Тема 3: Формирование миссии и целей организации.
Миссия организации.
Цели организации.
Процесс установления целей.
1. Миссия организации:
Важным моментом для любой организации является целеполагание. Любая организация всегда создается для достижения каких-либо целей. Целевое начало в деятельности организации возникает и потому, что она есть объединение людей, которые преследуют определенные цели. Если организация не ставит целей, то она
не выживет в конкурентной борьбе, а все её действия будут бессмысленны.
Цели ставят люди и поэтому внутри организации происходит борьба целей и интересов. Ключевая роль менеджмента состоит в поиске и установлении целевых
ориентиров организации. Целевые ориентиры организации имеют две
составляющие : миссияи цели.
Стратегия организации должна обеспечивать выполнение миссии и достижение целей.
Миссия организацииориентирует в едином направлении интересы людей,
которые воспринимают организацию изнутри. В широком смысле миссия– это философия, предназначение и смысл существования организации. Философия изменяется редко, а вот предназначение может меняться в зависимости от ситуации.
В узком понимании миссия– это утверждение, раскрывающее смысл
существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от других. Т.е. миссия должна быть каким-то оригинальным лозунгом.
При формировании миссии учитываются интересы различных групп людей :
- собственники (владельцы) организации ( их интерес – доход организации);
- сотрудники организации (заработная плата);
- деловые партнёры организации (связи, приносящие доход);
- местные сообщества (они заинтересованы в экономической и социальной обстановке);
- общество в целом (выплата налогов и сборов).
Наиболее устойчивое и сильное влияние на формирование миссии оказывают интересыпервых трёх групп.
На выбор миссии оказывают влияние следующие факторы :
- история фирмы;
- стиль поведения собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания организации (социальная, политическая,
экономическая и экологическая среды);
- ресурсы;
- отличительные особенности данной организации (всё остальное).
Миссия формулируется для того, чтобы :
- дать субъектам внешней среды общее предсталение об организации;
- способствовать единению сотрудников организации и созданию корпоративного духа;
- создавать условия для более эффективного управления организацией.
2. Цели организации:
Цели– это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых направлена её деятельность, поскольку это является желательным для данной организации.
Цели необходимы, т.к.:
- они определяют организацию и её окружение;
- они связывают решения и людей, кторые эти решения принимают;
- цели устанавливают стандарты для оценки деятельности организации;
- цели дают осязаемое выражение миссии организации.
В целях могут быть представлены основные вопросы выживания организации и основные ценности организации.
Цели могут затрагивать следующие вопросы:
- рост сбыта;
- рост прибыли;
- рост доли на рынке;
- инновации;
- условия труда и др.
Цели могут быть количественными и качественными, без градации и с выделением приоритетов, долгосрочные и краткосрочные, финансовые и нефинансовые и т .д.
Цели должны удовлетворять требованиям :
- они должны быть достижимыми, гибкими и измеримыми;
- цели должны быть конкретными (т.е. однозначно определять, в каком направлении будет двигаться организация);
- цели должны быть совместимыми :равные по рангу цели не должны противоречить друг другу; долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а
краткосрочные --- долгосрочным (иерархическая совместимость);
- цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния,
определяющих цели организации.
3. Процесс установления целей:
Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырёх фаз :
1) выявление и анализ тенденцмй, которые наблюдаются в окружении;
2) установление целей для организации в целом;
3) построение иерархии целей;
4) установление индивидуальных целей.
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, но при этом не предполагается их неизменность : с изменением внешних условий должны меняться
и цели.
Существует два способа корректировки целей :
- ситуационное изменение целей (изменилась ситуация ---- меняем и цели);
- упреждающее изменение целей (цели меняются в соответствии с прогнозами будущих событий).
Например, компания CANON :
Наша корпоративная философия | Наша миссия | Наши цели | Наша задача по развитию бизнеса | Наши ценности |
Быть мировой корпорацией, обеспечивающей КИОСЕЙ (совместную жизнь и работу на общее благо) во всех странах, где мы действуем. | Вносить положительный вклад путём непрерывного роста и реинвестиций в мировые сообщества. | Быть ответственным гражданином планеты; иметь уникальные товары высочайшего качества; построить идеальную компанию для непрерывного процветания. | Сочетать нашу традиционную силу в машинном обеспечении с развитием ситем программного обеспечения; создавать информационные сети и системы, которые включали бы в себя машинное и программное обеспечение и обслуживание; Действовать в мировом масштабе. | Уважайте различия в культкрах; поощряйте самомотивацию, самосознание и уверенность в своих силах; уважайте чувство собственного достоинства, цените иннициативу; работайте вместе в гармонии; поддерживайте физическое и эмоциональное здоровье. |