Процессы и информационные технологии
Управление организацией связано с применением информационных технологий, которые в современном бизнесе приобретают все большее значение. Вообще информационные системы предприятий — предмет специальных исследований, которые выходят за рамки этого издания. Здесь лишь обозначены основные области применения информационных систем, предъявляемые к ним требования в рамках процессной структуры управления организацией, их роль в этой структуре и взаимосвязь с бизнес-процессами.
Под информационными технологиями понимают создание, обработку и использование информации, в том числе и в бизнесе, а также автоматизацию управления. Информационные технологии требуют обеспечения предприятия компьютерами, оборудованием распознавания данных, коммуникациями и другими аппаратными средствами и оборудованием.
Современные информационные технологии прочно вошли в экономику. Они позволили существенно сократить время и снизить затраты, необходимые при передаче и получении информации, что в свою очередь существенно влияет на производительность и даже на способы ведения бизнеса. Организации сегодня могут получить значительные преимущества только за счет оптимизации связей как внутри своей цепочки ценностей, так и вне ее, по всей системе ценностей. Сделать это в значительной степени помогают создание компьютерных сетей и переход к электронному документообороту.
Если вначале организации использовали информационную технологию для автоматизации повторяющихся операций при обработке заказов, оформлении счетов, то в последние годы компьютерные системы охватывают всю цепочку ценностей, выполняя работы по контролю и оптимизации функций, автоматизации выполнения функций и так далее. Кроме того, в рамках системы ценностей информационные системы охватывают цепочку ценностей каналов сбыта, а также обеспечивают связи с цепочками ценностей поставщиков и потребителей.
Информационные технологии собирают информацию, становятся источником знаний, упрощают анализ большого объема информации и делают более обоснованным принятие решений. Они позволяют оценить эффективность самого процесса с различных сторон, например по уровню затрат по всему процессу и по отдельным его функциям и операциям.
Информация, сопровождающая продукцию, становится необходимой при организации продаж. Компьютерные технологии позволили в значительной степени приблизить организации к покупателю. Например, большинство крупных и средних компаний имеют разбросанные по городам (или в зависимости от специфики по районам больших городов) сервисные центры, которые осуществляют продажу продукции, гарантийное и постгарантийное обслуживание, торговлю запчастями, консультации по выбору и использованию продукции и так далее. Это стало возможным на основе широкого применения компьютерных сетей и Интернет-технологий и в значительной степени увеличило объем продаж.
В развитых странах Запада привычными стали электронные платежи, заказ и продажа товаров и услуг по Интернету. Подобные связи все больше приобретают характер обязательного элемента отношений организации с поставщиками и покупателями. В России эти возможности пока не реализованы в полной мере, однако развитие таких технологий идет бурными темпами и на ближайшее время станет весьма перспективным делом.
Электронные бухгалтерские операции как во внешней, так и во внутренней среде создают значительные преимущества благодаря тому, что резко увеличивается скорость оборота денежных средств, появляется возможность их концентрации для решения наиболее затратных вопросов совершенствования организации.
Информация приобретает стратегическую роль, а применение информационных технологий становится особенно эффективным, если бизнес-процессы включают значительное число поставщиков и потребителей, при продаже и производстве продукции требуется значительный объем тех или иных сведений, процесс имеет большой цикл от приема заказа до поставки готового продукта.
Собственно сама информация в наше время стала весьма дорогим и весьма прибыльным товаром. Таким же товаром могут быть услуги по передаче и обработке информации. И здесь, разумеется, важность информационных технологий не просто повышается, а имеет ключевое значение для производственных процессов.
В то же время формальное наложение информационной технологии на существующий процесс может не ускорить, а, наоборот, затруднить его дальнейшее развитие. И тому есть примеры. Чтобы избежать этого, применение информационных технологий нужно рассматривать не только с позиций автоматизации старых процессов, но и с точки зрения реализации новых подходов к управлению и возможности быстрого реагирования на рыночные изменения.
Информационные технологии сначала начали применять при описании систем управления, в частности, при построении и реструктуризации функциональных моделей бизнес-процессов. Современные компьютерные программы позволяют вместе с построением моделей процессов решать вопросы, связанные с их документированием и анализом, а также с построением оптимальной структуры и созданием модели данных для информационной поддержки различных процессов.
Информационные системы основываются на использовании современных компьютерных технологий и либо разрабатываются самими предприятиями путем создания специализированных приложений, либо используют готовые приложения, разработанные другими фирмами. Сейчас имеется большое количество готовых программ, выбор которых зависит от уровня подготовки пользователей. Появилось и много методов разработки программного обеспечения, использующих различные подходы к описанию систем (например, ориентируясь на данные, события или функции).
В последнее время разработаны новые типы программного обеспечения, которые формируют приложения из отдельных компонентов. Специализированные программные комплексы объединяют необходимые компоненты, приложения и стандартные решения в единое целое. Таким образом снижаются затраты организации на построение уникальной, приспособленной к собственной цепочке ценностей информационной системы.
Современные информационные технологии можно разделить на три основные группы: управление знаниями, планирование ресурсов и управление работами.
Управление знаниями обеспечивает получение, хранение и извлечение необходимых данных. Программы позволяют хранить документы и управлять ими, хранить и систематизировать данные и информацию, анализировать внешнюю и внутреннюю среду для принятия выверенных решений при организации существующего производства, исследований и разработок решений, которые основываются на новейших технологиях и современных достижениях в различных отраслях знаний.
Планирование ресурсов предприятия (Enterprise resource planning) необходимо для управления запасами сырья, подготовки производства, управления финансами и учета продаж.
Управление работами включает организацию групповой работы, электронную почту, систему планирования совещаний, систему управления документами, систему управления потоками работ (Workflow) и другие.
Технологии управления потоками работ в настоящее время находят все более широкое применение. Международная организация по стандартизации систем Workflow WfMC (Workflow management coalition) так определяет эту технологию — «автоматизация, полная или частичная, бизнес-процесса, при которой документы, информация или задания передаются от одного участника к другому в соответствии с набором процедурных правил». Таким образом, система Workflow непосредственно связана с производством.
Workflow имеет дело с информацией, которая связана с абстрактным исполнителем — некоей ролью в процессе. К роли относят функцию (набор функций), которую должен выполнять участник процесса. Кроме того, система содержит базу данных, полностью характеризующих процесс. Это позволяет системе Workflow иметь полную информацию о ходе процесса и автоматически присваивать функцию конкретному исполнителю.
Информация о процессе включает:
Логически связанные, представленные в виде единого рабочего объекта папки. Папки часто имеют значение репозитария (архива данных). Они могут содержать текст, графические изображения, данные из различных источников. Например, папка по кредиторской задолженности может содержать заказ на поставку, сведения о поступлении денежных средств и другие сведения.
Идентифицирующие данные (номер клиента и номер контракта, показатели состояния процесса), которые выделяют из системы (определяют) используемый в конкретном случае экземпляр (вариант) процесса или его функций.
Правила обработки документов - действия, которые необходимо произвести над информационным объектом.
Маршрутизацию - управление перемещением документа по ходу его обработки. Документ может двигаться последовательно — от одного задания к другому; параллельно — задания выполняются одновременно; в последовательности, задаваемой определенными условиями (например, при a<b - один маршрут, при a? b — другой).
Данные, представленные в виде отдельного документа или набора документов, входящих в общую папку.
Следует попутно отметить, что перечисленная информация рассчитана на автоматизированное выполнение работ и управление ими.
В настоящее время известно несколько систем Workflow. Система класса Ad-hoc разработана для неповторяющихся или редко повторяющихся случаев, когда требуется определить процедуру в течение нескольких минут. Для случаев с нечетко определенной процедурой, к тому же охватывающих многих участников процесса, также могут использоваться так называемые групповые системы Workflow. Время построения процедуры в такой системе зависит от числа участников и выполняемых ими функций. Групповую либо более мощную, продукционную систему Workflow применяют и для устоявшихся процессов.
Эффективность применения информационных систем в значительной степени повышается, если на предприятии хорошо развита коммуникационная система. Она связана с обменом информацией и предполагает целый ряд особенностей, в частности, организацию доступа к информации исполнителей и руководителей различного уровня. В этой связи необходимо, с одной стороны, наладить широкий обмен знаниями, опытом, документами и так далее как внутри предприятия, так и с внешней средой, выработать определенную корпоративную культуру и культуру электронного общения в самом широком понимании. С другой — актуальными становятся вопросы защиты информации, а значит и безопасности организации. Информацию необходимо структурировать, выделяя сегменты, доступ к которым будет обеспечен руководителям соответствующего уровня. Доступ ко всей информации должны иметь только первые лица организации.