Это можно обсудить: Юлианский и Григорианский календари
Писатель Кир Булычев популярно рассказывает историю календаря.
Римский император Юлий Цезарь утвердил деление года на 12 месяцев и в каждом повелел считать по 30 или 31 дню, за исключением февраля. Юлий Цезарь, со свойственной ему скромностью, иронизирует К. Булычев, назвал новый календарь юлианским, а самый теплый и приятный месяц – июлем.
До этого месяцы были лунными. Специальные жрецы следили за фазами луны и объявляли даты (праздников или других важных событий). Благодаря введению юлианского календаря «каждый генерал и чиновник мог сам высчитать нужный день и определить праздник без помощи жрецов. У них отняли одну из главных привилегий – объявлять важные даты».
Копились погрешности и поправки. «Наконец под давлением ученых и священников римский Папа Григорий 13 в 1582 году созвал специалистов, которые высчитали, каковы накопившиеся погрешности, и определили, что нужно сделать, чтобы от них избавиться в будущем. 21 марта 1582 года в христианских странах был официально введен новый календарь. Папа скромно назвал его григорианским. … когда вводили новый календарь, десять дней пришлось выкинуть, как будто их в истории Земли и не было – так велика оказалась погрешность.»
Не все страны сразу приняли григорианский календарь: Англия – в 1752,Россия – в 1917, после Октябрьской революции, Греция – в 1924.
Источник: Булычев К. Тайны древнего мира. М.: Дрофа-Плюс, 2005. 192 с. (Калейдоскоп историй). С. 11 – 19.
Доктор исторических наук, профессор Елена Ивановна Каменцева приводит сведения о проектах реформирования григорианского календаря. Его недостатки стали очевидны уже в первой половине XIX в. Неравное количество дней в месяцах, кварталах и полугодиях «создает серьезные трудности в планировании производства, усложняет работу по расчетам обеспечения сырьем, выпуска готовой продукции; не дает возможности осуществлять сравнение выпуска продукции». На рубеже XIX – ХХ вв. реформу календаря обсуждали во многих странах, в России были созданы две специальные Комиссии. В 1923 г. при Лиге Наций в Женеве был создан «Подготовительный Комитет по упрощенному календарю», который собрал 200 проектов реформы календаря. В 1930-х годах назначались даже сроки введения нового календаря, но начала вторая мировая война. После ее окончания вопрос о реформе был поднят в ООН. Особенно большая необходимость в реформе календаря ощущалась в тех странах, где нет единого счисления времени. Так, в Индии употреблялось более 30 различных календарных систем, и именно эта страна в октябре 1953 г. представила в ООН «Меморандум по вопросу о всемирной календарной реформе». Предполагалось, что новый календарь будет принят всеми государствами с 1 января 1956 г., однако этого не произошло.
Все существующие на сегодняшний день проекты стремятся создать месяцы равной длины, с равным количеством рабочих дней, а дни недели одинаково привязаны к числам месяца (число месяца приходится на один и тот же день недели в любом году). Предлагаются календари в 12 и 13 месяцев.
Примечательна история арабского лунного календаря и мусульманского счета времени. Древние арабы достигли больших успехов в наблюдении за фазами Луны и именно по ним определяли время своих передвижений и хозяйственных работ. Таким образом был выработан лунный календарь, получивший распространение среди народов Средней Азии и Кавказа. 12 месяцев мусульманского календаря имеют арабские названия: мухаррам, сафар, раби I, раби II, джумада I, джумада II, раджаб, шабан, рамадан, шаввал, зу-л-каде, зу-л-хидджа. Поскольку лунный год в среднем на 11 дней короче солнечного, весенний месяц через некоторое время переходит на зиму, а затем на осень и лето. Чтобы привести лунное летосчисление в соответствие с периодами смены сезонов, смена чисел в календаре проводилась в соответствии с периодичностью явлений природы путем вставки 13-го месяца.
Е. Каменцева поясняет, что вставка дополнительного месяца была связана с родовыми церемониями. У арабов доисламской Западной Аравии ежегодно в числе месяцев года четыре – шаввал, зу-л-каде, зу-л-хидджа и мухаррам – считались «запретными». В эти месяцы нельзя было вести войны, нападать друг на друга, грабить торговые караваны. На эти месяцы приходились основные сельскохозяйственные работы, поэтому вводить дополнительный месяц нужно было так, чтобы не нарушить этот период. Объявление о введении дополнительного месяца давалось в Мекке во время праздника жертвоприношения и ярмарки. Для этого один из родовых старейшин объявлял о переносе запретного месяца мухаррама. Вся эта церемония освящала родовые отношения и укрепляла авторитет старейшин. «Религия мусульман, отражая идеологию возникающего феодального общества, вступает в борьбу с родовыми устоями и, в частности, возражает против вставки дополнительного 13-го месяца.»
Государственной власти арабского халифата необходимо было ввести единый для всех мусульман календарь не только для того, чтобы порвать с родовыми традициями, но и для объединения арабских племен, не имевших общего летосчисления. Новый календарь, в силу его своеобразия, позволял халифам также использовать его как средство противодействия смешению арабов-завоевателей с побежденными народами. Показательным является и выбор даты начала новой эры. Не смотря на то, что среди обращенных в ислам арабов Западной Аравии большой популярностью пользовался «год слона», памятный нападением эфиопов на Мекку в 570 г., было принято предложение некоего Али считать началом летосчисления гиджру (хиджру) – год переселения или бегства Мухаммеда из Мекки в Медину, откуда и стал распространяться ислам. Дело в том, что с «года слона», даже учитывая, что в этом году родился Мухаммед, вели счет арабы-многобожники, а халифат стремился оторвать арабов-мусульман от их родовых привычек и культов.
Мусульманским календарем пользовались для государственных нужд и культовых праздников, но для хозяйственной деятельности и повседневной жизни он был неудобен: по нему нельзя наблюдать за явлениями природы и регулировать сельскохозяйственные работы. Поэтому наряду с официальным календарем существовали народные: солнечный и лунный с вставными месяцами.
Источник: Каменцева Е. И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. И. Каменцева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 40 – 44, 59 -.
В данном примере социальные свойства и функции летосчисления особенно выпуклы.
1) Календарь завязан на жизненно-важные виды деятельности и образ жизни, именно они определяет жизнеспособность того или иного счета времени
2) Функция идентификации: календарь выступает важным средством формирования Мы-идентичности, объединяя «своих» и обозначая границу с «чужими».
3) Этой же задаче служит символическая роль календаря и других временных обозначений, наделяющих особым смыслом отдельные даты и связанные с ними действия (введения дополнительного месяца в лунном календаре, определения православной Пасхи и т. д.). Символическая значимость определенного счета времени может входить в противоречие с соображениями практического удобства.
Возможно, эти закономерности позволят школьникам лучше понять эксперимент с революционным календарем при изучении Великой французской революции, а также действия советского и нынешнего российского правительства по введению, переименованию или отмене тех или иных особых дат.