Соотношение понятий «персонал», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческое развитие».
Персонал (от лат. personalis- личный) - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Основными признаками персонала являются:
· наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). Однако на практике в отдельных случаях отсутствует формальное юридическое оформление найма, что приводит персонал к лишению гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства. Работающие собственники и совладельцы организации включаются в состав персонала, если они кроме причитающейся им части доходов получают соответствующую оплату за то, что участвуют своим личным трудом в деятельности организации;
· обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте, а, следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала: руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;
· целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации.
Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации, имеющих различия в квалификации и должностной принадлежности. В нашей стране и ряде других государств, в том числе европейских, более широкое распространение имел термин «кадры», взятый из армейского лексикона и означающий в немецком и французском языках профессиональных военных (рядовых, командного состава и резерва). В отечественной и зарубежной литературе последних лет достаточно популярны оба эти термина, хотя последний, «кадры», носит более ограниченный характер (например, «кадры управления»).
Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условийдля воспроизводства, развития, использования этого ресурса сучетом интересов каждого человека. Понятие «человеческие ресурсы» более емкое, чем и «персонал», так как содержит в себе совокупность социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей. Специфика человеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.), состоит в следующем:
· люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально осмысленная, а не механическая; процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;
· вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации;
· люди выбирают определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.
Основными характеристиками персонала организации являются: численность и структура.
Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных (или иных) и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации. Эти факторы определяют ее нормативную (плановую) величину. Более объективно персонал характеризуется списочной (фактической) численностью, т.е. числом сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент.
Порядок учета персонала определен Инструкцией, принятой Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 07.12.88 № 121 «Об утверждении Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения». Инструкция регламентирует методы определения списочного состава, среднесписочной численности работников, перечень занятых в основной и неосновной деятельности, категории персонала, порядок учета приема и выбытия кадров и другие вопросы
По признаку участия в производственном или управленческом процессе,т.е. по характеру трудовых функций, а, следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
· руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (организации в целом - директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений - отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями - руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;
· специалисты - лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. К ним относятся экономисты, юристы, инженеры-технологи, инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;
· другие служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание: агент по закупкам, кассир, секретарь-стенографистка, табельщик и др.;
· рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Различают основных и вспомогательных рабочих.
Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Классик современного менеджмента, профессор Питер Ф. Друкер, в своей книге «Задачи менеджмента в XXI веке» отмечает, что «самым ценным активом любой компании ХХ века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации XXI века — как коммерческой, так и некоммерческой — станут ее работники умственного труда и их производительность».
В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство. По мнению большинства экономистов, решающая роль в формировании человеческого капитала принадлежит образованию.
Образование в течение продолжительного времени рассматривалось как потребительское благо, обладающее полезностью. Изменение взглядов на образование произошло в конце 1950-х гг. после того, как американский экономист, лауреат Нобелевской премии, Т. Шульц дал определение понятия человеческого капитала. Он обосновал тезис о том, что если образование влияет на производство и имеет значение для экономики, то оно является формой капитала. Кроме того, образование можно рассматривать как капитал по той причине, что оно позволяет получить в будущем удовлетворение, или заработки.
Человеческий капитал имеет определенные качественные и количественные характеристики. Одним из значимых критериев, характеризующих человеческий капитал, является уровень общей и специальной подготовки. Этот критерий позволяет выявить квалификационные особенности рабочей силы и определить их влияние на экономический рост.
Повышение умственных и физических способностей работника как составляющих человеческого капитала сопоставимо с накоплением материально-вещественных элементов производства. При этом образование рассматривается в первую очередь как инструмент прагматической деятельности человека, что предусматривает быстрый возврат вложенных средств и ресурсов и их воспроизводство в интересах того, кто выступает заказчиком, потребителем подготовленных кадров. Таким образом, делается предположение, что существует непосредственная связь между инвестициями в человеческий капитал и производительностью труда.
Человеческий капитал создается с помощью инвестирования. Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов инвестиционных затрат.
1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал зависит от продолжительности трудовой жизни его носителя, то есть, работника.
2. Человеческий капитал не только способен накапливаться, но и подвержен физическому и моральному износу.
3. По мере накопления человеческого капитала получаемый доход растет до определенного уровня, но после достижения верхней границы активного трудоспособного возраста резко снижается.
4. При формировании человеческого капитала имеет место взаимный эффект, так как происходит развитие навыков и способностей не только у ученика, но и у учителя.
5. Затраты на обучение являются вложениями в человеческий капитал только в случае, если они общественно необходимы и экономически целесообразны.
Создание условий для формирования и реализации человеческого потенциала стало причиной обоснования новой концепции развития общества, а именно — человеческого развития. До появления концепции человеческого развития экономическая наука использовала концепцию человеческого капитала. И хотя они имеют много общего, однако нетождественны. Главный элемент концепции человеческого развития — человеческий потенциал, который по своему содержанию является более широким понятием, чем человеческий капитал. В концепции человеческого капитала инвестиции в человека рассматриваются, прежде всего, как средство увеличения производительности труда и дохода, и именно этим определяется их экономическая эффективность. В концепции человеческого развития высокоразвитый благополучный человек - это цель, а обеспечение его благосостояния - конечная и единственная задача развития, человеческий потенциал рассматривается не как средство достижения благосостояния людей, а как обязательный компонент их благосостояния. Концепция человеческого развития в качестве основной задачи предполагает создание государством и обществом условий для расширения возможностей людей прожить долгую и здоровую жизнь, получить достаточно высокий уровень образования, иметь материальные средства для достойного существования.
Человеческое развитие – это теория и методология комплексного экономического, социального и политического развития. Она заключает в себе моральную, или философскую, точку зрения, точный анализ социальной науки и специфический аспект практических или политических вопросов.
Человеческое развитие – это создание окружающей среды, в которой люди могут полностью развивать свой потенциал и вести продуктивную, творческую жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами.
Конец XX в. охарактеризовался усилением процесса глобализации экономики, которая обостряет проблемы международной конкуренции, выдвигает новые требования не только к технологиям, производству, но и к человеку - его образованию, квалификации, знаниям, здоровью, требует новых вложений в сохранение и развитие человеческого потенциала и его превращение в самый важный ресурс развития (и все большую социализацию самого развития, направленную на всесторонний доступ каждого человека к благам цивилизации и расширение возможностей его самореализации). Поэтому в системе государственного управления многих стран приоритет отдается социальной политике — образованию, здравоохранению и программам социальной защиты, ведь в глобальной конкуренции победят нации - лидеры в развитии человеческого потенциала.
Средства экономической политики для содействия человеческому развитию могут быть разными, однако главными становятся результаты достижения целей человеческого развития.