Тема: Статистический контроль качества
Вопросы:
1. Статистические методы управления качеством.
2. Гистограмма и порядок ее построения.
3. Диаграмма причинно-следственных связей, ее применение в сфере производства продукции и в сфере оказания услуг.
4. Диаграмма Парето по причинам и результатам деятельности. Контрольные карты.
Задание:
В соответствии с заданием преподавателя выполните решение вопроса соответствующего варианта контрольной работы. Вариант и методические указания по построению гистограммы указаны в п.5 данного учебно-методического комплекса.
Литература:
- Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учебник.- М.: ИНФРА-М. 2004. - с.135-155
- Всеобщее управление качеством: Учебник/ Под ред. О.П.Глудкина. - М.: Радио и связь, 1999. - с.98-156
- Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник. - М.: ОАО «Экономика», 1998. – с112-123.
- Розова Н.К. Менеджмент качества. – СПб.: “Вектор”, 2005. – с.87-101
- Управление качеством: Практикум: Учебное пособие / Немогай Н.В., Бонцевич Н.В., Садовский В.В. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2004. – с.132-142
Практическое занятие 5 (выносится на УСР)
Тема: Эволюция подходов к менеджменту качества
Вопросы:
1. Становление и развитие менеджмента качества.
2. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.
Рефераты:
1. Концепция научного управления качеством Ф. Тейлора.
2. Модель всеобщего контроля качества А.Фейгенбаума.
3. Реализация принципов качества в Японии.
4. Петля качества и цикл Деминга в системе управления предприятием.
5. Концепция всеобщего менеджмента качества.
6. Развитие отечественных систем управления качеством.
7. Международные стандарты на системы качества ИСО 9000.
Задание:
Охарактеризуйте историческое развитие методов (эволюцию мышления) при контроле качества. Дайте характеристику наиболее значимых периодов развития общего менеджмента и менеджмента качества.
Задание:
Определите, на каком уровне пирамиды находится TQM и что он предполагает на данном этапе как всеохватывающий, тотальный менеджмент качества?
КАЧЕСТВО
КАЧЕСТВО ФИРМЫ
КАЧЕСТВО РАБОТЫ
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Рис.1 Пирамида качества.
Литература:
1. Управление качеством: Учебник/ Под ред.С.Д.Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – с21-31.
2. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник/ Под ред.В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.- с.331-334, 339-342, 401-443
3. Аристов О.В. Управление качеством: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004. - с.71-99
4. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учеб.пос. – Мн.: Новое знание, 2001. – с.17-66
5. Окреплов В.В. Управление качеством: Учебник. - М.: ОАО «Экономика», 1998. - с.78-107
6. Всеобщее управление качеством: Учебник/ Под ред. О.П.Глудкина. - М.: Радио и связь, 1999. - с.11-17
7. Розова Н.К. Менеджмент качества. – СПб.: “Вектор”, 2005. – с.16-38
8. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. - М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. - с.10-136
Практическое занятие 6.
Тема: Системы менеджмента качества
Вопросы:
- Задачи и функции службы контроля качества на предприятии.
- Понятие о системе менеджмента качества.
- Принципы, лежащие в основе систем менеджмента качества, установленные стандартом ИСО 9000:2000.
- Модель системы менеджмента качества, соответствующая стандарту ИСО 9001:2000.
ТЕСТЫ
1.Продукция, это:
а. совокупность продуктов производства;
б. отдельный продукт производства;
в. результат деятельности предприятия;
г. результат преобразования входного продукта в выходной;
д. результат совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
2. Качество, это:
а. совокупность свойств объекта;
б. совокупность характеристик объекта;
в. совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии в соответствии с назначением;
г. совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности;
д. совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные ими предполагаемые потребности;
е. степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
3. Требование, это:
а. потребность или ожидание;
б. правило, условие, обязательное для выполнения;
в. потребность, запрос;
г. просьба, не допускающая возражений;
д. выражение потребности в чем-либо.
4. Система, это:
а. множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом;
б. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
в. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих определенную целостность, единство;
г. целое, состоящее из элементов, связанных между собой.
5. Система качества, это:
а. множество элементов, находящихся в отношения друг с другом;
б. совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством;
в. совокупность методик и ресурсов для обеспечения руководства организацией.
6. Политика в области качества, это:
а. цель, которой желает достичь организация;
б. сформированные руководством основные направления деятельности организации;
в. основные направления и цели предприятия в области качества, официально сформулированные руководством предприятия.
7. Процесс, это:
а. последовательность действий;
б. последовательность действий, создающих дополнительные ценности;
в. совокупность видов деятельности.
г. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
8. Система качества должна охватывать:
а. процессы производства продукции;
б. все стадии жизненного цикла продукции;
в. процессы производства и реализации продукции.
Литература:
1. СТБ ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. СТБ ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
3. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник/ Под ред.В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.- с.339-342
4. Окреплов В.В. Управление качеством: Учебник. - М.: ОАО «Экономика», 1998. - с.181-182
5. Аристов О.В. Управление качеством: учебник.- М.: ИНФРА-М, 2004. - с.174-186