Тема: Управленческие решения.

Вопросы для обсуждения на семинарах.

1) Дайте определение термина «принятие решений»

2) Каковы различия между принятием управленческих решений и принятием решений в повседневной жизни?

3) Каковы три отличительных свойства подхода к решению проблем на базе науки управления.

4) Какие типы моделей можно назвать?

5) Опишите этапы процесса построения модели.

6) Обсудите следующие проблемы построения модели: информационные ограничения, страх пользователей, плохое использование результатов и высокая стоимость.

7. Назовите основные категории персонала организации.

8. Назовите признаки классификации информации управления.

9. Назовите основные виды (группы) технических средств управления.

10. Какие виды моделей технологических процессов управления Вам известны?

11. Что характеризует основные и конкретные функции управления?

12. Назовите элементы классификации функций управления.

13. Каковы основные этапы разработки управленческих решений?

Темы докладов

1) Виды и типы управленческих решений.

2) Основные подходы к принятию решений.

3) Процесс принятия решений.

4) Методы и способы принятия решений.

Тема: Структура управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах.

1) Каковы три основных подхода к изучению проблемы лидерства?

2) Сравните автократичный, демократичный, либеральный, ориентированный на работу и ориентированный на человека стили руководства.

3) В чем различия между руководителем по теории «X» и по теории «Y»?

4) Покажите на примере, почему демократичный, ориентированный на человека стиль руководства не всегда оказывается эффективным?

5) Почему один и тот же стиль подходит не всем подразделениям организации?

6) Оказывает ли тип темперамента руководителя влияние на выбор им стиля руководства?

7) Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерства?

Темы докладов

1) Формы власти

2) Стили управления

3) Проблемы лидерства и власти в организациях.

4) Теории лидерства

Ситуация для анализа

Однажды Вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей производства о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения Вам понравилась больше всего. Какая?

А. Первый руководитель: «Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности».

Б. Второй руководитель: «Все это мелочи. Главное в оценке людей – это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено».

В. Третий руководитель: «Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его».

Г. Четвертый руководитель: «Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе является четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия».

Тема: Методы управления.

Вопросы для обсуждения на семинарах

1) В чем различие между управлением и лидерством?

2) Что такое стресс?

3) Каковы причины возникновения стрессов на работе и в личной жизни?

4) Как отражается уровень стресса на производительности труда работника?

5) Какие способы борьбы со стрессом можно назвать?

6) Что такое «харизма» и как ею пользуются руководители?

Темы докладов

1) Женщина-менеджер – проблемы и достижения.

2) Идеальный менеджер – какой он?

3) Великие менеджеры прошлого столетия.

4) Стрессы в деятельности руководителя.

Таблица «Шкала оценок социальной адаптации» /

М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури

Указания. Отметьте каждое событие в вашей жизни, имевшее место в предыдущем году. Сложите полученные баллы. Сумма 150 или менее баллов означает относительно небольшое количество перемен в жизни и низкую восприимчивость к нарушению здоровья, вызываемым стрессом в последующие два года. Сумма выше 300 увеличивает эти шансы почти до 80% в соответствии со статической моделью прогнозирования Холмса – Раз.

Жизненное событие Среднее значение
1. Смерть супруга (или супруги)
2. Развод
3. Раздельное жительство супругов по приговору суда
4. Содержание в тюрьме или ином исправительном заведении
5. Смерть близкого родственника
6. Серьезное телесное повреждение или болезнь
7. Вступление в брак
8. Увольнение с работы
9. Восстановление отношений с супругом (супругой)
10. Уход на пенсию
11. Крупные перемены в здоровье или поведении члена семьи
12. Беременность
13. Сексуальные затруднения
14. Появление нового члена семьи (например, рождение, усыновление, приезд старшего родственника и т.п.)
15. Крупная перестройка в бизнесе (например, слияние, реорганизация, банкротство и т.д.)
16. Крупные изменения финансового положения (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.)
17. Смерть близкого друга
18. Переход на совершенно иной вид работы
19. Резкое изменение количества споров с супругой (например, их стало больше или меньше, чем обычно, по поводу воспитания детей, личных привычек и т.д.)
20. Получение закладной на сумму более 10 тыс. долл. (например, покупка дома, фирмы и т.д.)
21. Потеря права выкупа закладной или погашения ссуды
22. Крупные перемены в служебном положении на работе (повышение, понижение, переход на аналогичную должность)
23. Уход сына или дочери из дома (например, вступление в брак, поступление в колледж и т.д.)
24. Натянутые отношения с родней мужа или жены
25. Выдающиеся личные отношения
26. Начало и прекращение женой работы вне дома
27. Начало или прекращение официального образования
28. Резкие изменения жизненных условий (например, постройка нового дома, перестройка, ухудшение жилища или ближайшего района)
29. Пересмотр личных привычек (одежды, манер, связей и т.д.)
30. Трудные отношения с боссом
31. Серьезные изменения времени работы
32. Изменения местожительства
33. Переход в новую школу
34. Крупные изменения в обычном типе и продолжительности отдыха
35. Резкие изменения в религиозной активности (например, значительно больше или значительно меньше, чем обычно)
36. Крупные изменения в религиозной активности (например, посещение клубов, дансингов, кинотеатров, знакомых и т.д.)
37. Получение закладной или ссуды менее 10 тыс. долл. (например, покупка автомобиля, телевизора, холодильника и т.д.)
38. Серьезные изменения в привычках сна (значительно больше или значительно меньше сна, изменение времени сна)
39. Резкое изменение числа встреч членов семьи (например, значительно больше или значительно меньшее количество или совсем другие часы приема пищи или окружение)
40. Резкое изменение привычек приема пищи (значительно большее или значительно меньшее количество или совсем другие часы приема пищи)
41. Отпуск
42. Рождество
43. Небольшое правонарушение (например, безбилетный проезд, переход улицы в не установленном месте, нарушение общественного порядка и т.д.)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Современный этап развития рыночной экономики в России характеризуется изменением требований к менеджменту.

Дисциплина "Менеджмент" является курсом Государственного образовательного стандарта по специальности. Она будет интересна и полезна студентам, не имеющим практического опыта. Дисциплина дает полное современное представление о науке и практике управления: имеется базовая теория менеджмента, содержится методика проектирования организации; включены конкретные документы по системе управления (инструкции, правила, регламенты, положения, типовые модели), резюме и контрольные вопросы, тесты вопросы к практическим занятиям.

Программой предусмотрены следующие виды работы студентов: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Сбор материала. Следует пойти в библиотеку, познакомиться с каталогами, библиографическими справочниками и выписать по своей теме от 5 до 15 источников. При работе с предметно-тематическим каталогом имеет смысл просматривать не только разделы, строго совпадающие с темой курсовой работы, но и темы, достаточно близкие к избранной.

Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План – это наиболее краткая форма записи прочитанного, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после его полного прочтения (в последнем случае он получается более кратким и последовательным). Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.

Выписки – это либо цитаты, т.е. дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное студентом собственными словами. Выписки делают, читая ту или иную книгу или статью.

Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования. Выделяя из прочитанного текста самок главное, самое существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст.

Форма выписок может быть индивидуальной: отдельные листы, карточки и т.п. Выписывая те или иные положения, мысли, цифры надо сразу же хотя бы приблизительно относить их к тому или иному пункту. Если студента заинтересовали какие-то таблицы, схемы, графики – надо обдумать, куда их отнести, как назвать и не забыть сделать ссылку на источник и соответствующую страницу.

Особое внимание надо обращать на дискуссионные постановки вопросов при анализе и обсуждении в литературе современных проблем, на иностранный опыт. На выписках подобного типа полезно делать (для себя) какую-либо особую отметку: это удобно при их дальнейшем использовании. По мере чтения литературы студенту могут приходить в голову собственные мысли. Их обязательно надо фиксировать, записывать, также отмечая подобные выписки соответствующим образом.

Тезисы– сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала; они не содержат собственных мыслей студента, его комментариев по поводу текста, тезисы носят утвердительный характер.

Аннотации – это очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Она составляется после полного прочтения и глубокого продумывания изучаемого произведения.

Резюме– краткая оценка прочитанного произведения; отражает выводы, подводит итоги.

Конспект – текст, в котором выделено самое главное, существенное в изучаемой работе. Его отличают краткость, четкость формулировок, обобщений, важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости и немалых затрат времени и усилий, но зато конспектирование способствует глубокому пониманию и глубокому усвоению изучаемого материала.

Конспект целесообразно составлять после полного прочтения изучаемого материала. При конспектировании литературы необходимо записывать название источника, издательство, год издания и номер страниц, откуда взяты данные, чтобы в дальнейшем при написании работы делать ссылки на источники информации. При работе с конспектом следует сразу же продумывать вопрос о том, какому пункту плана соответствует тот или иной конспектируемый материал.

При изучении литературы целесообразно соблюдать определенную последовательность, начиная с учебников и учебных пособий, а затем переходя к монографиям, журнальным и газетным статьям, нормативным материалам. Постепенно углубляя свои знания в выбранной теме, студент сможет достаточно грамотно ориентироваться в спорных вопросах, по которым в научной литературе ведется дискуссия. Студент в этом случае должен научиться не только сопоставлять различные точки зрения по исследуемому вопросу, но и формировать собственную позицию, сопровождая ее необходимой аргументацией.

Работая с журнальными и (если получится) газетными публикациями, студент должен стремиться к тому, чтобы это были публикации как можно более близкие по времени к периоду работы над курсовой. Журнальные и газетные публикации позволяют получить самую «свежую» информацию, а в условиях современной российской действительности, когда экономическая ситуация может изменяться достаточно быстро, это особенно важно.

Когда материал собран и классифицирован в соответствии с первоначальным планом, наступает время по каждому пункту плана определить внутреннюю логику, разделы, последовательность мыслей внутри каждого вопроса. При этом возможны некоторые изменения первоначального варианта плана работы, связанные корректировкой содержания работы, отсутствием достаточного материала по одному из вопросов первоначального плана, появлению новых, неожиданных материалов, представляющих большой теоретический и практический интерес.

Рекомендуемая методика серьезной, добросовестной работы представляется оптимальной, хотя, конечно, возможны и другие индивидуальные варианты

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы студентов

1. Предмет, метод, особенности науки.

2. Вклад Научной школы в теорию управления.

3. Вклад Классической школы в теорию управления.

4. Вклад школы человеческих отношений и школы поведенческих наук в теорию управления.

5. Вклад Новой школы в теорию управления.

6. Подходы в управлении.

7. Суть системного подхода, основные понятия.

8. Суть процессного подхода, сфера использования.

9. Суть ситуационного подхода.

10. Основные положения модели «Черный ящик».

11. Виды систем, изучаемых в менеджменте.

12. Цель деятельности бизнес – организации.

13. Понятие жизненного цикла, возможность его повторения.

14. Особенности современной парадигмы управления.

15. Разделение труда в сфере управления, виды руководителей.

16. Иерархичность системы, задачи основных уровней.

17. Взаимосвязь и различие руководителей разного вида.

18. Достоинства и недостатки централизованной системы управления.

19. Достоинства и недостатки децентрализованной системы управления.

20. Понятие формальной организации, ее устройство.

21. Возможности руководителя влиять на устройство формальной организации.

22. Понятие неформальной организации, особенности устройства.

23. Группа и ее место в системе управления; группа и личность.

24. Соотношение понятий «руководитель» и «лидер».

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа выполняется в соответствии с требованиями, изложенными в методической разработке «Контрольная работа студента: структура и оформление». – М., Российская академия правосудия, 2004.

1. Основные школы менеджмента, их сравнительная характеристика.

2. Менеджмент в России: прошлое и настоящее, тенденции развития.

3. Концепция современного менеджмента.

4. Функции и принципы менеджмента, их классификация.

5. Современные методы менеджмента, их классификация и характеристика.

6. Организационные формы менеджмента, их роль в рыночной экономике.

7. Организационные структуры управления, их преимущества и недостатки.

8. Проектирование (совершенствование) организационных структур управления, оценка их эффективности.

9. Кадровый менеджмент.

10. Персональный менеджмент.

11. Мотивация в менеджменте, теории мотивации.

12. Конфликты в менеджменте, способы и методы их разрешения.

13. Имидж (образ) менеджера.

14. Современные технологии менеджмента.

15. менеджмент решений в условиях неопределенности и риска.

16. Организационное регламентирование в практике менеджмента.

17. Менеджмент ресурсов (трудовых, материальных, финансовых), по выбору студента.

18. Социология и психология в менеджменте.

19. Организационная культура в менеджменте.

20. Зарубежный опыт менеджмента (на примере компаний США, Японии или стран западной Европы), по выбору студента.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

1. Основные черты и особенности менеджмента.

2. Формирование объектов управления в условиях рыночной экономики.

3. Модель менеджера: возможности и факторы практической реализации.

4. Интересы и ценности: влияние на управление.

5. Формирование и развитие этики менеджмента.

6. Научность, опыт и искусство управления: характер взаимодействия,
соотношение и сочетание.

7. Организационные формы управления: разнообразие, выбор и циклы эффективности.

8. Методологические факторы эффективности управления.

9. Формальное и неформальное управление: воздействие, сочетание и развитие.

10. Качество управленческих решений.

11. Процессы дифференциации и интеграции в системе менеджмента.

12. Диверсификация производства и развитие менеджмента.

13. Природа и классификация функций менеджмента.

14. Стратегия и тактика менеджмента: социальное, экономическое и
организационное развитие.

15. Планирование в системе менеджмента: меры, методология и организация.

16. Мотивация деятельности в менеджменте.

17. Коммуникации и развитие организации.

18. Стиль менеджмента: условия формирования и факторы развития.

19. Практическая концепция менеджмента.

20. Анализ качества работ в менеджменте.

21. Целеполагание в процессе менеджмента.

22. Информационные технологии менеджмента.

23. Анализ и проектирование информационных технологий менеджмента.

24. Структура системы управления: разновидности, выбор и проектирование.

25. Мотивации и стимулирование персонала управления.

26. Матричное проектирование процессов менеджмента.

27. Методология и организация нововведений в менеджменте.

28. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

29. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

30. Профессионализация управления.

31. Административный менеджмент.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2005. – 288 с.

2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2002. – 336 с.*

3. Менеджмент: Учебник для ССУЗов / Е.А. Драчева, Л.И. Юликов. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – 288 с.; 2004 – 288 с.*

4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. –М.: Дело, 2004. – 800 с.

5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г.Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 669 с.

Дополнительная

1. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 344 с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 256 с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2006. – 384 с.

4. Висема X. Менеджмент в подразделениях фирмы / Пер. с англ. – М.:
Инфра-М, 1996. – 237 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 480 с.

6. Глущенко Е.В. Теория управления. – М.: Вестник, 1996. – 336 с.

7. Гроуф Э. Высокоэффективный менеджмент. – М.: Филинъ, 2006. – 280 с.

8. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте / Пер. с англ. – М.:
АО "РААИСАНА", 1996. – 288 с.

9. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 3-е изд. – Н.Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

____________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.

10. Игнатьева А.В. Основы менеджмента. – М.: Финстатинформ, 2006. – 48 с.

11. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. – 327 с.

12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: ТОО "Остожье", 1999. – 336 с.

13. Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Академический Проект, 2000. – 352 с.

14. Кузнецов ЮЛ. Основы менеджмента. – СПб.: ОЛБИС, 1997. – 192 с.

15. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. – М.: МиМ, 1997. – 192 с.

16. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. – 504 с.

17. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.

18. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 343 с.

19. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Под ред. Б.В. Прыкина. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 415 с.

20. Общий менеджмент: Учебное пособие / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 252 с.

21. Основы менеджмента: Учебное пособие / Под общ. ред. С.Г.Лопатиной. – М.: Юрайт, 1999. – 295 с.

22. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2007. – 432 с.

23. Саймон Г. Менеджмент в организациях / Сокр. пер. с англ. с 15-го изд. – М.: Экономика, 2005. – 326 с.

24. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. – М.: Бизнес-школа "Интел Синтез", 1999. – 384 с.

25. Тихонравов Ю.В. Теория управления: Учебный курс. – М.: Вестник, 2007. – 336 с.

26. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. – М.: ЮНИТИ,
1996. – 447 с.

27. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / Пер. с англ. – М.: Финансы
и статистика, 1989. – 206 с.

28. Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. – Тольятти: Издательский
дом "Довгань", 2005. – 358 с.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Условия возникновения менеджмента и основные школы управления.

2. Основные понятия менеджмента: менеджмент, менеджер, управление.

3. Методология современного менеджмента, системные элементы объекта управления.

4. Зарубежные модели менеджмента.

5. Развитие отечественного управления и современный российский менеджмент.

6. Современная система взглядов на менеджмент.

7. Понятие организации, общие черты, жизненный цикл, цели, структура, организационный эффект.

8. Внутренняя и внешняя среда организации: структура и взаимодействие.

9. Формальная и неформальная организации: цели, причины возникновения, основные признаки, каналы взаимодействия.

10. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в организациях. Иерархия в организациях: формы и социальное значение.

11. Управленческая деятельность: сущность, специфические признаки, функциональная структура управленцев, субъект и объект управления.

12. Уровни управления: соотношение видов деятельности и количества работников, нормы управляемости.

13. Организационная структура, ее элементы, иерархические уровни управления, отличительные признаки современных форм организаций (арендные, АО, ООО, СП, холдинговые компании и т.д.).

14. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки.

15. Проектирование организационных структур: этапы, требования и принципы.

16. Системная технология управления организацией, сущность и взаимосвязь функций управления.

17. Функция планирования в организации: содержание, принципы планирования, типы планов, бизнес-план.

18. Функция организации управления: содержание, принципы, стратегическое управление, оперативное управление.

19. Функция мотивации в организации: содержание, принципы, современные теории мотивации.

20. Функция контроля в организации: содержание, принципы, элементы технологии, виды контроля.

21. Принципы управления. Сущность и взаимосвязь функций управления.

22. Система и классификация методов управления.

23. Закономерности управления.

24. Система и классификация методов управления, их содержание, направленность, соотношение, организационная форма, отличие от функций и принципов управления.

25. Организационно-административные методы управления: элементы, формы проявления, правомерность использования, нормативно-правовая система формализованного регулирования.

26. Экономические методы управления: элементы, формы проявления, правомерность использования, модели хозяйственного расчета, проблемы экономики труда.

27. Социально-психологические методы управления: элементы, формы проявления, правомерность использования, границы применения в формальной организации.

28. Коллективное самоуправление как метод управления: элементы, формы проявления, правомерность использования.

29. Стиль руководства: содержание, соотношение с методами управления, характеристика основных стилей.

30. Основные поведенческие элементы как факторы управленческого стиля менеджера.

31. Основные поведенческие элементы в действиях менеджеров соответственно их позициям в системе координат «управленческой решетки».

32. Управленческое решение: содержание, классификация, этапы подготовки решений.

33. Методы принятия управленческих решений на основе системного подхода, их классификация, ограничения в выборе.

34. Технология принятия управленческих решений, управление реализацией, контроль и оценка результатов.

35. Условия эффективности управленческих решений: основные требования к ним, факторы их эффективности.

36. Оценка эффективности предприятия.

37. Понятие инновационной деятельности. Источники инновационных возможностей.

38. Оценка инновационного климата в организации.

39. Методы и средства инновационной деятельности.

40. Структура и система управления персоналом организации.

41. Организация деятельности кадровых служб: содержание их работы, факторы стратегии управления человеческими ресурсами.

42. Личность менеджера, основные требования к менеджеру, особенности оценки личных, профессиональных и деловых качеств менеджера-руководителя, «потенциональные» ограничения в деятельности руководителя, власть и управление.

43. Организация труда менеджера: характер, содержание и особенности управленческого труда, его рациональная организация и культура.

44. Управленческие конфликты: природа, типы конфликтов, конфликтные личности.

45. Причины, этапы развития последствия конфликтов

46. Стратегия управления конфликтом.

47. Структурные методы разрешения конфликтов в организации.

48. Мотивация работников и межличностные стили разрешения управленческих конфликтов.

49. Управленческое общение: понятие, принципы, формы, уровни, стадии процесса.

50. Структура управленческого общения: составляющие элементы и их содержание.

51. Конструктивная критика в управленческом общении.

52. Переговорный процесс как форма управленческого общения: типы, структура, технология переговоров.

53. Управленческая информация, критерии ее классификации, виды и значение. Слухи как специфическая форма управленческой информации.

54. Этапы обмена управленческой информацией, препятствия на его пути.

55. Особенности обмена письменной информацией, требования к документам.

56. Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией.

57. Публичное выступление как форма обмена управленческой информацией.

58. Организация деловых бесед как форма обмена управленческой информацией.

59. Система информационного обеспечения управления производством: структура и автоматизированная система управления предприятием.

60. Организационно-производственный менеджмент: структура, объекты, роль в деятельности предприятия.

61. Производство как объект управления: основные элементы производственной системы, основные элементы системы управления производством, управленческий цикл, структурные подразделения в составе предприятия.

62. Управление производственным процессом в организации: основные понятия производственного процесса, принципы организации производственного процесса.

63. Профессиональная подготовка менеджеров.

64. Профессиональное здоровье менеджеров.

Наши рекомендации