Тема 1. Теории лидерства в системе менеджмента

Теории лидерства и формирования команд как учебная дисциплина подготовки менеджеров.

Теории лидерства. Поведенческие теории лидерства. Стиль управления по К. Левину, Стиль управления по Д. Мак- Грегору, стиль управления по Лайкерту, стиль руководства по Блейку-Моутону, стиль руководства по Танненбауму – Шмидту. Ситуационные теории лидерства. Ситуационная модель Фидлера, Подход «Путь – Цель», модель жизненного цикла Херси и Бланшара, модель Адаира, стиль руководства ориентированный на реальность по Аргирису, модель принятия решений В. Врума и Я. Йеттона

Тема 2. Руководство: власть и партнёрство

Сила, влияние и власть в руководстве. Четыре типа силы в организации. Власть и влияние как инструменты лидерства. Источники власти. Формы влияния. Ошибки воздействия на подчинённого по Шредер Г.А. Делегирование полномочий. Цели делегирования. Преимущества делегирования. Полномочия и ответственность – основа делегирования. Классификация штабных полномочий. Причины низкой эффективности полномочий. Факторы повышения эффективности делегирования. Матрица Д. Эйзенхауэра.

Методы руководства. Организационно-административные методы. Метод руководства по Питерсу-Уотермену, по Оучи( теория Z).

Тема 3. Управление человеком и управление группой

Функционирование малых групп. Организационно - производственная, материальная и социально-психологические характеристики. Взаимодействие формальных и неформальных групп. Основные виды формальных групп. Основные факторы повышения эффективности функционирования малых групп. Процесс формирования команды. Синергетический эффект. Особенности неформальных групп. Их влияние на трудовой процесс. Взаимодействие формальных и неформальных групп в организации. Критерии эффективного управления группами. Особенности управления в России.

Тема 4. Методы формирования команд

Команда и её отличительные черты. Роль взаимозависимости людей в группе. Преимущества и недостатки групповой работы. Стадии развития группы. Выработка норм, определяющих поведение людей в группе. Методы группового принятия решений. Организация обратной связи и формирование работы в коллективе. Влияние стилей управления на качественные характеристики команд. Экономические и психологические методы формирования команд. Роль мотивации в формировании команд. Необходимость учёта личностных характеристик персонала при формировании команд Групповая динамика.

Тема 5. Методы преодоления сопротивлений и групповые эффекты

Роль планирования в преодолении сопротивлений персонала. Методы преодоления стресса. Групповые эффекты: социальная фасилитация, социальная ингибиция, эффект принадлежности к группе, эффект социальной лени, эффект синергии, эффект группомыслия, эффект конформизма, подражания, бумеранга, фаворитизма.

Тема 6. Признаки высокоэффективной команды

Необходимые элементы эффективной команды. Характеристики эффективной команды. Аттестация как метод повышения эффективности команды. Профилактика конфликтных ситуаций как один из методов повышения эффективности команд

2.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п\п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Система государственного и муниципального управления     + + + +
2. Управленческие решения + + + + + +
3. Организация управленческой деятельности + + + + + +

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При реализации учебной работы используются следующие формы проведения занятий:

1. Лекции (с включением дополнительных элементов: презентации по дисциплине, мультимедиа и интерактивные материалы, видео-лекции, материалы справочного характера и нормативные документы, глоссарий, технические и программные средства обеспечения дисциплины);

2. Семинары (с устным опросом и обсуждением материалов по теме, выступления студентов с рефератами с последующим обсуждением и т.д.);

3. Интерактивные формы проведения занятий:

– Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

– Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

– Междисциплинарное обучение – использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте решаемой задачи.

Темы презентаций:

1. Основные характеристики стилей управления командой.

2. Основы руководства : власть и партнёрство.

3. Управление человеком: принципы, особенности.

4. Управление группой: принципы, особенности, технологии, критерии эффективности.

5. Методы формирования команд.

6. Методы преодоления сопротивлений персонала организационным изменениям.

7. Групповые эффекты.

8. Признаки высокоэффективной команды.

9. Методы построения высокоэффективной команды.

10. Восточные принципы построения команд.

11. Западные принципы построения команд.

12. Роль мотивации в формировании команд.

13. Основы коммуникационного процесса.

14. Коммуникационные помехи.

15. Типы коммуникаций в организациях.

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, выполнения студентами индивидуальных заданий, решения кейс – стадии и деловых игр.

Основными формами текущего контроля знаний являются:

– обсуждение вынесенных в планах семинарских занятий тем и контрольных вопросов;

– написание индивидуальных домашних заданий по темам дисциплины;

– оценка выполненных студентами презентаций;

– решение кейс – стадии;

– участие в деловых играх.

Тема 1,2 – подготовка презентаций, инд. дом.заданий, подготовка к семинарским занятиям.

Темы 3,4,5,6 - подготовка презентаций, инд. дом.заданий, подготовка к семинарским занятиям, кейс – стадии, деловые игры.

Промежуточный контроль проводится в устной и письменной форме.

4.1 Организация самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов является ведущей формой учебной деятельности студента. Такое её значение определяется самим характером и особенностями образовательного процесса. Освоение человеком любого знания, формирование умений и навыков происходит всегда на индивидуальном уровне.

Началом любой самостоятельной работы должно стать развитие навыков и умений грамотной работы с учебной и научной литературой, как печатной, так и на электронных носителях. Умение пользоваться каталогами, картотеками, заданными списками литературы, справочно-информационными изданиями позволяет рационализировать познавательную деятельность.

Особое место занимает внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Письменный ответ на вопросы, сообщение или/и доклад, подготовленные к семинару, представляют собой результат самостоятельного исследования конкретной проблемы. Это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов познавательной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке курсовой и дипломной работы.

Представленные варианты содержат различные задания: проблемный вопрос, план ответа на конкретный вопрос.

На самостоятельную работу выносятся презентации и индивидуальные домашние задания по темам (см. ФОС).

4.2 Тематика семинарских занятий по дисциплине «Лидерство и формирование команды»

Наши рекомендации