Теоретические и методологические основы
И. К. ПУСТОВЕТОВА
СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебное пособие
Часть I
Омск 2007
УДК 658.012 (075)
ББК 65.290–2я73
П 89
Рецензенты:
А.Н. Витушкин, канд. техн. наук, проф.
(Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия);
В.П. Рылов, канд. экон. наук, проф.
(АНО «Образовательно-инновационный центр»)
Пустоветова, И.К.
П 89 Современный менеджмент: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. I / Ирина Пустоветова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 68 с.
В первой части учебного пособия рассматриваются теоретико-методологические основы менеджмента, элементы организаций и процесса управления. Освещается круг вопросов менеджмента организации, функционирующей в рыночной среде. Особенностью книги является подход к рассмотрению менеджмента с позиций наиболее эффективного использования потенциала организации в условиях динамично меняющегося окружения. Содержание работы соответствует государственным образовательным стандартам специальностей 030602 «Связи с общественностью», 080104 «Экономика труда», 030901 «Издательское дело и редактирование», 210402 «Средства связи с подвижными объектами».
Пособие предназначено для студентов, молодых специалистов и управленцев, повышающих квалификацию, с целью успешного овладения теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для эффективной деятельности менеджеров.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Омского государственного технического университета.
УДК 658.012 (075)
ББК 65.290 – 2я73
© И.К. Пустоветова, 2007
© Омский государственный
технический университет, 2007
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................ 4
РАЗДЕЛ I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
Глава 1. Менеджмент: система управления и вид деятельности................... 6
1.1. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики.......................... 6
1.2. Цель и задачи менеджмента....................................................................... 11
1.3. Важнейшие категории менеджмента........................................................ 13
1.4. Законы менеджмента.................................................................................. 14
1.5. Принципы менеджмента............................................................................ 15
1.6. Методологические подходы в менеджменте........................................... 16
Вопросы для повторения.......................................................................................... 18
Задания для самостоятельной работы........................................................................ 18
Глава 2. Эволюция менеджмента........................................................................ 19
2.1. Условия и предпосылки возникновения менеджмента........................... 19
2.2. Школы менеджмента.................................................................................. 21
2.3. Современные концепции менеджмента.................................................... 24
Вопросы для повторения.......................................................................................... 46
Задания для самостоятельной работы....................................................................... 47
РАЗДЕЛ II
ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
Глава 3. Организация как объект менеджмента............................................. 48
3.1. Понятие и роль организаций в обществе................................................ 48
3.2. Организация – это система…………………………………………….... 50
3.3. Внутренняя и внешняя среда организации...................................... 54
3.4. Классификация организаций................................................................... 58
Вопросы для повторения......................................................................................... 63
Задания для самостоятельной работы....................................................................... 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.............................................................. 65
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике организация является объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей деятельности. С учетом современных реалий российской экономики важнейшей задачей, стоящей перед любой организацией, является создание системы управления (менеджмента), которая бы обеспечила высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Исходным пунктом решения поставленной задачи является овладение знаниями, необходимыми как для осуществления общего процесса управления организацией, так и для работы в областях управления производством (услугой), финансами, персоналом, маркетингом и инноватикой, при организации внутренних и внешних коммуникаций, налаживании связей с общественностью, соблюдении этики менеджмента и делового этикета и другого.
Дисциплины «Современный менеджмент» (для специальности 030602 «Связи с общественностью»), «Менеджмент» (для специальности 080104 «Экономика труда»), «Менеджмент в книжном деле» (для специальности 030901 «Издательское дело и редактирование») и «Менеджмент в телекоммуникациях» (для специальности 210402 «Средства связи с подвижными объектами») входят в состав общепрофессиональных дисциплин, программы которых определены государственными образовательными стандартами.
Целью дисциплин является формирование у студентов всестороннего и глубокого понимания природы и сущности всего спектра отношений управления как определяющего фактора организационной эффективности, формирование профессионально-нравственных качеств и развитие интереса к избранной специальности.
Основными задачами изучения дисциплин являются: получение и закрепление знаний по теории и практике управления организацией; формирование умений анализа современных тенденций развития организации и выработки предложений по совершенствованию процесса управления организацией; приобретение навыков самостоятельного анализа и обобщения проблем управления организацией, принятия управленческих решений, позволяющих ускорить реальную отдачу и повысить эффективность производства продукции или услуги; обеспечение подготовленности к активной, творческой профессиональной и социальной деятельности; выработка приёмов и навыков организаторской и воспитательной работы с персоналом.
Дисциплина «Менеджмент» имеет свою историю, изучалась и продолжает изучаться в вузах под различными наименованиями: «Управление организацией», «Теория управления», «Основы менеджмента», «Менеджмент», «Современный менеджмент» и другими. Направление 080500 «Менеджмент» и специальность 080507 «Менеджмент организации» открыты во многих вузах страны.
Учебное пособие раскрывает содержание основной части вопросов по дисциплинам «Современный менеджмент», «Менеджмент», «Менеджмент в книжном деле» и «Менеджмент в телекоммуникациях», вошедшим в государственные образовательные стандарты по названным специальностям. Часть первая состоит из двух разделов, включающих три главы.
Первый раздел называется «Теоретические и методологические основы менеджмента». Познакомившись с материалами первой главы, читатель получит представление о том, что такое современный менеджмент, каковы его сущность и место в системе понятий рыночной экономики, цель и задачи, узнает важнейшие категории менеджмента, его законы и принципы, основные методологические подходы. Вторая глава посвящена рассмотрению эволюции концепций менеджмента. В ней изложена характеристика исторических предпосылок и условий возникновения менеджмента, рассмотрены школы менеджмента и современные концепции.
Второй раздел рассматривает элементы организаций и процесса управления. В третьей главе внимание уделяется объекту менеджмента – организации. Дается определение понятию «организация», рассматриваются ее основные черты и процессы, общие характеристики и роль в обществе. Обращено внимание читателей на то, что организация – это сложная динамическая социально-экономическая система. Выполнена характеристика внутренней и внешней среды организации. Приведена современная классификация организаций.
Научную новизну в работе представляют отраженные трансформации управленческого механизма, последовавшие за переходом экономики на рыночные условия хозяйствования.
В основу написания работы положен российский и зарубежный опыт, а также учтены результаты научных исследований, выполненных автором на предприятиях Омска и Новосибирска.
После изучения данного учебного пособия студенты должны: знать теоретические основы менеджмента, место и роль менеджмента в системе понятий рыночной экономики, этапы развития теории и практики менеджмента, методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, особенности организации как объекта менеджмента, основные проблемы современного менеджмента и принципиальные возможности их решения; уметь охарактеризовать вклад каждой из школ в развитие менеджмента, показать роли, которые выполняет менеджер в различных школах менеджмента, разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений, выявлять проблемы управления при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты, использовать методологические, организационно-экономические, социально-экономические, социально-психологические основы менеджмента. Полученные знания и умения студенты могут использовать при изучении последующих дисциплин учебного плана, в ходе курсового и дипломного проектирования.
Автор выражает искреннюю благодарность рецензентам: кандидату технических наук, профессору, директору Регионального центра повышения квалификации при СибАДИ А. Н. Витушкину и кандидату экономических наук, профессору, директору АНО «Образовательно-инновационный центр» В. П. Рылову.
РАЗДЕЛ I
Цель и задачи менеджмента
Цель менеджмента – обеспечение получения хозяйствующим субъектом максимальной прибыли за счет эффективной организации производственного процесса и рационального использования трудового потенциала при одновременном его развитии.
Термины «организация», «фирма», «компания», «предприятие», «корпорация» используются в работе как равнозначные.
Менеджмент призван обеспечить успешное функционирование организации исходя из того, что получение максимальной прибыли – не главная причина ее существования, а результат финансово-хозяйственной деятельности. Получение максимальной прибыли возможно за счет минимизации издержек производства (достигается путем экономии сырья, материалов, расходов на оплату труда, электроэнергию и другие ресурсы) и максимизации доходов, получаемых по результатам хозяйственной деятельности. Получение прибыли позволяет создать финансовый резерв, понижающий риски, связанные с ведением хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики [4, 35, 36].
Задачи менеджмента определяются целью и направлены на обеспечение ее полного достижения.
Подробно разработанный перечень задач приведен доктором экономических наук, профессором Э.А. Уткиным в работе [22, с. 10 –11]:
· осуществление технологической перестройки и автоматизация производства, переход к использованию работников высокой квалификации;
· стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них благоприятных условий труда, установления более высокой заработной платы, внедрения широкой гаммы нематериальных поощрений;
· постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;
· систематический поиск и освоение новых рынков.
Одновременно с решением задач, отмечает Э.А. Уткин, менеджерам приходится решать целый комплекс ключевых вопросов [22, с. 11]:
· определение целей развития фирмы;
· выявление приоритетных задач, их очередности и последовательности путей их разрешения;
· разработка стратегии развития фирмы;
· подготовка системы мероприятий для решения поставленных задач в установленные сроки;
· оценка необходимых ресурсов и источников их пополнения;
· установление жесткого контроля за выполнением намеченных заданий;
· эффективное управление людьми.
Эти задачи и вопросы относятся к основным, существуют также частные задачи, решаемые менеджерами в определенных функциональных областях: производстве (услуге), финансах, маркетинге, персонале и инноватике.В каждой функциональной области используются свои технологии решения задач. Например, задачи менеджмента в области персонала:
· прогнозирование потребности в персонале, исходя из стратегии развития организации;
· обеспечение подразделений организации рабочей силой в необходимом количестве и требуемого качества;
· разработка системы мотивации труда, ориентированной на высокопроизводительный труд, управление дисциплинарными отношениями;
· организация профессиональной ориентации и производственной адаптации персонала, работа с увольняющимися;
· оценка персонала и проведение необходимых перестановок, кадровый
аудит;
· организация обучения, подготовки и переподготовки персонала;
· подготовка руководящих кадров, управление деловой карьерой.
Задачи менеджмента усложняются по мере роста объемов производства: меняются цели и стратегии, требуется больше ресурсов, появляются новые технологии, становится сложнее окружение. Современный менеджер должен обладать высокой компетентностью в вопросах управления производством, финансами, маркетингом и людьми.
Законы менеджмента
Закон – это отражение объективных, систематически повторяющихся, существенных связей, проявляющихся в природе, обществе, человеческом мышлении.
Законы могут носить общий или частный характер, отражать строго количественные или качественные связи, относиться к законам динамическим или статическим.
К общим законам менеджмента относятся следующие: закон синергии, закон наименьших, закон самосохранения, закон информированности – упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон развития (онтогенеза), закон композиции, закон пропорциональности.
Закон синергии гласит, что сумма свойств организованного целого превышает простую «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав этого целого отдельных элементов.
Закон наименьших заключается в том, что суммарная устойчивость системы по отношению к данной среде есть сложный результат устойчивостей подсистем, входящих в ее состав, по отношению к направленным на них воздействиям.
Закон самосохранения постулирует, что любая реальная физическая (организованная) система стремится как можно дольше сохраниться в качестве целостного образования, и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс.
Закон информированности – упорядоченности гласит, что в организованном целом порядок достигается за счет информированности. Порядок в системе можно назвать полным, если в нем присутствуют три аспекта упорядоченности:
а) определены границы системы, установлены ее размер и состав (подсистемы);
б) известны переменные, характеризующие подсистемы;
в) имеется подробная информация об образе действия каждой подсистемы, известен механизм их взаимодействия.
Закон единства анализа и синтеза выражается в том, что в системе наряду с процессами анализа (разделения, специализации, дифференциации и т.п.) одновременно протекают противоположные процессы – синтеза (соединения, кооперации, интеграции и т.п.).
Закон развития (онтогенеза) предопределяет, что каждая система способна к развитию, т.е. она изменяется во времени, проходя следующие стадии жизненного цикла: рождение, расцвет, угасание.
Закон композиции постулирует, что все цели организации должны быть согласованы, не противоречить друг другу и направлены на поддержание основной цели более общего характера.
Закон пропорциональности заключается в признании необходимости существования гармоничного соотношения между частями целого, а также определенной соразмерности, соответствия и зависимости. Наличие диспропорций снижает эффективность организации, способствует ее разрушению.
Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это правила действия, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления.
По степени универсальности принципы менеджмента делятся на универсальные, специфические и ситуационные. К универсальным относятся принципы, отражающие общие правила действий в разнообразных системах; к специфическим – действующие в отдельных сферах деятельности; к ситуационным – лишь те, которые характерны для определенных ситуаций.
К важнейшим универсальным относятся принципы: целенаправленности, ответственности, компетентности, дисциплины, стимулирования, иерархичности.
Кандидат экономических наук, профессор В.В. Лукашевич в своей работе [10, с. 17–18] приводит следующие их характеристики.
Принцип целенаправленности предопределен сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед организацией и каждым ее подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно. Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами.
Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. При этом ответственность должна быть равна полномочиям.
Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений.
Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которая должна присутствовать в любой системе управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов.
Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов и мотиваций. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов здесь могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе и т. п.
Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низовых уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, построения аппарата управления, при расстановке кадров.
Принципы менеджмента взаимосвязаны и взаимообусловлены. Невозможно добиться эффективного функционирования организации, игнорируя хотя бы один из них.
Вопросы для повторения
1. Приведите определения понятий «управление» и «менеджмент». В чем сходство и различие этих категорий?
2. Какова сущность менеджмента? Его роль в обществе.
3. Дайте определение понятию «инфраструктура менеджмента». Назовите основные компоненты инфраструктуры менеджмента и факторы, их формирующие.
4. Сформулируйте определения понятий «бизнес», «международный бизнес» и «предпринимательство». Рассмотрите содержание этих понятий.
5. Кто такие менеджеры? Сформулируйте требования к профессиональной компетенции менеджеров.
6. Каковы цель и задачи менеджмента?
7. Приведите определения важнейших категорий менеджмента. Раскройте содержание понятий и охарактеризуйте их сущность.
8. Каковы общие законы менеджмента? Дайте характеристику каждому из них.
9. Дайте определение понятию «принцип менеджмента». Какие виды принципов менеджмента вы знаете? Назовите универсальные принципы менеджмента. Какова роль каждого из них в организации?
10. Выполните обзор современных методологических подходов в менеджменте.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте публикации в специализированных журналах («Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления» и др.). Подберите примеры, на которых можно показать действие законов менеджмента.
2. Проанализируйте применение принципов менеджмента в практике работы известной вам организации.
3. Проведите анализ использования современных методологических подходов в практике работы известного российского или зарубежного менеджера. Дайте оценку его действиям.
Школы менеджмента
На протяжении уже двух столетий менеджмент создает свою теорию, содержанием которой являются цели и задачи, законы и закономерности, критерии, принципы, функции, формы и методы деятельности людей в процессе управления. Выделяют четыре школы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики менеджмента – это школы научного менеджмента, административного (классического) управления, человеческих отношений и психологии и науки о поведении (бихевиоризма), а также науки менеджмента.
Рассмотрим основные особенности каждой из школ.
Школа научного менеджмента (1885–1920). Первые работы, в которых был научно обобщен накопленный опыт и выполнено формирование основ научного менеджмента, появились к концу ХIХ – началу ХХ века. Этот факт явился ответом на потребности бурно развивающейся промышленности Европы, а затем и Америки, которая все больше приобретала такие черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой ёмкости, возникновение крупных организаций в форме трестов, синдикатов, акционерных обществ. Крупномасштабное производство нуждалось в рациональной организации в соответствии с научно обоснованными принципами, методами, нормами, стандартами.
|
является Фредерик Уинслоу Тейлор (США) – инженер-
практик и менеджер. Вышедшая в 1911 году его
книга «Принципы научного управления» (Frederick
Winslow Taylor. The principles of scientific management. –
New York and London: Harper, 1911. – 73 p.) положила
начало признанию менеджмента наукой и
самостоятельной областью исследования. Развитие
этого научного направления также тесно связано
с работами Ф. и Л. Гилберт (США), Г. Гантта (США) [34].
Основные результаты школы связаны с совершенствованием производства и труда на каждом рабочем месте (нормированием). Авторами этого направления были сформулированы следующие основные принципы управления индивидуальным трудом рабочих:
· научный подход к выполнению каждого элемента работы;
· научный подход к отбору, обучению и тренировке рабочего;
· вознаграждение в соответствии с количеством и качеством затраченного труда;
· отделение собственно управленческих функций от производственного процесса.
Благодаря появлению и успешному развитию данного научного направления менеджмент стал признаваться как самостоятельная область практической деятельности и научных исследований.
Административная (классическая) школа (1920–1950). Основоположником этой школы считается Анри Файоль (Франция), первые работы которого появились в 20-е годы прошлого века. Его называют «отцом менеджмента», может быть еще и потому, что основные идеи, сформулированные им, не утратили своего значения и в настоящее время (Henri Fayol. General and industrial management. – London: Pitman, 1949).
|
(Англия), Д.Д. Муни (США), А.К. Рейли (США) [34]),
рассматривали понятие «эффективность» в широком
смысле – применительно ко всей организации. Целью
классической школы было создание универсальных
принципов управления, следование которым
обязательно приведет организацию к успеху. Эти
принципы касались двух основных направлений.
Первое: разработка рациональной системы
управления организацией. Для этого в организации
выделялись функциональные области (финансы,
производство, маркетинг), по отношению к которым
предполагалось реализовывать функции управления:
планирование и организацию, при этом управление рассматривалось как процесс, состоящий из этих взаимосвязанных функций. Второе: построение структуры организации и управление работниками. Человек представлялся в этой схеме в виде изолированного от других «экономического существа», методы управления которым сводились к политике «кнута и пряника». Организация рассматривалась как закрытая система, не имеющая контактов с внешней средой.
Авторы научного направления успешно решали вопросы рационализации и оптимизации производства на уровне административных действий, определили двойственность организационно-управленческой функции, связанной, с одной стороны, с регулированием производственного процесса, а с другой – с деятельностью людей. Именно классическая школа способствовала утверждению менеджмента как самостоятельного и мощного научного течения.
Школа человеческих отношений и психологии (1930–1950). Поведен-ческие науки (1950–по настоящее время). Школы научного менеджмента и административная появились и оформились в качестве самостоятельных научных течений в то время, когда психология находилась ещё в зачаточном состоянии. В начале ХХ века многие ученые ставили под сомнение фрейдовскую концепцию подсознательного. Особенности человеческого сознания интересовали психиатров, и никоим образом не связывались с трудовой деятельностью. Авторы обеих школ признавали роль человеческого фактора в организации, но ограничивали её рассмотрение такими аспектами, как рациональный отбор, профессиональное обучение, справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений.
|
журналах появились статьи Элтона Мэйо (США)
и Мэри Паркер Фолетт (США), которых можно
назвать основателями школы человеческих
отношений. Предметом исследования этого научного
направления стало то, что лежало вне поля зрения
двух первых школ, а именно психологические мотивы
поведения людей в организации: групповые отноше-
ния и нормы, конфликты и сотрудничество, межлич-
ностные коммуникации, неформальные группы [34].
М. П. Фолетт принадлежит классическое определение менеджмента как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Авторы психологической школы полагали, что если администрация проявит большую заботу о своих работниках, то удовлетворённость трудом у них возрастёт, что скажется на уровне производительности труда и в итоге приведет к росту эффективности работы организации. В качестве рекомендаций по совершенствованию взаимоотношений между руководством и исполнителями работ предлагалось:
· использовать эффективные приёмы межличностных отношений;
· прибегать к консультациям с работниками по поводу исполняемой работы;
· предоставлять работникам больше возможностей для общения на работе.
Развитие таких наук, как психология и социология, совершенствование методов исследований к 50-м годам XX века поставили изучение поведения человека на рабочем месте на научную основу. В результате в школе человеческих отношений появилось новое направление – бихевиористское (от англ. behaviour – поведение), получившее название школы поведенческих наук. Среди наиболее крупных фигур этого направления необходимо в первую очередь назвать американских учёных Криса Арджириса, Рэнсиса Лайкерта, Дугласа МакГрегора и Фредерика Герцберга [34]. Новый подход помогал работнику осознать свои возможности в рамках организации и использовать их наиболее эффективно, тем самым повышая эффективность работы организации. Школа человеческих отношений и психологии и школа поведенческих наук со временем всё больше отдалялись друг от друга. Первое направление сосредоточило всё своё внимание на совершенствовании межличностных отношений в трудовом коллективе. В отличие от авторитарной системы контроля и руководства, предлагаемой школами научного менеджмента и административной школой, бихевиористское направление оставляет за работником право активного участия в управлении.
Школа науки менеджмента (начало 1950-х – по настоящее время). Веё рамках развивается количественный подход к управлению и основные принципы связаны с методами исследования операций, общей теорией систем и кибернетикой. Принятие решений осуществляется на базе математических моделей разных видов, создание которых предполагает активное использование ЭВМ [7, 19]. Подобные действия резко повышают объективность принимаемого решения, способствуют оптимизации процесса управления.
Принято считать, что влияние количественного подхода на практику менеджмента меньше, чем первых трёх школ, в силу того, что руководитель в повседневной работе сталкивается чаще с людьми, проблемами человеческих отношений и человеческого поведения, нежели абстрактными моделями. Немаловажную роль играет также тот факт, что для разработки модели и её практического применения руководителю потребуются специальные знания. Однако сегодня уже можно с уверенностью утверждать, что достигаемый эффект от применения моделей позволяет весомо рационализировать управление организацией.
Вопросы для повторения
1. Как развивались управление и организации до XX века?
2. Опишите школы управленческой мысли, которые возникли и получили свое развитие в конце XIX – XX вв.
3. Что представляет собой системный подход? Каково содержание принципа системности? В чем сущность системного анализа? Какие объяснительные модели организации вам известны?
4. Охарактеризуйте комплексный подход: его теоретические основы, содержание принципа комплексности и инструментарий.
5. В чем сущность ситуационного подхода? Какова его методология? Какие стадии развития организации и соответствующие им ситуации выделяет Б.З. Мильнер? Какой видит организацию Л.Э. Грейнер? Каково содержание теории жизненных циклов организации И. Адизеса? Что представляет собой «алмаз Левитта»?
6. Что представляет собой программно-целевой подход? Как строится дерево целей, каково его назначение?
7. Что мы понимаем под процессным подходом? Какие функции управления составляют основу процесса управления? Раскройте их содержание.
8. Охарактеризуйте маркетинговый подход: сущность, условия возникновения. Каково содержание маркетинговой деятельности?
9. Выполните сравнительный анализ старой и новой парадигм управления. Каковы исторические условия возникновения новой парадигмы? Что такое «тихая управленческая революция»?
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте деятельность известной российской компании. Какие подходы в управлении она использует? Обоснуйте ваш ответ.
2. Напишите доклад на тему «Успешный менеджер XX века». Проанализируйте причины, приведшие руководителя к успеху. Какие подходы менеджмента он использовал в своей работе?
3. Возьмите годовую подписку журнала «Менеджмент в России и за рубежом». Подберите примеры использования концепций менеджмента в практической деятельности. Оцените эффективность использования концепций (коммерческую, бюджетную, народнохозяйственную и др.)
4. На примере известной российской или зарубежной фирмы покажите, как осуществлялся переход от старой парадигмы управления к новой.
РАЗДЕЛ II
|
Организация – это система
Организация – это система, которой присуща функция управления и в которой главными элементами являются люди. Любая система, в набор элементов которой входят люди, является социальной. Организация является социально-экономической системой, так как важнейшими отношениями в ней выступают социальные и экономические [1, с. 79].
Организация делится на составные элементы – подсистемы и одновременно сама является подсистемой в рамках более крупной системы (сверхсистемы).
Организационную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для того, чтобы любая большая социальная система могла функционировать, добиваться реализации поставленных целей, необходима управляющая подсистема. В управляющей подсистеме выделяют два блока: блок определения целей и блок регулирования. Функции управляющей подсистемы выполняет субъект менеджмента. Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основное производство, вспомогательное производство, обслуживающая деятельность. Общая схема организационной системы приведена на рис. 3.1.
Организация является динамической системой, то есть системой, изменяющейся во времени. Это нелинейная система с нелинейными взаимодействиями и нелинейными законами развития, для которых используется термин «траектория развития» [16, 17].
Происходящие изменения накапливаются в системе, и в результате она теряет свою стабильность, переходит на другую траекторию развития и продолжает развиваться дальше в других границах стабильности. В теории систем такую потерю стабильности называют бифуркацией, а момент перелома траектории, или перехода, называют точкой бифуркации [1, 16]. Находясь под воздействием внешних и исходя из внутренних условий, система проходит несколько состояний бифуркации и в итоге формируется траектория её жизненного цикла.
|
|
|
|
|
Рис 3.1. Общая схема организационной системы (по Т.А. Акимовой [1], с дополнениями)
«Жизненный цикл организаций (ЖЦО) – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования как создание, рост, зрелость и упадок» [1, с. 99]. Один из вариантов основных этапов ЖЦО изображён на рис. 3.2.
Этап создания. Это этап предпринимательства – для него характерны формулирование миссии, целей и задач, определение функций, разработка стратегий.
Этап роста связан с этапом формирования коллектива, интенсивным развитием коммуникаций, связей с внешним миром: это время активных контактов и высоких обязательств.
Этап зрелости и стабильности сопровождается формализацией правил и процедур, возрастанием и упрочнением роли высшего руководства в иерархии системы; структура относительно стабильна и организация устойчива, постоянно растут объёмы производства продукта, выявляются новые резервы развития. Структура усложняется, появляются новые элементы в системе-организации (филиалы, дочерние фирмы и т.п.). Со времене