Модуль II – «Методологические основы менеджмента»
Во втором модуле представлены основные этапы стратегического управления организацией. Раскрывается сущность формирования миссии и целей организации, как результата стратегического анализа среды. Определяются основные мероприятия и этапы по выработке, реализации и контролю за реализацией стратегии развития организации. Выявляется сущность концепции продукта в системе стратегического менеджмента, определяются особенности и методы стратегического управления организацией, применяемые в зарубежных странах. Кроме того, в данном разделе изучаются основные принципы по формированию экономической стратегии и стратегии предотвращения несостоятельности фирмы.
Тема 7.Стратегический анализ среды. Сущность и составляющие. - 2 часа лекция, 4 часа практические занятия.
Окружение как совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды организации. Стратегический анализ как основа стратегического управления организацией.
Обеспечение поддержания баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта. Угрозы и возможности внешней среды по отношению к организации.
Приемы анализа среды, используемые в стратегическом менеджменте. Метод СВОТ как подход для совместного изучения внешней и внутренней среды. Методология СВОТ. Набор характеристик для выявления сильных и слабых сторон организации (по Томпсону и Стрикланду). Матрица СВОТ.
Матрица возможностей. Оценка угроз и возможностей с точки зрения степени влияния. Метод позиционирования конкретной возможности. Построение матрицы возможностей.
Матрица угроз. Задачи и методы построения.
Составление профиля среды. Оценка значимости отдельных факторов среды для организации. Метод составления профиля.
Тема 8. Формирование миссии и целей организации. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Миссия организации. Миссия как философия и предназначение организации. Факторы, влияющие на формирование миссии организации по Ф.Котляру (история фирмы, существующий стиль поведения в организации, состояние среды обитания, ресурсы организации, отличительные особенности организации). Расшифровка миссии (целевые ориентиры, сфера деятельности, философия организации, возможности и способы осуществления деятельности).
Цели формулирования миссии (общие представления об организации, создание корпоративного духа, эффективизация управления).
Цели организации. Виды и типы целей. Целеполагание и отражение интересов различных групп людей. Носители целей. Краткосрочные и долгосрочные цели. Общие направления формирования целей для организаций (прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, НИОКР, качество работы с покупателями, социальная ответственность организации). Иерархия целей. Декомпозиция целей. Цели роста организации (быстрого роста, стабильного роста, цели сокращения). Требования к целям.
Фазы установления целей. Выявление и анализ трендов, наблюдающихся во внешнем окружении. Установление общих целей организации. Построение иерархии целей. Установление индивидуальных целей.
Способы установления целей. Централизация. Децентрализация. Интерактивный метод.
Тема 9. Выработка стратегии развития организации. - 2 часа лекция, 4 часа практические занятия.
Два подхода к пониманию стратегии. Правила в стратегическом менеджменте. Типы стратегий развития бизнеса. Подходы к выработке стратегии (минимизация издержек, специализация в производстве отдельных продуктов, концентрация усилий на определенном сегменте рынка). Факторы, определяющие стратегии поведения на рынке.
Базисные (эталонные стратегии). Элементы, определяющие базисные стратегии (продукт, рынок, отрасль, положение фирмы в отрасли, технология).
Стратегия концентрированного роста. Сущность и условия применения. Типы стратегии концентрации (стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта ).
Стратегия интегрированного роста. Предпосылки к применению. Типы стратегии интеграции (стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции).
Стратегия диверсифицированного роста. Условия принятия стратегии. Основные типы стратегии диверсификации (центрированная диверсификация, горизонтальная диверсификация, конгломеративная диверсификация, стратегия сокращения ). Виды стратегии сокращения.
Определение стратегии фирмы. Уяснение текущей стратегии. Анализ внутренних и внешних ключевых факторов.
Анализ портфеля продукции. Сущность и цели АПП. Этапы проведения АПП. Построение матрицы портфеля продукции.
Выбор стратегии фирмы. Анализ ключевых факторов. Состояние отрасли и позиции фирмы в отрасли. Цели фирмы. Интересы высшего руководства. Финансовые ресурсы фирмы. Обязательства фирмы по ранее принятым стратегиям. Степень зависимости от внешней среды. Временной фактор.
Оценка выбранной стратегии (соответствие требованиям и состоянию окружения, соответствие потенциалу фирмы, приемлемость риска).
Тема 10. Реализация и контроль стратегии. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Задачи стадии выполнения стратегии. Функции высшего руководства в процессе реализации стратегии. Этапы деятельности (углубленное изучение состояния среды, решение по использованию ресурсного потенциала фирмы, установление степени соответствия имеющейся организационной структуры принятой стратегии, проведение организационных стратегических изменений, корректировка стратегии). Проведение мероприятий по снижению сопротивления изменениям.
Стратегические изменения. Выполнение триединой задачи по реализации стратегии (установление приоритетности административных задач, установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, приведение в соответствие выбранной стратегии подходов к управлению организацией). Типы стратегических изменений. Перестройка организации. Радикальное преобразование организации. Умеренное преобразование организации. Обычные изменения. Неизменяемое функционирование организации.
Организационная структура как объект стратегических изменений. Типы организационных структур. Элементарная структура. Функциональная организационная структура. Дивизиональная структура. Матричная организация. Факторы выбора организационных структур.
Организационная культура как объект стратегических изменений. Составляющие и характеристики организационной культуры. Задачи организационной культуры по интеграции внутренних ресурсов и усилий. Цели организационной культуры в области установления взаимодействия с внешней средой.
Сопротивление стратегическим изменениям. Отношения к изменениям (матрица «изменение-сопротивление»). Стили проведения изменений. Конкурентный стиль. Стиль компромисса, Стиль приспособления. Стиль сотрудничества.
Стратегический контроль. Задачи контроля. Требования к системе стратегического контроля. Показатели стратегического контроля (показатели эффективности, показатели использования человеческих ресурсов, показатели состояния внешней среды, показатели внутриорганизационных процессов). Система измерения показателей стратегических изменений. Сравнение результатов и их оценка. Принятие решений по корректировке. Проведение корректировки. Негативные проявления системы стратегического контроля.
Тема 11. Концепция продукта в стратегическом менеджменте. Разработка стратегий отдельных бизнесов и их систем. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Понятие продукта. Факторы, определяющие понимание продукта. Эволюция взглядов на продукт.
Основные составляющие продукта. Функциональные качества и свойства. Марка. Имидж продукта. Гарантии качества.
Динамика продукта. Жизненный цикл продукта. Фазы жизненного цикла. Стратегия продукта на отдельных фазах. Стратегия создания нового продукта. Подходы к созданию нового продукта. Этапы создания.
Продуктовая стратегия фирмы. Конкурентные силы. Подход к анализу конкурента. Анализ предложений конкурента. Анализ текущей стратегии. Анализ возможностей конкурента. Составление профиля поведения конкурента. Позиции фирмы в конкурентной среде. Фирма, бросающая вызов окружению.
Анализ портфеля продукции. Матрица «Рост-доля рынка». Матрица «Привлекательность отрасли - конкурентная позиция».
Включение маркетинга в стратегическое управление.
Тема 12. Методы стратегического планирования, применяемые зарубежными фирмами. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Основания долгосрочного планирования в зарубежных фирмах. Трансформация системы планирования. Компоненты долгосрочного планирования.
Задания долгосрочного плана в фирмах США, Европы и Японии.
Формирование индивидуальной стратегии в японских корпорациях.
Планирование в условиях неопределенности.
Многофакторные аналитические модели.
Тема 13. Принципы формирования экономической стратегии. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Понятие экономической стратегии. Основные составляющие.
Локальные цели экономической стратегии.
Товарная стратегия. Стратегия ценообразования. Стратегия взаимодействия с рынками производственных ресурсов. Стратегия поведения на рынке ценных бумаг.
Тема 14.Стратегия предотвращения несостоятельности фирмы. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Понятие банкротства. Признаки банкротства. Диагностика банкротства. Критические показатели. Характеристики поведения управленческой команды, пришедших к банкротству.
Правовое регулирование несостоятельности. Процедуры банкротства( наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.
Реакция фирмы на кризисное состояние. Антикризисное управление: возможности и техники его реализации.
Выбор стратегии предотвращения банкротства.
Контрольная работа Модуль II