Задачи и функции спортивного менеджмента
Спортивные организации получают финансовые ресурсы из самых разных источников, - из бюджетов всех уровней, от реализации спортивных лотерей, от продажи билетов, от рекламы, спонсорства, меценатства, от предпринимательской деятельности, от депозитных операций, от сдачи собственности в аренду и многих других видов деятельности.
Спортивные организации расходуют полученные по разным каналам денежные средства на собственные нужды, выплачивают заработные платы и премиальные спортсменам и тренерам, рассчитываются по кредитам с коммерческими банками, осуществляют налоговые отчисления в федеральный и местный бюджеты. Таким образом, финансы спортивной организации не пребывают в статичном состоянии, они постоянно циркулируют от одного плательщика к другому. Денежные средства должны приносить спортивной организации доход и желательно максимально возможный.
Налоги выплачиваются спортивной организацией с учетом всех положенных льгот и специфики налогового законодательства.
Все задачи по управлению финансовыми потоками спортивной организации возлагаются на специальную экономическую службу, возглавлять которую должен компетентный специалист, хорошо разбирающийся как в спорте, так и в финансах. Специалиста такого профиля называют финансовым управляющим или финансовым менеджером. Это название происходит от английского слова manage - управлять, уметь обращаться.
Функции менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.
Различают основные и конкретные функции менеджмента (управления). В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Наиболее традиционно включение в их состав таких функций, как:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- руководство;
- контроль;
- анализ.
1.4. Особенности спортивных организаций
Особенности управления спортивной организацией в первую очередь, вызваны самой спецификой индустрии спорта.
Целями спортивной организации являются поддержание здоровья и развитие физических способностей человека. Для этого необходимо наличие в спортивной организации сотрудников высокой профессиональной квалификации в области спорта и медицины.
Важным элементом системы управления персоналом является правильный отбор сотрудников компании и система развития сотрудников.
Важным моментом в работе спортивной организации являются высокое значение репутации и имиджа организации на рынке и "штучность" производимых услуг.
Для качественного оказания услуги необходима сильная корпоративная культура, поддерживаемая доверительной и благожелательной атмосферой внутри персонала организации.
Часто спортивные клубы или школы вообще рассматриваются именно как школа для специалистов высочайшего класса. Получив уникальный опыт работы со спортсменами и клиентами, высокую квалификацию, подтвержденную как документально, так и самим опытом работы в качестве спортивного тренера или инструктора, сотрудники получают возможность перейти на работу в иные, спортивные клубы (переходя, как правило, на более высокую должность).
К примеру, спортивно-оздоровительные клубы можно разделить на три группы:
1) Многофункциональный фитнесс-клуб. Он включает в се6я бассейн, различные залы для аэробики и восточных единоборств, тренажерный зал, бани, сауну, солярий, массажный кабинет, детскую комнату, салон красоты, магазины и др. Соответственно высока и стоимость услуг.
2) Базовый фитнесс клуб, включает в себя зал аэробики, тренажёрный зал, бассейн, сауну, бар. Соответственно ниже стоимость услуг.
3) Фитнесс-студия предоставляет один из несколько видов фитнесс услуг. В студии не предполагается обязательное членство.
Специфика создания спортивно-оздоровительного клуба:
1. Финансирование деятельности.
Вкладывая деньги в фитнес индустрию нужно понимать, что это долгосрочные вложения денег и нельзя рассчитывать на быструю отдачу. Период окупаемости может быть от 3 (в наилучшей ситуации) до 5-6 лет и даже больше. Все зависит от конкретных условий и размаха: чем больше помещение, спектр услуг, профессиональнее администраторский и тренерский состав тем больше потребуется инвестиций.
2. Варианты привлечения кредита. Рассмотрим три принципиальные схемы.
Одна из них рассматривает взятие кредита, привлечение инвестиций и вложение всей суммы в шикарный комплекс с ионизированным бассейном и автономными источниками питания.
Другой вариант более распространенный. Начать с маленького заведения, без бассейна, детской комнаты и салона красоты. Расширяться за счет прибыли после того, как рубеж окупаемости будет пройден. Третий вариант предусматривает покупку готового бизнеса.
3. Основные статьи расходов и доходов.
Основными статьями расхода являются покупка или аренда помещения, ремонт и обслуживание помещения, покупка и замена тренажеров, рекламы и маркетинг, зарплата и униформа персонала.
Основными статьями дохода являются проведение тренировок, продажа специального питания, пищевых добавок, индивидуальная работа с клиентами, продажа спортивной одежды, это наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1.1 - Основные доходы и расходы фитнес-клуба
№ п/п | Основные статьи расходов | Основные статьи доходов |
1. | Покупка или аренда помещения | Работа фитнес-бара -бара |
2. | Ремонт и обслуживание помещения | Продажа специального питания, пищевых добавок, литературы |
3. | Покупка и замена тренажеров | Общие и индивидуальные тренировки |
4. | Реклама и маркетинг | Продажа спортивного снаряжения и одежды |
5. | Зарплата и униформа персонала |
4. Нахождение помещения.
Строительство клубного помещения очень дорого и связан с бюрократической волокитой. Обычно здание арендуют, покупают или занимают имеющиеся производственные площади, а деньги вкладывают в ремонт и реконструкцию. Каждый фитнес-клуб имеет свое лицо, свой уникальный дизайн и расположение помещений.
Вентиляция, водопровод, канализация, освещение, зеркала - все это требует продуманного планирования, поскольку наличие этих составляющих обеспечивает комфорт в клубе.
Сауна - очень большая статья расходов. Поэтому в небольшом клубе на первых порах можно ограничиться душевыми кабинами. А расширяться и достраиваться - постепенно за счет прибыли.
И все же при строительстве клуба следует учитывать, что клиенты бассейн любят и отдают предпочтение клубам с водной зоной.
5. Определение целевой аудитории и предоставляемых услуг.
В первом случае среди посетителей преобладают обитатели окрестных офисов, весьма требовательные к качеству услуг. Во втором - жители близлежащих кварталов. Это максимально лояльный, наиболее преданный, наименее подверженный миграции клиент.
6. Определение организационно-правовой формы клуба.
Для открытия своего фитнес-клуба в первую очередь нужно определить организационно-правовую форму (общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество). Возможно использование франчайзинга, т.е. ведение бизнеса с правом на товарный знак другой фирмы.
7. Создание учредительных документов.
Затем необходимо создать учредительные документы: устав, учредительный договор. Учредительный договор нужен в том случае, если фитнес-клуб или любая другая организация имеет несколько учредителей.
8. Регистрация деятельности клуба.
Важным моментом в создании любой организации является процедура регистрации. Государственную регистрацию фирм, организаций осуществляют органы, наделенные для этого специальными полномочиями.
9. Набор персонала.
На стадии стабилизации менеджмент спортивной организации старается удержать занятые позиции, определенные его целями. Например, для клубов по игровым видам спорта на этом этапе важно удержать определенное место в дивизионе, спортивной лиге, не обязательно первое. Физкультурно-оздоровительные клубы, предоставляющие платные услуги населению, стараются поддержать членство в клубе на постоянном уровне и стабильную прибыль.
Далее дадим характеристику внешней и внутренней среде спортивной организации.
Так, чтобы удержаться на лидирующих позициях руководство спортивных организаций должно принимать в учет влияние факторов внешней и внутренней среды организации на ее деятельность.
К внешним факторам, которые наиболее сильно в настоящее время воздействуют на деятельность российских спортивных организаций, следует отнести политический, экономический, демографический, технологический и конкурентный. Деятельность спортивных организаций в значительной степени зависит от политики в области спорта, которую проводит государство.
Наличие спонсоров и платных клиентов расширяет возможности спортивных организаций для обновления технологической базы, аренды или строительства дополнительных спортивных сооружений, повышения квалификации персонала и уровня его оплаты.
Влияние технологического фактора прежде всего связано с достижениями в производстве различных видов тренажеров, спортивной одежды и обуви и возможностей организации их приобрести.
Наличие качественного оборудования, оснащения спортсмена увеличивает конкурентоспособность спортивной организации и ее привлекательность для клиентов и спонсоров.
К основным внутренним факторам, воздействующим на спортивную организацию можно отнести менеджмент, персонал и оборудование.
В области персонала на спортивную организацию воздействуют следующие ключевые моменты:
- необходимость наличия высококвалифицированных кадров;
- высокая зависимость спортивной организации от специалистов, работающих в ней;
- высокой текучесть персонала по ряду ключевых позиций (например, на должности генерального тренера спортивной организации);
- индивидуальная ценность каждого сотрудника;
- высокая роль групповых взаимодействий в рамках коллектива, развитие неформальных систем коммуникации и управления;
- несмотря на необходимость присутствия материальных рычагов управления, они занимают не основное место. Значительно большее значение имеют методы морального плана.
Из области менеджмента к факторам, оказывающим влияние на деятельность спортивной организации, следует отметить:
- ограниченность ресурсов;
- взаимозависимость задач;
- несовершенство должностных (функциональных) инструкций;
- эффективность коммуникаций;
- черты характера индивидов;
- совершенство организационной структуры.
И в заключение необходимо остановиться на контроле деятельности спортивной организации, который можно осуществлять, используя различные методы наблюдения за деятельностью сотрудников, тренировкой спортсменов, состоянием спортивных сооружений и материально-технической базы. Контроль сильно зависит от запланированных результатов деятельности организации. Для профессиональных клубов по игровым видам спорта результатами является занимаемое спортивной командой место в списке других команд, личные достижения спортсменов, количество травм, итоги тренировочных сборов. Для физкультурно-оздоровительных клубов, оказывающих платные услуги населению, основные результаты работы – количество клиентов, количество услуг, состояние технической базы и др.
При оценке результатов можно использовать как непосредственное наблюдение, так и анкетирование, экспертный опрос, интервьюирование и др.