Модуль I - «Сущность и становление стратегического менеджмента»
В первом модуле раскрывают особенности, предпосылки, условия и факторы возникновения и развития стратегического менеджмента, определяется сущность, структура и содержание стратегического менеджмента, функции стратегического менеджмента, устанавливаются особенности стратегического управления в условиях конкуренции, определяются технологии стратегического управления в условиях современной российской экономики.
Тематика лекций
Тема 1.Введение в стратегический менеджмент: сущность стратегического менеджмента. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Сравнение оперативного и стратегического управления по ключевым характеристикам управления организацией (миссия, учет фактора времени, основа построения системы управления, подход к управлению персоналом, критерий эффективности управления).
Определение «стратегического управления» как стиля, который опирается на человеческий потенциал организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает организации возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Стратегический менеджмент как фактор успешного выживания в рыночных условиях.
Стратегическое управление – взгляд из будущего в настоящее.
Стратегия как генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.
Стратегический менеджмент – теория и практика обеспечения конкурентоспособности и эффективности решений путем разработки стратегии организации.
Стратегические тенденции развития экономики.
Тема 2.Особенности стратегического управления организацией. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Возможности стратегического управления организацией.
Недостатки стратегического менеджмента (отсутствие возможности создания точной картины будущего состояния организации, отсутствие описательной теории, значительные финансовые и временные затраты, усиление негативных последствий вследствие ошибок стратегического предвидения, сложность реализации стратегических планов).
Приоритеты при осуществлении стратегического управления. Организационная культура и реализация стратегического управления. Стратегические ресурсы производственной системы.
Тема 3.Содержание и структура стратегического управления. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Функции и принципы стратегического менеджмента как инструмента повышения эффективности и конкурентоспособности объектов. Перспективное планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический маркетинг, стратегическое управление, стратегический менеджмент. Понятие стратегических нормативов.
Стратегический маркетинг - управление персоналом по разработке стратегии - разработка стратегического плана. Стратегический менеджмент как часть реформирования предприятия. Специфические принципы стратегического менеджмента (ответственность за уровень организационных работ по СМ, ориентация деятельности организации на стратегические инновационные проекты, стратегия обеспечения конкурентоспособности организации должна базироваться на использовании эксклюзивных ценностей).
Стратегическое управление как совокупность пяти управленческих процессов (анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии выполнение стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии).
Структура стратегического менеджмента (по Р.А.Фатхутдинову). Главная цель стратегического менеджмента. Увеличение затрат на стратегический менеджмент – повышение качества всех компонентов системы – снижение эксплуатационных затрат (цепочка достижения стратегических целей). Роль целевой подсистемы (стратегия повышения качества).
Повышение роли методического, информационного обеспечения системы в стратегическом менеджменте. Введение функций стратегического маркетинга, разработке стратегии фирмы.
Два компонента управляющей подсистемы: разработка стратегического управленческого решения и управление персоналом по реализации стратегических планов. Компоненты «внешней среды» системы стратегического менеджмента. Компоненты входа системы стратегического менеджмента. Компоненты обратной связи системы стратегического менеджмента.
Тема 4. Стратегическое управление и конкурентоспособность предприятия. Концепция стратегических групп. - 2 часа лекция, 4 часа практические занятия.
Сущность понятия «конкурентные преимущества». Создание и поддержание конкурентных преимуществ. Анализ субъектов рыночной среды.
Виды конкурентных преимуществ. Ценовая характеристика. Дифференциация. Положение на рынке.
Стратегия создания конкурентных преимуществ. Стратегия лидерства в цене. Стратегия дифференциации. Стратегия концентрации внимания на интересах конкретных потребителей.
Чистая конкуренция, совершенная конкуренция и эффективная конкуренция.
Модель пяти сил конкуренции. Соперничество со стороны продавцов. Конкуренция со стороны товаров. Угроза появления новых конкурентов. Экономические возможности поставщиков. Экономические возможности покупателей.
Концепция стратегических групп. Понятие стратегических групп. Характеристики стратегических групп (по Портеру). Составление карты стратегических групп. Анализ стратегических групп.
Факторы, влияющие на стратегию конкурентной борьбы. Стадии зарождения, роста, зрелости и отмирания сектора отрасли. Позиция компании в отрасли (доминирующая, второстепенная и критическая).
Понятие конкурентного статуса фирмы. Расчет КСФ по И.Ансофф. Расчет КСФ по Портеру. Уровень конкурентных преимуществ фирмы и КСФ. Проблема достаточности развития стратегического потенциала фирмы и условий внешней среды для создания конкурентных преимуществ.
Тема 5.Эволюция стратегического менеджмента. - 2 часа лекция, 2 часа практические занятия.
Стратегическое управление как результат развития управления в целом. Основные достижения в развитии менеджмента до 1990 года.
Предшественники теории и практики стратегического управления. Учения Сунь-Цзы, Карла фон Клаузевица по вопросам стратегического управления.
Основоположники современной теории стратегического управления. Учения: Ф. Абрамс, И. Ансофф, С.Арджирис, П. Друкер, Дж. Куин, Г. Минцберг, Т.Птерс, М. Портер, К. Прахалад, Г. Саймон, П. Сенге, А. Стрикленд, А. Томпсон, Г. Хамел, К. Хофер, Э.Чандлер, Г. Штейнер, К. Эндрюс.
Тема 6.Технология стратегического менеджмента. - 4 часа лекция, 4 часа практические занятия.
Организация работ по внутрифирменному стратегическому планированию и контролю. Единая система функциональных планов и заложенные в ней принципы планирования.
Целеполагание как процесс разработки стратегии и тактики организации. Схема взаимодействия элементов системы стратегического планирования и контроля в процессе их осуществления. Функции корпоративной службы стратегического планирования. Модель разработки корпоративного стратегического плана.
Контрольная работа Модуль I