Цели и действия по их достижению
Общие цели, которые в равной мере разделяются членами группы | Специфические цели или задачи, которые способствуют достижению общих целей | Конкретные действия или шаги, которые позволят выполнить специфические цели или задачи |
Б) Практикующее упражнение.
Необходимо на фактах и событиях из Вашей жизни показать, как Вы лично участвовали в установлении целей и определении средств их достижения в группе или организации.
Задание к теме 7: Практикующее упражнение: Факторы проектирования организации.
Цель: Данное упражнение поможет добиться большего понимания влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.
Условия: Сначала в малых группах (2—6 человек), назначенных преподавателем, проводится анализ внеорганизационного окружения сточки зрения перемен, представленных в предлагаемой матрице (рис. ? ). Обсуждается относительная важность каждого из компонентов внешней среды и степень ее неопределенности. Малые группы оформляют свое решение письменно, затем в классе заслушивается каждая группа и подводится итог занятию.
Низкая
Низкая степень неопределенности - небольшое число факторов и компонентов - факторы и компоненты достаточно схожи - Факторы и компоненты в основном не меняются - Пример: картонная фабрика | Умеренно низкая степень неопределенности - Большое количество факторов и компонентов - Факторы и компоненты не похожи друг на друга - Факторы и компоненты в основном не меняются - Пример: государственный университет |
Умеренно высокая степень неопределенности - Небольшое число факторов и компонентов - Факторы и компоненты достаточно схожи - Факторы и компоненты постоянно меняются Пример: Дом моделей | Высокая степень неопределенности - Большое количество факторов и компонентов - Факторы и компоненты не похожи друг на друга - Факторы и компоненты постоянно меняются Пример: Коммерческий банк |
Рис.2 - Матрица степеней неопределенности внеорганизационной среды
Задание к теме 8: По правилам изображения схем организационных структур студенты рисуют схему организации, в которой они учатся или работают. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту.
Задание к теме 9:Восстановите пропущенные элементы в схеме, указав новые типы организаций информационного общества (фирмы будущего). Заполните таблицу, указав название трех главных этапов построения организации и характер работ на каждом этапе.
Таблица 1 -Этапы построения организации
№ п/п | Этапы | Содержание работы |
Определения характера выполняемой работы | 1) 2) Рост объема работ 3) 4) Проверка | |
Продолжение таблицы 1 | ||
1) Установление норм 2) 3) Установление сотрудничества | ||
Классификация позиций менеджмента, построение групп управления | 1) Распределение обязанностей по видам работ (принципам)по Файолю 2) |
Задание к теме 10:А) На протяжении многих лет делаются попытки свести мотивационные тенденции человека в определенные системы и на этой основе представить соответствующие теории. Получили распространение несколько таких теорий: психоаналитическая, теория драйвов, гедоническая теория, теория условных рефлексов. Эти теории помогают менеджерам, понимать истинные поведенческие шаблоны людей. Познакомьтесь с одной из них, которая легла в основу современных теорий мотивации, и выскажите свое суждение о значении этой теории для понимания мотивационного процесса в организации.
Психоаналитическая теория. Создателем и разработчиком теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1859-1939). По Фрейду движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс или инстинкт жизни (эрос) признавался сначала Фрейдом единственным мотивирующим Фактором поведения. В последствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта — танатоса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд утверждал, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса, и что познание и управление этими инстинктами — задача грядущих поколений.
Психоаналитическая теория рассматривает личность как единство ее трех составных частей: а) «ид» (оно) — резервуар инстинктов и импульсов, покоящихся в бессознательном компоненте психики; б) «это» (Я) — личная определенность, сознание себя; в) «суперэго» — моральные аспекты сознания и поведения человека. Схематически структура личности выглядит в виде айсберга, над водной поверхностью которого находится лишь «эго». Это примерно одна шестая часть структуры. «Ид» охватывает пять шестых структуры. Эта подструктура покоится в подсознании. Человек обычно не осознает содержания «ид», поскольку оно существует вне разума. «Ид» проявляется только в поведении, которое в частности, сдерживается компонентом «суперэго», т.е. внешними нормами поведения.
Чтобы понять истинное поведение человека, т.е. представить его мотивы, считают психоаналитики, надо раскодировать подсознательную (бессознательную) часть личности и определить силу влияния на личность моральных сентенций (суперэго).
Что здесь истинного, а что наносного? Об этом ведется спор уже много лет. Нам представляется, что наиболее правильный ответ на этот вопрос был дан на международной конференции по бессознательному в г. Тбилиси (1978 г.).
Основой основ психоанализа является бессознательное. Именно оно, по Фрейду, покоит в себе многие побудительные силы человека. Отрицать этот тезис — значит идти потив истины. «Бессознательное психическое — это реальность, подлежащая научному исследованию»1. Бессознательное дает нам возможность понять скрытые поведенческие устремления людей и тем самым обратить эти устремления на пользу общественному производству. Так, сколько бы мы не говорили о том, что качество продукции должно быть высоким, дальше разговора дело не пойдет. Но если мы поймем побудительные силы материального и морального стимулирования людей, в основе которого лежит осознаваемые и неосознаваемые импульсы, то мы сможем предпринять что-либо дельное.
Б) Оценка мотивации.
Прежде чем побуждать к труду своих подчиненных, необходимо оценит собственные мотивационные тенденции. Результаты приводимых ниже пяти упражнений помогут вам более предметно разобраться с этим сложным феноменом.
Парные сравнения.
Перед Вами 17 фраз. Сравните каждую фразу попарно друг с другом. Например, первую со второй, первую с третьей, первую с четвертой и т.п. до конца. Затем вторую фразу с третьей, вторую с четвертой, вторую с пятой и т.д. Сравнивая пары фраз, каждый раз оценивайте какое высказывание для Вас лично важнее (приписывайте ему один балл). В конце операции сравнения подсчитайте, сколько баллов набрала каждая фраза. Выберите три высказывания, получившие наибольшее количество баллов. Это доминирующие тенденции. (Перед началом сравнений произносите «Я хочу...» )
1. Зарабатывать себе на жизнь.
2. Обеспечить свое будущее.
3. Покупать хорошие вещи.
4. Обеспечить себе положение влияния.
5. Завоевать достойное место в жизни.
6. Делать что-либо интересное.
7. Приобретать новые знания и умения.
8. Развивать свои способности.
9. Идти в ногу с жизнью.
10. Быть не хуже других.
11. Применять свои силы и способности.
12. Иметь постоянных собеседников.
13. Завоевать признание и уважение.
14. Обеспечить себе материальный комфорт.
15. Внести свой вклад в общее дело.
16. Быть при деле.
17. Убегать от неприятностей.
Подумайте над результатом. Сделайте вывод, как избавиться от нежелательных тенденций. В)Мотивы достижения
Оцените по 9-ти балльной шкале свои мотивы достижений. При этом считайте, что самая высокая выраженность мотива будет равняться 9 баллам, а самая низкая — одному:
Высокая Низкая
1. Активность 987654321
2. Устремленность к риску 987654321
3. Проявление инициативы 987654321
4. Стремление к ответственности 987654321
5. Желание действовать незамедлительно 987654321
6. Нацеленность на разрешение возникающих проблем 987654321
Всего по данному тесту можно получить от 54 до 6 баллов. Сумма баллов свыше 36 будет означать устремленность к достижению целей, а менее 24 - устремленность к избеганию (уходу от проблемы).
Иерархия потребностей.
На основе данных двух первых упражнений и личного анализа определите свой доминирующий уровень потребностей. То же самое проделайте по отношению к интересующему Вас лицу:
5. Потребность в реализации своих возможностей.
4. Потребность в уважении со стороны других.
3. Потребности в принадлежности к социальной группе.
2. Потребности в безопасности.
1. Физиологические потребности.
После определения иерархии потребностей, наметить тактику общения с интересующим Вас собеседником.
Задание к теме 11: Контроль — это искусство управления. Менеджер не может научиться этому искусству со слов, он должен практически пройти через него. Не бесполезно здесь обратиться к некоторым умозаключениям, которыми делятся с нами Вернер Зигерт и Лючия Ланг, по поводу ошибок контроля, вызывающих раздражение:
1. Контроль не должен сводиться к инцидентам.
Нормальный контроль — это непрерывный процесс делового общения с работниками. Он не приурочивается к каким-то случаям. Если Вы хотите помочь сотруднику преодолеть какие-то недостатки (непорядок на рабочем месте, плохой стиль составления деловых писем, недостаточный кругозор и т.д.),то снова и снова вступайте с ним в контакт, напоминайте ему о что надо делать, беседуйте с ним, стараясь быть непринужденным.
2. Тотальный контроль порождает небрежность.
Есть управляющие, которые считают, что все, что не прошло червз их руки, чревато ошибками. В связи с этим такие лица стараются контролировать буквально все, решая сложные вопросы у себя в кабинете. Такой контроль делает людей несамостоятельными и нерадивыми.
3. Скрытый контроль вызывает только досаду. Такой контроль аморален. Он осуществляется методами тайного осмотра рабочих мест, слежки, с помощью осведомителей
Скрытый контроль возмущает большинство людей, но он не отмирает. «Тайные контрмеры» всегда находят объяснение своей нужности.
4. Контролируйте не только любимый участок.
Каждый достигает высот в какой-то области, где он собирает урожай своих успехов. Если сделан очередной шаг по ступеням карьеры, то приходится уступать свою работу другим, хотя кажется, что никто лучше тебя с ней не справится. И ты начинаешь усиленно контролировать своего преемника.
5. Контроль — не проформа!
Руководитель-демократ часто так умиляется своими подчиненными, что стесняется подвергать их контролю. А если в действиях кого-то выявляет небрежность, то сам все и исправляет. Знайте, кто уклоняется от контроля, тот пренебрегает интересами и чаяниями своих подчиненных.
6. Не контролируйте из недоверия.
Подозрительность свидетельствует о неуверенности в себе. Психологи говорят о «проекции». Люди склонны к тому, чтобы «проецировать» свои недостатки на других людей. Помните, у кого отсутствует здоровое чувство собственного достоинства, тот чувствует угрозу, исходящую от других.
7. Не держите своих выводов при себе.
Не придерживайте негативную информацию о деятельности сотрудника как козырную карту. Исходите из того, что такая тактика контроля бесплодна и даже вредна. Доводите полученную информацию до сотрудника немедленно. Только так вы можете установить с ним деловые отношения и помочь делу.
Задание: Ознакомившись с вышеизложенным материалом, проанализируйте собственный опыт встречи с подобными явлениями и поделитесь с ним в группе.
Б) Памятка. При осуществлении функции контроля следует продумывать ответы на следующие вопросы:
- Имею ли я четкое представление о своих задачах и целях?
- Помню ли я, что люди не обожают контроль со стороны?
- Привлекаю ли я к осуществлению контроля самих исполнителей?
- Соразмеряю ли я возможности людей с целями и задачами?
- Нравится ли мой стиль контроля моим подчиненным?
- Нужно ли мне перестраиваться?
- Составлю ли я общий план контроля?
- Нужны ли мне дополнительные сведения для составления мероприятий по контролю?
- Как я осуществляю контроль по результатам?
- Достаточно ли я получаю информации о трудовом процессе?
- Как реагируют подчиненные на мои коррекции?
- Уверены ли мои подчиненные, что они двигаются к цели?
- Как я сам отношусь к вводимым мною коррекциям?
· Как осуществляется контроль в соседних подразделениях?
Задание: Ознакомившись с памяткой, подумайте и предложите свой вариант вопросов.
Задание к теме 12:Каждая группа предоставляет разработанный список вопросов (смотри задание № 11 раздела СРС) преподавателю. Преподаватель проводит жеребьевку и распределяет вопросы между малыми группами. Затем все приступают к работе, руководствуясь ниже приведенной технологией.