Б1.В.ОД.11 Технологии эффективного менеджмента
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.11 Технологии эффективного менеджмента
направление подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
Профиль: «Финансовый менеджмент»
бакалавр
квалификация
очная, заочная формы обучения
Год набора – 2016
Ростов-на-Дону, 2016 г.
Автор(ы)–составитель(и):
Заведующий кафедрой менеджмента, к.э.н., доцент В.В. Некрасова
СОДЕРЖАНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО.. 5
3. Содержание и структура дисциплины.. 6
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 25
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 29
6.1. Основная литература. 29
6.2. Дополнительная литература. 29
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 30
6.4. Нормативные правовые документы. 30
6.5. Интернет-ресурсы. 30
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 30
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1 Дисциплина Б1.В.ОД.11 «Технологии эффективного менеджмента» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-7 | владение навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ | ПК-7.3 | умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ |
ПСК-1 | владение навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) | ПСК - 1.3 | умение рассчитывать максимальную и оптимальную (в условиях ограниченности ресурсов и рыночного спроса) экономическую прибыль. |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть следующие знания, умения и навыки:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
Организация и контроль текущей деятельности системы внутреннего контроля экономического субъекта / координация деятельности подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля | ПК-7.3 | знать: ― фундаментальные вопросы, касающиеся сущности и методологии исследования социальных и экономических систем; ― теорию и методологию прогнозирования социо -экономических процессов; ― методы анализа состояния организаций и тенденций развития социальных процессов; ― основные категории, принципы и методы исследования социально-экономических процессов; ― методы анализа и количественной оценки социальных и организационных процессов. |
уметь: ― анализировать различные подходы мотивации для реализации эффективного функционирования организации, ― оценивать различные факторы налоговой политики, влияние изменений законодательства на налоговую нагрузку функционирующих предприятий и организаций, ― ориентироваться в макроэкономической ситуации с целью разработки стратегии деятельности и развития организации. | ||
владеть: навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ рассматривается как должностная обязанность будущего менеджера. | ||
Анализ фактического выполнения плановых показателей выполнения работ в подразделении организаций/ планирование деятельности подразделения в соответствии со стратегическими целями организации. | ПСК - 1.3 | знать: -структуру бизнес-плана; - методику разработки бизнес-плана; - методы анализа рынка. |
уметь: -рассчитывать точку безубыточности коммерческого мероприятия; - рассчитывать оптимальную прибыль коммерческого мероприятия | ||
владеть: навыками расчета максимальной и оптимальной прибыли |
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Объем дисциплины (модуля):
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) - 4 зачетные единицы (144 часа для очной формы обучения, 144 часа для заочной формы обучения.
Для изучения дисциплины предусмотрено 144 часа для очной и заочной формы обучения.
На контактную работу с преподавателем отведено для студентов:
- очной формы обучения –54 академических часа (36 часов – лекции, 18 часов – практические занятия);
- заочной формы обучения – 14 академических часов (6 часа – лекции, 8 часа – практические занятия).
На самостоятельную работу выделено для студентов:
- очной формы обучения – 54 академических часов;
- заочной формы обучения – 121 академический час;
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена для очной и заочной формы обучения.
Место дисциплины (модуля):
Дисциплина Б1.В.ОД.11 «Технологии эффективного менеджмента» относится к обязательным дисциплинам вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент», профиль "Финансовый менеджмент". Дисциплина изучается на4 курсе 7 семестр для студентов очной формы обучения, на 2 курсе 4 семестр для студентов заочной формы обучения.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области теории организации, теории управления, а также на приобретенные ранее умения и навыки в области управления организациями.
Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как: Б1.Б.7.1 История управленческой мысли, Б1.Б.10 Бизнес планирование, Б1.В.ОД.10 Разработка управленческих решений.
3. Содержание и структура дисциплины
Таблица 1
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||
Очная форма обучения 7 семестр | |||||||||
Тема 1 | Управление и эффективность | Деловая игра | |||||||
Тема 2 | Технологии и механизмы управления | реферат, тест | |||||||
Тема 3 | Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации | дискуссия, реферат, | |||||||
Тема 4 | Эффективное планирование | дискуссия, реферат | |||||||
Тема 5 | Технологии управления развитием организации | Реферат, деловая игра | |||||||
Тема 6 | Экономическая эффективность управления | дискуссия, деловая игра | |||||||
Тема 7 | Эффективность кадрового менеджмента | дискуссия, практическое задание | |||||||
Промежуточная аттестация | экзамен | ||||||||
Всего: | |||||||||
Заочная форма обучения 4 семестр | |||||||||
Тема 1 | Управление и эффективность | Деловая игра | |||||||
Тема 2 | Технологии и механизмы управления | реферат, тест | |||||||
Тема 3 | Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации | дискуссия, реферат, | |||||||
Тема 4 | Эффективное планирование | дискуссия, реферат | |||||||
Тема 5 | Технологии управления развитием организации | Реферат, деловая игра | |||||||
Тема 6 | Экономическая эффективность управления | дискуссия, деловая игра | |||||||
Тема 7 | Эффективность кадрового менеджмента | дискуссия, практическое задание | |||||||
Промежуточная аттестация | экзамен | ||||||||
Всего: | |||||||||
Содержание дисциплины
Управление качеством развития организации. Понятие «качество». Статус проблемы качества. Качество как характеристика развития менеджмента. Качество управления: основные факторы. Изменение приоритетов и роли управления в достижении качества. Ресурсное обеспечение управления качеством.
Деловая игра
"Бомбоубежище"
Продолжительность игры: 1ч
Цель игры.
Основная цель игровой деятельности- получение навыков управления и принятия эффективных управленческих решений
Участники игры и их функции.
Деловая игра «Бомбоубежище» занимает важное место в практике менеджмента.
Исходная позиция: участники сидят за столами по кругу
Реквизиты: бумага для записей, авторучки.
Количество участников: 6 – 24
Инструкция 1
Ситуация:
Началась ядерная война. совершенно случайно вы оказались в особо прочном бункере. Наверху все разрушено, уровень радиации очень высок. В вашем бункере есть необходимые запасы воды, топлива, воздуха, пищи. Их немного, но примерно год прожить можно. Есть некоторая надежда, что постепенно уровень радиации понизится до безопасных величин и тогда можно будет выйти на поверхность.
Роли:
1. Подросток. Девочка, 15 лет. Школьница, учится хорошо, симпатичная. Сейчас находится в шоковом состоянии: молчит и тихо плачет. Нравится мальчик-подросток 16-ти лет, который тоже оказался в бункере.
2. Подросток. Мальчик, 16 лет. Физически сильный и ловкий. Спортсмен. Учится плохо, двоечник. Не равнодушен к девочке-школьнице.
3. Мужчина, 25 лет, учится в институте физической культуры (вечернее отделение), занимается альпинизмом. Здоров, физически крепок. Служил в МЧС. При этом склонен к конфликтному поведению. Был уволен из МЧС за драку.
4. Мужчина, 48 лет. Физик, специалист в области атомного ядра, профессор. Хорошо эрудирован, разбирается в электронике, строительстве, средствах связи. Сердечно-сосудистое заболевание.
5. Девушка-студентка, 19 лет. Учится в Университете физкультуры по специальности «легкая атлетика». Привлекательная, общительная, но, кроме спортивных успехов, других результатов нет. Беременна.
6. Девушка, 21 год, учится в медицинском институте. Учится посредственно, и не вполне понятно, сможет ли она самостоятельно лечить людей. Любит шить, вязать.
7. Мужчина, 32 года, боевой офицер-ракетчик. Знает, что делать, чтобы выжить в сложившейся ситуации. Хорошо физически подготовлен, занимается восточными единоборствами. Тяга к алкоголизму.
8. Женщина, 26 лет, тренер по общефизической подготовке. Проводит исследования по педагогике, собиралась защищать диссертацию. Работала учителем в школе и инструктором по туризму. Владеет тремя иностранными языками.
9. Мужчина, 58 лет, академик РАН. Очень образованный человек. Знания в области гуманитарных наук (история, философия, психология). Преподаватель. Имеет много публикаций.
10. Женщина, 43 года, кандидат сельскохозяйственных наук. Знает, как выращивать сельхозпродукцию даже в неблагоприятных условиях. Знает химию, агрономию, основы геологии. Хобби: кулинария.
Инструкция 2:
Количество кислорода уменьшается. Бункер рассчитан на меньшее количество людей. Вывод: кто-то должен выйти на поверхность и погибнуть, иначе неизбежно погибнут все.
Задание: Определитесь, кто из вас должен уйти из бункера. При этом обратите внимание, что остаться должны те, кто важнее всего для того, чтобы человечество смогло возродиться.
Каждому из вас необходимо доказать, что именно он нужен для выживания. Но если группа в это не поверит, то вам придется покинуть бункер.
Какое количество человек должно быть исключено определяет ведущий, в зависимости от количества участников, обычно это 2-3 человека.
Тайминг: 10 - 15 минут на обсуждение
Темы рефератов
1. Проблема эффективности менеджмента в современной экономической литературе
2. Проблема критериев и показателей эффективности менеджмента в современной экономической литературе
3. Проблема управления капиталом в современной экономической литературе
4. Проблема групповой динамики в организации в современной экономической литературе
5. Проблема стратегического кадрового менеджмента в современной экономической литературе.
Контент-тест
1. Управление – это непрерывный целенаправленный, информационный процесс………..на коллективы людей и обеспечивающий соответствующее их поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях.
Ответ: воздействия.
2. Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:
1. Технология управления.
2. Функции управлении
3. Техника управления
4. Профессиональная подготовка
5. Иерархия управления
6. Стиль управления
Ответ: 1,2,4,5
3. Принцип единоначалия в наибольшей степени соблюдается в:
а) матричной структуре;
б) функциональной структуре;
в) линейной структуре.
Ответ: в
4. Количественные показатели деятельности включают:
1) технические показатели;
2) финансовые показатели;
3) показатели экономии времени;
4) экономия труда.
Ответ: 2, 3, 4
5. Качественные показатели эффективности включают:
1) повышение квалификации менеджеров;
2) уровень культуры в организации;
3) сокращение трудоемкости управления;
4) сокращение численности.
Ответ: 1, 2
6.Системный подход, это: (С)
1. Метод исследования систем.
2. Метод проектирования систем
3. Метод контроля систем.
Ответ: 1.
Темы рефератов
1. Стратегическое целеполагание - ресурс управления
2. Антикризисное целеполагание как фактор эффективного управления
3. Аспекты целеполагания в менеджменте
4. Цель и целеполагание управленческой деятельности
5. Проблемы и перспективы стратегического развития организации
6. Методы стратегического развития организации
Тема 4 Эффективное планирование
Дискуссия на темы:
1.Методология и технология планирования.
2.Основные принципы планирования.
3.Ресурсные ограничения планирования.
4.Характеристики качественного плана в современных организациях.
5.Эффективное планирование времени.
6.Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
Темы рефератов
1.Типы стратегий и методика стратегического планирования.
2. Техники принятия решений: списки, метод матриц, дерево решений, причинно-следственная диаграмма
3.Методы планирования: план-график, диаграмма Ганта, сетевой анализ (анализ критического пути), список ключевых событий
4. Понятие, основные элементы, функции и принципы планирования.
5. Система внутрифирменного планирования.
6. Финансовое планирование на предприятии. Основные показатели финансового плана и порядок их расчета
7. Составление функциональных планов в различных сферах: маркетинг, финансы, производство.
Темы рефератов
1. Виды технических средств, используемых во внутрифирменной системе информации.
2. Переговоры и совещания в организации
3. Мозговой штурм – способ группового принятия решений.
4. Техники де Боно( deBono, 1982) принятия решений: интуитивный подход, метод отрицания, метод изменяющихся обстоятельств, «побочное мышление»
5. Классификация организационных изменений. Развитие и жизненный цикл организации. Развитие в условиях кризиса.
6. Перспективы и специфика управления эволюцией организации.
7. Стратегия организации как инструмент управления развитием.
8. Понятие об организационных патологиях.
Деловая игра
Продолжительность игры: 1ч 30 мин.
Концепция игры.
Группам по 3-4 человека. Придумать план реализации проекта и составить диаграмму Ганта.
1. Составить перечень мероприятий, которые обеспечивают получение конечного результата;
2. Распределить мероприятия по ранжиру (по временной последовательности);
3. Описать длительность каждого мероприятия;
4. Составить таблицу: выписать по горизонтали – временные промежутки (дни недели, месяцы, кварталы), по вертикали – список ранжированных дел;
5. Составить диаграмму – расположить мероприятия в координатной плоскости
6. Необходимо обозначить стрелками на плане связи между делами, и последовательность их реализации;
7. Обозначить на диаграмме точки контроля: каждый этап должен заканчиваться точкой контроля, в которой рассматривается и корректируется расхождение запланированного с реальностью.
8. Необходимо проанализировать все параллельные и последовательные работы.
9. Составить список всех необходимых для выполнения задачи ресурсов.
10. Составить план по недостающим ресурсам, предусмотреть источники, из
которых они могут быть получены.
11. Составить список всех лиц, которые участвуют в процессе.
12. Проанализировать все препоны и барьеры на пути к цели, найти обходные пути.
13. Предусмотреть альтернативные элементы плана в наиболее неясных и проблемных местах.
Цель: Упражнение используется для отработки навыков эффективного управления развитием организации.
Деловая игра
"Рынок"
Продолжительность игры: 1ч
Цель игры.
Основная цель игровой деятельности- получение навыков определения экономической эффективности управления.
Концепция игры:
Участники делятся на команды – предприятия, действующие на рынке потребительских товаров и услуг. Каждая компания получает определенную сумму денег на развитие. Средства компания может вкладывать в производство, в рекламу, в персонал и др.
Кроме того, каждый участник является еще и клиентом и получает средства на собственные нужды. Каждый участник продает свою рабочую силу своему предприятию.
Условия для игры имеют как предприятия, так и каждый участник.
Раунд 1. Организация. Игроки создают компании, договариваются о заработной плате.
Раунд 2. Производство. Предприятия создают товары и услуги.
Раунд 3. Продажа. Компании продают свои товары и услуги, а клиенты – приобретают, тратят свои личные деньги.
Раунд 4. Расчет финансов. Каждая компания и каждый житель подсчитывает свои финансы. Компании выдают заработную плату сотрудникам (на расходы на след.этап).
Раунд 5. Аналитический. Команды проводят анализ и принимают решение о совершенствовании своего производства.
Раунд 6. Производство. Команды совершенствуют свои продукты, чтобы привлечь больше прибыли.
Раунд 7. Продажа.
Раунд 8. Подсчет финансов и определение победителей.
Побеждает команда, компания которой заработала наибольшее количество денег.
Данная игра помогает понять взаимосвязь личных интересов и интересов компании, обучает эффективному поведению на рынке, обеспечению экономической эффективности.
Шкалы оценивания
Задания для выполнения контрольной работы (очной, заочная форма обучения)
(выполняется студентом самостоятельно и предоставляется на проверку преподавателю, является допуском к экзамену)
Комплект заданий для контрольной работы по теме«Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации»
Контрольная работа состоит из трех частей: первая часть включает решение практического задания, вторая часть – выполнение тестового задания, третья часть – полный ответ на один из представленных теоретических вопросов.
Материалы контрольной работы должны содержать:
1) титульный лист;
2) содержание;
3) практическое задание;
4) тестовое задание;
5) теоретическое задание
6) библиографический список (обязательно).
Часть 1. Практическое задание
Задание 1. На складах одной из крупных компьютерных фирм скопилось значительное количество непроданных персональных компьютеров, что отрицательно сказывалось на рентабельности производства. Руководство фирмы поставило задачу резко сократить количество непроданных компьютеров.
Аналитической группой было сгенерировано несколько альтернативных вариантов решения этой проблемы, среди которых было отобрано два основных:
1. Значительное снижение отпускной цены.
2. Обновление упаковки и заметное повышение продажной цены.
Задание:
определите в общих чертах характер развития ситуации по первому и по второму сценариям. Какой сценарий развития ситуации вы считаете более предпочтительным?
Часть 2. Тестовое задание
1. Целью какой школы было создание универсальных принципов управления:
а) школа научного управления;
б) классическая школа или школа административного управления;
в) школа человеческих отношений;
г) школа науки о поведении;
д) школа науки управления или количественных методов
2. Какое положение предусматривает теория приобретенных потребностей Д Мак-Кллеланда:
а) выделение гигиеничных и мотивирующих факторов;
б) распределение всех рабочих на желающий работать и тех, кто не желает работать;
в) наличие у рабочего потребности в достижении, в соучастии, во власти;
г) потребность человека быть справедливо вознагражденным;
д) все потребности человека расположенные в определенной иерархии
3. Какое положение не относится к теории мотивации Ф. Герцберга:
а) отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом;
б) наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены;
в) в обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается как естественное и не оказывает мотивационного воздействия;
г) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены;
д) максимальное позитивное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при отсутствии факторов гигиены
4. Конфликты в зависимости от способа разрешения, делятся на:
а) социальные, национальные, этнические, межнациональные, организационные, эмоциональные;
б) антагонистические, компромиссные;
в) вертикальные, горизонтальные;
г) открытые, скрытые, потенциальные;
д) внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые.
5. Затраты на здравоохранение, воспитание, физическое формирование, интеллектуальное развитие, получение общего образования, приобретение специальности – это:
а) инвестиции в строительство спортивных комплексов;
б) инвестиции в человеческий капитал;
в) инвестиции в новые технологии;
г) инвестиции в производство;
д) инвестиции в учебно-оздоровительные комплексы.
6. Навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними:
а) семантические;
б) коммуникативные;
в) невербальные;
г) вербальные;
д) профессиональные.
7. Осознанное побуждение личности к определенному действию – это:
а) мотив;
б) потребности;
в) притязания;
г) ожидания;
д) стимулы.
Часть 3. Реферат
При подготовке реферата необходимо:
- составить план, раскрывающий основное содержание темы;
- объем ответа должен быть 10-15 стр.;
- ответ должен представлять самостоятельное исследование проблемы.
Методические материалы
Экзамен проводятся в письменной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из двух частей:1) теоретический вопрос, 2) практическое задание.
Допуском к экзамену является посещаемость, работа на практических занятиях, активность, наличие требуемых заданий.
Экзамен может быть проведен в виде письменного ответа на вопрос с дополнительными уточняющими вопросами от преподавателя, а также в виде собеседования. Собеседование проводится в двух формах.
- индивидуальное собеседование со студентом;
- групповое собеседование с двумя и более студентами, при этом на поставленный вопрос отвечает один студент. Ответ или дополнение других студентов допускается по разрешению преподавателя-экзаменатора в случае если студент не ответил или ответ был не полным.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ, участие в дискуссии, диспуте, деловых играх.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные рефераты, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой выполнения заданий. На этом этапе студенту предлагаются типовые задания, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются ситуации, приближенные к практике деловых коммуникаций;
3) выполнение контрольной работы позволяющей проверить навыки решения практических ситуаций.
4) выполнение контрольной работы в рамках семинарского занятия, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике выполнения заданий.
Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических заданий.
3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка рефератов, выполнение контрольных заданий.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;
2. В рамках практических (лабораторных) занятий – писать контрольные работы по пройденным темам; принимать участие в диспуте, деловой игре;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – выполнять задания по пройденным разделам; готовить рефераты на заданную тематику;
5. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Управление и эффективность
Основные категории менеджмента: объект, субъект, функции, виды, методы, средства и принципы. Менеджмент как целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Понятие «управление» и его сущность. Управление как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.
Функции управления: анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организация, учет, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов. Эффекты в управлении: социально-экономические, социально-организационные, социально-психологические. Понятие «эффективность»: финансово-экономический, синкретический подходы к его объяснению. Количественное измерение эффективности. Оценка эффективности менеджмента.
Тема 2.Технологии и механизмы управления
Технология управления как последовательность и комбинация операций, приводящих к решению управленческих задач. Механизм менеджмента: средства, методы. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-распорядительные.
Тема 3. Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации
Цели менеджмента. Факторы, влияющие на качество цели. Значение количественных и качественных параметров цели. Процедура построения дерева цели. Формирование и ранжирование целей. Цели организации. Стратегия организации. Системы стратегического управления в европейских организациях, США, Японии.
Тема 4. Эффективное планирование
Основные принципы планирования. Ресурсные ограничения планирования. Эффективное планирование времени. Понятие контроля и его основные типы: предварительный, текущий, заключительный. Характеристики эффективного контроля.
Тема 5. Технологии управления развитием организации
Развитие и жизненный цикл организации. Перспективы и специфика управления эволюцией организации. Понятие об организационных сопротивлениях. Способы преодоления организационных сопротивлений. Факторы эффективного управления развитием. Управление качеством развития организации. Ресурсное обеспечение управления качеством.
Тема 6. Экономическая эффективность управления
Цель ресурсного обеспечения системы менеджмента. Классификация ресурсов: материальные (сырье, материалы, запчасти и пр.), финансовые (наличные деньги, кредиты и т.п.), трудовые (рабочая сила) и информационные. Распределение и использование ресурсов. Распределение ресурсов в различных видах менеджмента (стратегическом, финансовом, менеджменте качества и др.). Стратегия ресурсосбережения: формирование и реализация на всех уровнях управления. Условия рациональной организации оперативной финансовой работы на предприятии. Показатели эффективности.
Тема 7. Эффективность кадрового менеджмента
Эффективность персонала: принципы и методы оценки эффективности персонала, показатели эффективности, основные факторы. Карьера как фактор управления деятельностью персонала. Зависимость эффективности от профессионализма людей.
Организационная культура как источник повышения эффективности персонала и результат управления.
Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения.
Конфликты и сотрудничество в менеджменте. Понятие «конфликт». Сотрудничество как фактор успеха совместной деятельности. Положительное влияние конфликта на атмосферу сотрудничества.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Управление и эффективность
1. Основные подходы к понятию эффективности
2. Критерии и показатели оценки эффективности управления.
3. Факторы повышения эффективности управления.
Тема 2. Технологии и механизмы управления
1. Характеристика методов менеджмента.
2. Технологии как упорядоченное разнообразие менеджмента.
3. Факторы, влияющие на выбор технологии управления.
Тема 3. Целеполагание, выработка целей и стратегий развития организации
1. Роль целеполагания в управлении организациями.
2. Установление целей и задач. Дерево целей.
3. Стратегическое и тактическое планирование.
4. Постановка цели по SMART: каким критериям должна <