Achievable or Attainable: Достижимый
Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.
Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.
Relevant: Значимый
Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос: Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи? Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.
Иногда Relevant заменяют на Realictic (реалистичный).
Time bound: Ограниченный во времени
Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели.
5) Матрица Эйзенхауэра: "Срочность" и "Важность".
Сектор А: важные и срочные дела
К делам, которые следует помещать в сектор «А», можно отнести следующие:
Задачи, невыполнение которых в данную минуту станет причиной появления неприятностей;
Дела, имеющие отношение к нашему самочувствию и здоровью;
Задачи, не выполнив которые, вы отдалитесь от намеченной заранее цели.
В качестве примеров таких дел можно привести такие:
Завершение проекта, у которого скоро наступает срок сдачи;
Внеплановый визит к доктору;
Важный звонок партнеру по бизнесу или клиенту;
Необходимый отдых по причине хронической усталости или возникновения синдрома профессионального выгорания;
Сектор В: важные и несрочные дела
Поскольку задачи в секторе «В» несрочные, у человека появляется возможность выполнить их максимально качественно. При этом нужно учитывать то, что, если вы вовремя не выполнили определенные задания из этого сектора, есть вероятность, что они перекочуют в квадрант «А». Основной вашей задачей является недопущение такого исхода.
В качестве примеров дел из сектора «В» можно представить следующие:
Разработка плана нового проекта;
Анализ имеющихся результатов;
Превентивные действия;
Налаживание контактов и отношений;
Выявление дополнительных перспектив и разработка альтернативных проектов.
Сектор С: неважные и срочные дела
Зачастую выполнение задач из этого сектора лишь отдаляет человека от намеченной цели. В большинстве случаев эти дела мешают полноценно сконцентрироваться на том, что для нас действительно важно.
Главной ошибкой многих, кто начинает использовать матрицу Эйзенхауэра, является неправильная классификация дел. Не стоит путать задачи из квадранта «А» с неважными, но срочными делами. К примеру, руководитель дает вам указание, которое не имеет отношения к вашим должностным обязанностям.
Постарайтесь не рассеивать свое внимание на второстепенные дела.
В сектор «С» могут все шансы попасть следующие дела:
Незапланированные срочные встречи;
Внезапно возникшие хлопоты в виде гостей, которые требуют вашего внимания;
Незапланированная уборка или устранение негативных последствий вашей невнимательности;
Любые другие задания, которые отдаляют вас от первоначальной цели.
Сектор D: неважные и несрочные дела
Невыполнение задач из этого сектора в большинстве случаев сыграет вам на руку. Тем не менее, они могут быть достаточно легкими и интересными. По этой причине не стоит полностью от них избавляться.
Если у вас все же нет возможности вычеркнуть все дела из данного сектора, приступайте к их выполнению в самую последнюю очередь, при этом жестко лимитируя время, которые вы им выделяете.
В сектор «D» можно смело относить такие задачи:
Хронофаги и поглотители времени;
Бесполезные телефонные разговоры;
Активность развлекательного характера.
Матрица Эйзенхауэра – это великолепный шанс получить значительный дополнительный ресурс в виде освободившегося времени. Этот инструмент позволит вам быстрее достичь поставленных целей.