Понятие и роль организаций в обществе
Определимся с понятием «организация». Оно употребляется в нескольких значениях:
· как социальный институт с известным статусом, стационарный объект – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил, иерархической структуры;
· как процесс, связанный с сознательным воздействием на объект управления – совокупность шагов и действий, ведущих к образованию объекта и совершенствованию его состояния;
· как свойство, атрибут объекта управления – внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие частей целого.
В данной главе объектом нашего рассмотрения будет являться организация, выступающая в виде социального института.
Исторически сложились четыре подхода к определению организации и к трактовке ее сущности:
· согласно теории Ч. Барнарда (1938), организация – это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью [30];
· другое направление представляют Д. Марч и Г. Саймон (1958). С их точки зрения, организация – это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащим центральную координационную систему [42];
· по мнению А. Этциони (1961), организации – это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей [32];
· П. Блау и У. Скотт (1963) представляют следующее направление в определении организации. Главной характеристикой здесь выбрана структура организации: организация для достижения специфических целей должна быть формализована, обладать формальной структурой [31].
Анализ сложившихся подходов позволил выделить основные черты организации:
· наличие двух или более людей, считающих себя членами одной группы;
· наличие общей, совместной деятельности;
· наличие специфических механизмов координации деятельности;
· наличие по крайней мере одной общей цели, разделяемой и принимаемой абсолютным большинством в группе.
На соединении этих характеристик построены практически все современные определения организации. Рассмотрим ряд из них.
«Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей» – определение М.Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури [11, с. 31].
Организация определяется О.С. Виханским и А.И. Наумовым как «систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей» [4, с. 12].
З.П. Румянцева представляет организацию как «совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей»[18, с. 40].
Б.З. Мильнер предлагает следующее определение: «Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [12, с. 65].
Этот перечень не полон – можно найти еще множество формулировок. Из приведенных определений за основное примем определение М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури.
Жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:
· получение ресурсов из внешней среды,
· изготовление продукта,
· передача продукта во внешнюю среду.
Процессы являются для организации жизненно важными: при прекращении хотя бы одного из них организация также прекращает свое существование.
Организации, имеющие не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, являются сложными. Все сложные организации обладают рядом общих характеристик:
· наличие, привлечение и использование ресурсов;
· зависимость от внешней среды;
· горизонтальное и вертикальное разделение труда;
· наличие подразделений;
· необходимость управления [11, с. 32–36].
Роль организаций в обществе определяется:
· их экономическим предназначением. Организации являются генератором продукта, превращая издержки в ценности;
· благом, которое организации несут во внешнюю среду. В современном обществе организации становятся полноправными участниками общественной жизни, влияют на рынок труда, создают рабочие места и др.;
· социальной сущностью. Организации реализуют свои цели через достижение целей личностных. Люди объединяются и работают в организациях, чтобы удовлетворить свои потребности в доходе, безопасности, общении, реализации способностей, повышении квалификации, а также в профессиональном продвижении.
Организация – это система
Организация – это система, которой присуща функция управления и в которой главными элементами являются люди. Любая система, в набор элементов которой входят люди, является социальной. Организация является социально-экономической системой, так как важнейшими отношениями в ней выступают социальные и экономические [1, с. 79].
Организация делится на составные элементы – подсистемы и одновременно сама является подсистемой в рамках более крупной системы (сверхсистемы).
Организационную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для того, чтобы любая большая социальная система могла функционировать, добиваться реализации поставленных целей, необходима управляющая подсистема. В управляющей подсистеме выделяют два блока: блок определения целей и блок регулирования. Функции управляющей подсистемы выполняет субъект менеджмента. Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основное производство, вспомогательное производство, обслуживающая деятельность. Общая схема организационной системы приведена на рис. 3.1.
Организация является динамической системой, то есть системой, изменяющейся во времени. Это нелинейная система с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых используется термин «траектория развития» [16, 17].
Происходящие изменения накапливаются в системе, и в результате она теряет свою стабильность, переходит на другую траекторию развития и продолжает развиваться дальше в других границах стабильности. В теории систем такую потерю стабильности называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации [1, 16]. Находясь под воздействием внешних и исходя из внутренних условий, система проходит несколько состояний бифуркации и в итоге формируется траектория её жизненного цикла.
|
|
|
|
|
Рис 3.1. Общая схема организационной системы (по Т.А. Акимовой [1], с дополнениями)
«Жизненный цикл организаций (ЖЦО) – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования как создание, рост, зрелость и упадок» [1, с. 99]. Один из вариантов основных этапов ЖЦО изображён на рис. 3.2.
Этап создания. Это этап предпринимательства – для него характерны формулирование миссии, целей и задач, определение функций, разработка стратегий.
Этап роста связан с этапом формирования коллектива, интенсивным развитием коммуникаций, связей с внешним миром: это время активных контактов и высоких обязательств.
Этап зрелости и стабильности сопровождается формализацией правил и процедур, возрастанием и упрочнением роли высшего руководства в иерархии системы; структура относительно стабильна и организация устойчива, постоянно растут объёмы производства продукта, выявляются новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе-организации (филиалы, дочерние фирмы и т.п.). Со временем от быстрого роста разнообразия элементов, усложнения процесса управления система теряет свою целостность.
Этап упадка связан с изменением состояния внешней среды: уменьшением спроса на продукт организации, появлением новых сильных конкурентов и др. Руководство организации активно ищет пути выхода из кризиса. На этом этапе вывести организацию из кризиса чрезвычайно сложно.
|
Рис 3.2. Жизненный цикл организации: Q – результирующий показатель деятельности (объём производства продукции/ услуги, доход, прибыль и т.п.); a, b, c, d, e, f – точки бифуркации
Кризисы происходят в организации на всех этапах ЖЦО и имеют свою специфику. На первом этапе – это кризис руководства: инициаторам создания организации не хватило знаний, опыта, связей, желания и тому подобного, а также кризис может возникнуть в результате борьбы за власть. Если пройден первый этап и благополучно преодолён кризис руководства, на последующих этапах организацию подстерегают кризисы автономии, контроля, или бюрократии, синергии, или системный. Подробнее о кризисах см. в гл. 2.
Стадии ЖЦО можно представить более детально (табл. 3.1.).
Понятие жизненного цикла организации тесно связано с понятием жизненного цикла изделия или продукции, которое широко используется в маркетинговой, снабженческо-сбытовой деятельности, при организации послепродажного обслуживания товара, при разработке стратегий. Следует различать полный жизненный цикл продукции, жизненный цикл продукции в сфере производства, жизненный цикл продукции в сфере потребления. Поскольку мы не рассматриваем в данной работе отраслевую специфику организаций, интерес представляет определение понятия «полный жизненный цикл продукции». Профессором Б. З. Мильнером предложено следующее определение: «Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительности выпуска и время эксплуатации изделий потребителями» [12, с. 75]. Полный жизненный цикл продукции включает следующие стадии: зарождение, рост; зрелость; насыщение рынка; затухание производства и продажи продукции [25].