Элементы организаций и процесса управления

Глава 3. Организация как объект менеджмента............................................. 48

3.1. Понятие и роль организаций в обществе................................................ 48

3.2. Организация – это система…………………………………………….... 50

3.3. Внутренняя и внешняя среда организации...................................... 54

3.4. Классификация организаций................................................................... 58

Вопросы для повторения......................................................................................... 63

Задания для самостоятельной работы....................................................................... 64

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 65

ВВЕДЕНИЕ

В рыночной экономике организация является объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности. С учетом современных реалий российской экономики важнейшей задачей, стоящей перед любой организацией, является создание системы управления (менеджмента), которая бы обеспечила высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Исходным пунктом решения поставленной задачи является овладение знаниями, необходимыми как для осуществления общего процесса управления организацией, так и для работы в областях управления производством (услугой), финансами, персоналом, маркетингом и инноватикой, при организации внутренних и внешних коммуникаций, налаживании связей с общественностью, соблюдении этики менеджмента и делового этикета и другого.

Дисциплины «Современный менеджмент» (для специальности 030602 «Связи с общественностью»), «Менеджмент» (для специальности 080104 «Экономика труда»), «Менеджмент в книжном деле» (для специальности 030901 «Издательское дело и редактирование») и «Менеджмент в телекоммуникациях» (для специальности 210402 «Средства связи с подвижными объектами») входят в состав общепрофессиональных дисциплин, программы которых определены государственными образовательными стандартами.

Целью дисциплин является формирование у студентов всестороннего и глубокого понимания природы и сущности всего спектра отношений управления как определяющего фактора организационной эффективности, формирование профессионально-нравственных качеств и развитие интереса к избранной специальности.

Основными задачами изучения дисциплин являются: получение и закрепление знаний по теории и практике управления организацией; формирование умений анализа современных тенденций развития организации и выработки предложений по совершенствованию процесса управления организацией; приобретение навыков самостоятельного анализа и обобщения проблем управления организацией, принятия управленческих решений, позволяющих ускорить реальную отдачу и повысить эффективность производства продукции или услуги; обеспечение подготовленности к активной, творческой профессиональной и социальной деятельности; выработка приёмов и навыков организаторской и воспитательной работы с персоналом.

Дисциплина «Менеджмент» имеет свою историю, изучалась и продолжает изучаться в вузах под различными наименованиями: «Управление организацией», «Теория управления», «Основы менеджмента», «Менеджмент», «Современный менеджмент» и другими. Направление 080500 «Менеджмент» и специальность 080507 «Менеджмент организации» открыты во многих вузах страны.

Учебное пособие раскрывает содержание основной части вопросов по дисциплинам «Современный менеджмент», «Менеджмент», «Менеджмент в книжном деле» и «Менеджмент в телекоммуникациях», вошедшим в государственные образовательные стандарты по названным специальностям. Часть первая состоит из двух разделов, включающих три главы.

Первый раздел называется «Теоретические и методологические основы менеджмента». Познакомившись с материалами первой главы, читатель получит представление о том, что такое современный менеджмент, каковы его сущность и место в системе понятий рыночной экономики, цель и задачи, узнает важнейшие категории менеджмента, его законы и принципы, основные методологические подходы. Вторая глава посвящена рассмотрению эволюции концепций менеджмента. В ней изложена характеристика исторических предпосылок и условий возникновения менеджмента, рассмотрены школы менеджмента и современные концепции.

Второй раздел рассматривает элементы организаций и процесса управления. В третьей главе внимание уделяется объекту менеджмента – организации. Дается определение понятию «организация», рассматриваются ее основные черты и процессы, общие характеристики и роль в обществе. Обращено внимание читателей на то, что организация – это сложная динамическая социально-экономическая система. Выполнена характеристика внутренней и внешней среды организации. Приведена современная классификация организаций.

Научную новизну в работе представляют отраженные трансформации управленческого механизма, последовавшие за переходом экономики на рыночные условия хозяйствования.

В основу написания работы положен российский и зарубежный опыт, а также учтены результаты научных исследований, выполненных автором на предприятиях Омска и Новосибирска.

После изучения данного учебного пособия студенты должны: знать теоретические основы менеджмента, место и роль менеджмента в системе понятий рыночной экономики, этапы развития теории и практики менеджмента, методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, особенности организации как объекта менеджмента, основные проблемы современного менеджмента и принципиальные возможности их решения; уметь охарактеризовать вклад каждой из школ в развитие менеджмента, показать роли, которые выполняет менеджер в различных школах менеджмента, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты, использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы менеджмента. Полученные знания и умения студенты могут использовать при изучении последующих дисциплин учебного плана, в ходе курсового и дипломного проектирования.

Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам: кандидату технических наук, профессору, директору Регионального центра повышения квалификации при СибАДИ А. Н. Витушкину и кандидату экономических наук, профессору, директору АНО «Образовательно-инновационный центр» В. П. Рылову.

РАЗДЕЛ I

Наши рекомендации