При этом широкой общественности о данных системах известно лишь в общих чертах, так как все они являются собственностью создателей (например, права на систему стимулирования «Импрошейр» принадлежат управленческому консультанту М. Фаину). Из доступной информации известно следующее.
В системе Скэнлона основным мотивирующим материальным фактором является распределение прибыли организации среди работников по специальной схеме, причем система Скэнлона предусматривает, как было сказано выше, развитие рационализаторского движения и построена на достаточно формализованной схеме представления и рассмотрения рационализаторских предложений. Система вознаграждений за рационализаторские предложения охватывает только тех сотрудников, которые выдвигали различные предложения по улучшению деятельности фирмы — по повышению производительности труда, росту качества выпускаемой продукции и снижению издержек производства. Кстати, система Скэнлона впервые была внедрена в американскую промышленность еще с середины 30-х годов. Несмотря на то, что результаты внедрения этой системы большей частью являются коммерческой тайной и широко не рекламируются, по «… оценкам американских специалистов, в настоящее время она действует почти на 1 тыс. фирм»28.
Журавлев П. В. и др. Указ. соч.— С. 182.
Система Раккера является более сложной с точки зрения самих расчетов. Она основывается на расчете чистой продукции, точнее, ее средней за предшествующие 3–7 лет, и последующем вычислении «нормы Раккера», то есть доли чистой продукции, выплачиваемой работникам в виде заработной платы. Фактиче-ски она представляет собой чистую продукцию на каждый дол-лар заработной платы. Сами расчеты премий сходны с вычисле-ниями по системе Скэнлона за исключением некоторых частно-стей, к которым относится и то, что распределение прибыли рас-пространяется на всех работников, кроме руководства.
Система «Импрошейр» отличается от прочих систем рас-пределения прибыли несколькими моментами. Выгоды от по-вышения производительности труда измеряют не в денежном эквиваленте, а в рабочих часах. Учитываются как непосредст-венно, так и косвенно занятые в производстве работники. Обыч-но такая программа не рассчитана на административный персо-нал и руководство предприятия. В рамках программы оценивает-ся не только рост производительности, но и процент брака. При низком качестве, даже при наличии высокой производительно-сти, расчетные премиальные будут низкими и даже отрицатель-ными.
Задание 3.1.2.Какие факторы должны лежать в основе создания систем премирования? Обоснуйте ответ.
[Инновационный менеджмент, организационно-управленческие инновации, инновационное управление тру-дом, инновации в нематериальном стимулировании труда.]
Что касается инновационных методов нематериального стимулирования, то необходимо отметить, что они базируются на ряде принципов, к которым можно отнести следующие:
1. Развитие сопричастности и идентификации сотрудни-ков с организацией, ее ценностями и целями, что мотивирует ра-ботников на повышение эффективности труда.
2. Мотивирование через саму работу, использование внутренних стимулов интереса к ней, получение чувства удовле-творения от процесса работы, от возможности проявить свои
способности, собственные силы при принятии решений и вы-полнении производственных задач.
3. Поощрение достижений сотрудников, мотивирующее их к улучшению дальнейшей деятельности, желательно, чтобы это поощрение было разнообразным: сама система зарплаты устроена так, что связывает награду с достижениями, а также требуется поощрение людей через повышение их ответственно-сти и самостоятельности (внутренняя награда) и создание воз-можности повышения статуса, продвижения в карьере (внешняя награда).
4. Упражнение в руководстве, применение руководства как ключевого фактора мотивации позволяет улучшить эффек-тивность деятельности персонала.
5. Ограничение отрицательных факторов, таких, как: не-справедливая система оплаты; плохие условия работы; неадек-ватный надзор; неоправданно ограничивающие или бюрократи-ческие практики и др.
6. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут спра-виться с порученной работой, что причастны к ней, проявляли бы личную ответственность за ее результаты; ощущали ценность достигнутых результатов, конкретную их важность для кого-то. Для того чтобы работа приносила удовлетворение, задание должно содержать известную долю риска и давать возможность добиться успеха.
7. Обеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать способности, выразить себя в труде, в его резуль-татах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать, причем это «что-то» должно получить имя своего создателя.
8. Признание, которое может быть личным и публич-ным. Личное признание состоит в том, что особо отличившие-ся работники упоминаются в специальных докладах высшему руководству организации, представляются ему, их персональ-но поздравляет администрация по случаю праздников и се-мейных дат.
Задание 3.1.3.Перечислите общие принципы нематери-ального стимулирования персонала. Какие из принципов вы считаете наиболее важными? Обоснуйте ответ.
На протяжении всей нашей жизни уровень мотивации подвержен колебаниям. Причины этого различны. Известно, например, что одним из влиятельных факторов снижения трудовой мотивации является длительное пребывание человека в одной и той же должности. Трудности, сопровождающие при переходе от одного этапа служебной карьеры к другому, также отражаются на мотивации сотрудника.
[^Главный ресурс менеджера — человек. Инновационный менеджмент в General Electric]
Нематериальное стимулирование— это направленные действия по психологическому воздействию на субъект или по созданию для него определенных психологически опосредованных условий, влекущих за собой повышение производительности труда.
В рамках применения кадровых инноваций особую значимость имеет уровень развития мотивации профессионального самосовершенствования специалистов29.
Мотивация профессионального самосовершенствова-ния специалиста— это направленность мотивационно-личностного процесса на профессиональное самосовершенство-вание субъекта.
Под развитием мотивации профессионального самосовер-шенствования специалистов следует понимать переход к слож-ной иерархической системе побуждений, к автономному мотиву самосовершенствования, превращению отдельных попыток в работе над собой в постоянно действующий процесс, образ мышления.
29 Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, А. Г. Лаптева, В. А. Сластенина.— М: Совершенство, 1998.— 320 с.
Основными направлениями эффективного влияния на про-цесс развития мотивации профессионального самосовершенст-вования специалистов являются следующие:
1. Формирование положительных мотивационных устано-вок на профессиональное самосовершенствование.
2. Формирование прочных знаний, умений и навыков в ра-боте по профессиональному самосовершенствованию.
3. Актуализация потребностей профессионального само-совершенствования у специалистов в процессе ведущей дея-тельности.
Одной из форм практической реализации обозначенного направления работы с персоналом может быть введение квали-фикационных паспортов для работников различных специально-стей, в которых должна быть представлена совокупность их профессионально значимых качеств, знаний, умений, навыков, профессиональных позиций, психологических качеств с указани-ем перспективы их развития и т. д.
Следующим направлением эффективного влияния на про-цесс развития мотивации профессионального самосовершенст-вования является формирование у специалистов прочных зна-ний, умений и навыков в работе по профессиональному самосо-вершенствованию.
При формировании навыков и умений профессионального самосовершенствования хорошо зарекомендовала себя система специфических конкретных влияний в ходе мотивационных тре-нинговых программ:
а) обучение способам поведения, типичным для специали-
ста с высоким уровнем профессиональной компетентности, вы-
сокоразвитыми профессионально значимыми качествами, высо-
ким уровнем мотивации;
б) изучение конкретных примеров из своей повседневной
жизни, а также из деятельности специалистов, обладающих вы-
соким уровнем профессионального мастерства; попытки перево-
плотиться в различных ситуациях профессиональной деятельно-
сти; анализ этих примеров и действий;
в) изучение, апробация и последующий анализ основных
методов эмоционально-волевой саморегуляции; объяснение ме-
ханизмов взаимосвязи между использованием «резервных воз-
можностей» человека и эффективностью процесса профессио-нального самосовершенствования специалиста.
Третье направление развития мотивации самосовершенст-вования — актуализация потребностей профессионального само-совершенствования у специалистов в процессе ведущей деятель-ности. Основные требования, которым должны отвечать ситуа-ции самосовершенствования, следующие:
— наличие цели, задачи. Поставленная задача, которая
психологически воспринимается специалистом как цель, являет-
ся пусковым моментом функционирования процесса профессио-
нального самосовершенствования;
— поставленная задача на оптимально допустимом уровне
превышает уровень наличных возможностей специалиста (един-
ство репродуктивного и творческого в характере и содержании
производственных задач).
Важно, в интересах оптимизации процесса профессио-нального самосовершенствования, конкретного специалиста сравнивать не с другими специалистами, а прежде всего, с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индиви-дуальному вкладу в решение тех или иных производственных задач.
Многое также зависит от правильного определения того, что важно для конкретного человека, каковы его доминирующие мотивы, и уже в соответствии с этим применять тот или иной вид подкрепления. Тактика управляющего воздействия здесь сле-дующая: если руководитель хочет повлиять на профессиональ-ный рост личности, то он должен сделать его выгодным для дан-ного специалиста в соответствии с имеющимися у последнего мотивационными установками и способствовать существенному продвижению в конкретной реализации этих выгод.
Задание 3.1.4.Перечислите основные характеристики понятия «мотивация профессионального самосовершенство-вания специалиста». Каким образом мотивация профессио-нального самосовершенствования специалиста может влиять на эффективность труда работника? Обоснуйте ответ.