Критерии оценки участия в деловой игре по темам5,7.

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество анализа вариантов аргументов от 0 до 10
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
Точность соблюдения регламента от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Умение вести дискуссию от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком   -3 -1
Итого от -12 до 29

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
от 20 до 29 Отлично
от 10 до 20 Хорошо
от 0 до 10 Удовлетворительно
от- 12 до 0 Неудовлетворительно

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины Б1.Б.21 «Менеджмент»предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение тестовых заданий, участие в дискуссии, написание эссе, выполнение практических заданий, участие в деловой игре.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.

Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточного и конечного результата работы, их корректировка;

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

Самостоятельная подготовка студентов может осуществляться с использованием вопросов, приведенных в материалах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа

Тема 1. Теоретические основы менеджмента.

Процесс управления организацией.

Системный характер управления.

Понятие методов управления, основы административных, экономических и социально-психологических методов в управлении.

Тема 2. Инфраструктура менеджмента.

Цель, задачи организации.

Содержание инфраструктуры менеджмента организации.

Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

Тема 3. Коммуникации в управлении

Сущность информации.

Управленческая информация: информационный массив, поток информации, объем информации, информационные технологии

Коммуникационный процесс: элементы, этапы.

Тема 4. Организационные структуры управления.

Организационная система управления.

Элементы структуры управления.

Принципы формирования ОСУ.

Сравнительная характеристика организационных структур.

Тема 5. Управление конфликтами

Сущность, природа и причины конфликтов в организации.

Типы конфликтов и их характеристика.

Сущность организационных изменений и их необходимость.

Сущность стресса и его природа.

Тема 6. Функция планирования в менеджменте.

Понятие планирования. Виды планов.

Принципы планирования.

Процесс планирования.

Формы планирования.

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.

Сущность и классификация управленческого решения.

Процесс принятия и реализация управленческого решения: стадии, критерии оценки, управление рисками.

Показатели качества управленческого решения.

Общая характеристика методов принятия управленческих решений, их классификация.

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.

Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация.

Мотивация как процесс. Стимулирование.

Содержательные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации.

Тема 9. Власть и лидерство

Понятие власти, влияния.

Основа и форма власти. Убеждение и участие.

Лидерство в практике российского менеджмента.

Тема 10. Взаимодействие человека и группы

Структура группы и характеристика ее компонентов.

Факторы эффективности деятельности групп.

Команда – разновидность коллектива

Тема 11. Регулирование и контроль в управлении

Понятие, принципы и функции контроля.

Виды управленческого контроля.

Этапы процесса контроля.

Тема 12. Эффективность управления

Оценка эффективности персонала: задачи, виды.

Методы оценки эффективности персонала.

Показатели, характеризующие условия труда работников организации.

Вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям

Тема 1. Теоретические основы менеджмента

1. Сущность менеджмента, его характерные черты и стадии.

2. Управленческий процесс и его элементы.

3. Основные разновидности менеджмента.

4. Принципы и функции менеджмента в современных условиях.

5. Системный характер управления.

Тема 2. Инфраструктура менеджмента.

1. Основные составляющие организации. Основы функционирования организации.

2. Факторы внутренней и внешней среды организации и их взаимодействие.

3. Основные тенденции в развитии современных организаций.

4. Концепция жизненного цикла организации.

5. Основные формы интеграции хозяйствующих субъектов.

6. Новые типы организаций

Тема 3. Коммуникации в управлении

1. Различие информации и коммуникации в управлении.

2. Классификация управленческой информации.

3. Содержание коммуникационного процесса в управлении.

4. Коммуникационные сети.

5. Коммуникативные функции в управленческой деятельности.

6. Преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации.

7. Барьеры коммуникационного процесса и способы их преодоления

Тема 4. Организационные структуры управления.

1. Сущность и основные этапы организационного проектирования.

2. Методы организационного проектирования.

3. Принципы формирования организационных структур.

4. Механистические организационные структуры, преимущества и недостатки.

5. Органические организационные структуры, преимущества и недостатки.

Тема 5. Управление конфликтами

1. Понятие, виды и причины конфликтов.

2. Последствия конфликтов.

3. Стадии развития конфликта.

4. Особенности производственных конфликтов.

5. Структурные методы разрешения конфликтов.

6. Межличностные стили разрешения конфликтов

Тема 6. Функция планирования в менеджменте.

1. Содержание и задачи внутрифирменного планирования

2. Планирование и его принципы.

3. Виды планов.

4. Внутрифирменное стратегическое планирование

5. Внутрифирменное оперативное планирование

6. Методы планирования.

7. Классификация методов прогнозирования..

Тема 7. Процесс принятия управленческих решений.

1. Сущность и классификация управленческих решений.

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.

4. Технологии разработки управленческих решений

5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.

6. Оптимизация управленческих решений.

Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте.

1. Сущность и классификация управленческих решений.

2. Методы принятия управленческих решений.

3. Основные стадии и этапы принятия и реализации управленческих решений.

4. Технологии разработки управленческих решений

5. Критерии и показатели эффективности управленческих решений.

6. Оптимизация управленческих решений.

Тема 9. Власть и лидерство

1. Понятие власти и влияния.

2. Основа и формы власти.

3. Способы воздействия на подчиненных: убеждение и участие.

4. Основные подходы к лидерству.

5. Теории лидерства поведенческого характера.

6. Ситуационные подходы к эффективному лидерству.

7. Лидерство в практике российского менеджмента.

Тема 10. Взаимодействие человека и группы

1. Формальные и неформальные группы.

2. Трудовые коллективы: психологические характеристики и процесс развития.

3. Структура группы и характеристика ее компонентов.

4. Факторы эффективности деятельности групп.

Тема 11. Регулирование и контроль в управлении

1. Формы и функции контроля.

2. Контроль в управлении, его принципы, виды.

3. Процесс контроля: понятие, этапы.

4. Основные свойства контроля.

5. Факторы эффективности контроля

Тема 12. Эффективность управления

1. Роль персонала в деятельности организации.

2. Методы оценки и аттестации персонала.

3. Понятие и виды карьеры.

4. Система управления карьерой. Принципы продвижения рабочих.

5. Факторы, влияющие на эффективность управления.

6. Методы оценки эффективности управления.

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Основная литература.

1. Герчикова И.Н. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ Герчикова И.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 511 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15396.— ЭБС «IPRbooks»

2. Грибов В. Д. Теория менеджмента [Текст] : учеб.пособие / Грибов В. Д., Веснин В. Р. - М. : Инфра-М , 2017. - 357 с. - ISBN 978-5-16-009193-8.

6.2. Дополнительная литература.

1. Ляско А. К., Стратегический менеджмент / соврем.учебник - М. : Дело, 2013г. - 488 с. - ISBN 978-5-7749-0732-8 : 140-92

2. Казначевская Г. Б., Менеджмент / учеб. для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. - 15-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014г. - 347 с. - ISBN 978-5-222-21777-1 : 245-00.

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

1. Горбачева А.А. Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Менеджмент» (сборник заданий). Электронная версия.

Наши рекомендации