Критерии оценки участия в деловой игре по темам5,7.
За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
№ | Наименование критерия | Оценочная шкала (в баллах) |
Качество анализа вариантов аргументов | от 0 до 10 | |
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов | от 0 до 5 | |
Точность соблюдения регламента | от 0 до 5 | |
Активность команды во время групповой работы | от -3 до +3 | |
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд | от -3 до +3 | |
Умение вести дискуссию | от -3 до +3 | |
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком | -3 -1 | |
Итого | от -12 до 29 |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
от 20 до 29 | Отлично |
от 10 до 20 | Хорошо |
от 0 до 10 | Удовлетворительно |
от- 12 до 0 | Неудовлетворительно |
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.Б.21 «Менеджмент»предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение тестовых заданий, участие в дискуссии, написание эссе, выполнение практических заданий, участие в деловой игре.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточного и конечного результата работы, их корректировка;
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
Самостоятельная подготовка студентов может осуществляться с использованием вопросов, приведенных в материалах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Теоретические основы менеджмента.
Процесс управления организацией.
Системный характер управления.
Понятие методов управления, основы административных, экономических и социально-психологических методов в управлении.
Тема 2. Инфраструктура менеджмента.
Цель, задачи организации.
Содержание инфраструктуры менеджмента организации.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Тема 3. Коммуникации в управлении
Сущность информации.
Управленческая информация: информационный массив, поток информации, объем информации, информационные технологии
Коммуникационный процесс: элементы, этапы.
Тема 4. Организационные структуры управления.
Организационная система управления.
Элементы структуры управления.
Принципы формирования ОСУ.
Сравнительная характеристика организационных структур.
Тема 5. Управление конфликтами
Сущность, природа и причины конфликтов в организации.
Типы конфликтов и их характеристика.
Сущность организационных изменений и их необходимость.
Сущность стресса и его природа.
Тема 6. Функция планирования в менеджменте.
Понятие планирования. Виды планов.
Принципы планирования.
Процесс планирования.
Формы планирования.
Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.
Сущность и классификация управленческого решения.
Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками.
Показатели качества управленческого решения.
Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.
Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.
Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация.
Мотивация как процесс. Стимулирование.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации.
Тема 9. Власть и лидерство
Понятие власти, влияния.
Основа и форма власти. Убеждение и участие.
Лидерство в практике российского менеджмента.
Тема 10. Взаимодействие человека и группы
Структура группы и характеристика ее компонентов.
Факторы эффективности деятельности групп.
Команда – разновидность коллектива
Тема 11. Регулирование и контроль в управлении
Понятие, принципы и функции контроля.
Виды управленческого контроля.
Этапы процесса контроля.
Тема 12. Эффективность управления
Оценка эффективности персонала: задачи, виды.
Методы оценки эффективности персонала.
Показатели, характеризующие условия труда работников организации.
Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям
Тема 1. Теоретические основы менеджмента
1. Сущность менеджмента, его характерные черты и стадии.
2. Управленческий процесс и его элементы.
3. Основные разновидности менеджмента.
4. Принципы и функции менеджмента в современных условиях.
5. Системный характер управления.
Тема 2. Инфраструктура менеджмента.
1. Основные составляющие организации. Основы функционирования организации.
2. Факторы внутренней и внешней среды организации и их взаимодействие.
3. Основные тенденции в развитии современных организаций.
4. Концепция жизненного цикла организации.
5. Основные формы интеграции хозяйствующих субъектов.
6. Новые типы организаций
Тема 3. Коммуникации в управлении
1. Различие информации и коммуникации в управлении.
2. Классификация управленческой информации.
3. Содержание коммуникационного процесса в управлении.
4. Коммуникационные сети.
5. Коммуникативные функции в управленческой деятельности.
6. Преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации.
7. Барьеры коммуникационного процесса и способы их преодоления
Тема 4. Организационные структуры управления.
1. Сущность и основные этапы организационного проектирования.
2. Методы организационного проектирования.
3. Принципы формирования организационных структур.
4. Механистические организационные структуры, преимущества и недостатки.
5. Органические организационные структуры, преимущества и недостатки.
Тема 5. Управление конфликтами
1. Понятие, виды и причины конфликтов.
2. Последствия конфликтов.
3. Стадии развития конфликта.
4. Особенности производственных конфликтов.
5. Структурные методы разрешения конфликтов.
6. Межличностные стили разрешения конфликтов
Тема 6. Функция планирования в менеджменте.
1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования
2. Планирование и его принципы.
3. Виды планов.
4. Внутрифирменное стратегическое планирование
5. Внутрифирменное оперативное планирование
6. Методы планирования.
7. Классификация методов прогнозирования..
Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.
1. Сущность и классификация управленческих решений.
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.
4. Технологии разработки управленческих решений
5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.
6. Оптимизация управленческих решений.
Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.
1. Сущность и классификация управленческих решений.
2. Методы принятия управленческих решений.
3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.
4. Технологии разработки управленческих решений
5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.
6. Оптимизация управленческих решений.
Тема 9. Власть и лидерство
1. Понятие власти и влияния.
2. Основа и формы власти.
3. Способы воздействия на подчиненных: убеждение и участие.
4. Основные подходы к лидерству.
5. Теории лидерства поведенческого характера.
6. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.
7. Лидерство в практике российского менеджмента.
Тема 10. Взаимодействие человека и группы
1. Формальные и неформальные группы.
2. Трудовые коллективы: психологические характеристики и процесс развития.
3. Структура группы и характеристика ее компонентов.
4. Факторы эффективности деятельности групп.
Тема 11. Регулирование и контроль в управлении
1. Формы и функции контроля.
2. Контроль в управлении, его принципы, виды.
3. Процесс контроля: понятие, этапы.
4. Основные свойства контроля.
5. Факторы эффективности контроля
Тема 12. Эффективность управления
1. Роль персонала в деятельности организации.
2. Методы оценки и аттестации персонала.
3. Понятие и виды карьеры.
4. Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.
5. Факторы, влияющие на эффективность управления.
6. Методы оценки эффективности управления.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Основная литература.
1. Герчикова И.Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ Герчикова И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 511 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15396.— ЭБС «IPRbooks»
2. Грибов В. Д. Теория менеджмента [Текст] : учеб.пособие / Грибов В. Д., Веснин В. Р. - М. : Инфра-М , 2017. - 357 с. - ISBN 978-5-16-009193-8.
6.2. Дополнительная литература.
1. Ляско А. К., Стратегический менеджмент / соврем.учебник - М. : Дело, 2013г. - 488 с. - ISBN 978-5-7749-0732-8 : 140-92
2. Казначевская Г. Б., Менеджмент / учеб. для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. - 15-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014г. - 347 с. - ISBN 978-5-222-21777-1 : 245-00.
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.
1. Горбачева А.А. Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Менеджмент» (сборник заданий). Электронная версия.