Понятие организации инноваций

Инновационная направленность экономического развития, ра­стущая необходимость технологического обновления особо подчер­кивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятель­ности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения иннова­ционных импульсов в экономическую реальность. Понятно, чтопомере расширения инновационных преобразований требуется науч­но обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.

Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:

субъект инновационной деятельности, являющийся объедине­нием людей, совместно реализующих разработку, внедрение и про­изводство новшеств;

совокупность процессов и действий организации, направлен­ных на выполнение необходимых функций в инновационной дея­тельности;

структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность сис­темы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и

подсистемами.

С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать

как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организа­ционные структуры, определяющие состав и место подразделений, а также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.

Организация с позиций фирмы может рассматриваться как объе­динение людей или их договоренность о выполнении работ по реали­зации инноваций. Субъектами инновационной деятельности явля­ется разнородные, разноэлементные и разноразмерные фирмы, компании, ассоциации, вузы, научные институты, технополисы, технопарки и т.д.Все эти организации являются главными носите­лями и хозяйствующими субъектами, которые осуществляют реальное обновление производства. Веянием времени является появ­ление специального инновационного бизнеса, тесно связанного со "своей" стадией жизненного цикла

Так, инновационные предприятия и организации могут специализироваться на фундаментальных исследованиях (академический вузовский сектор), на НИР (прикладных научных исследованиях и разработках), это могут быть научные инновационные предприя­тия, высшие учебные заведения, субъекты малого предпринима­тельства, научно-технические комплексы и объединения. Со стади­ей внедрения и создания опытных образцов связаны как предпри­нимательские структуры, так и фирмы, институты и корпорации, имеющие развитую базу НИОКР. На базе прикладных НИОКР и ОКР инноваторы - последователи создают базовые технологические, научно-технические и продуктовые новшества.

Внедрением и производством научно-технических и продукто­вых новшеств занимаются, как правило, крупные фирмы, имеющие хорошую ресурсную базу, квалифицированные кадры и определен­ные позиции на рынках. В Западной Европе накоплен большой опыт инновационного развития, хотя исследователи непосредственно не связывают размер фирмы с числом изобретений. Но во Франции и Великобритании распространено мнение, что на стадии научных разработок главную роль играют академический и вузовский секто­ры и малые фирмы.

На этапе опытного производства, маркетинга и сбыта выступает разномасштабный бизнес, в то время как производство и диффу­зия новшеств осуществляются на крупных и средних предприятиях и в промышленных компаниях.

Согласно типу экономического разделения труда, возникшего в инновационной деятельности, множество предприятий малого и среднего размера являются субподрядчиками крупных фирм, спе­циализирующихся на производстве полуфабрикатов, комплектую­щих, а также выполняющих функции обеспечения и обслуживания основного бизнеса.

Свою стадию жизненного цикла новшеств обслуживают и так на­зываемые отпочковавшиеся ("спин-офф") от головной фирмы под­разделения, самостоятельно разрабатывающие научно-технические новшества. Инновационные предприятия различаются также в зависи­мости от преобладающего типа инноваций, являющихся объектом их деятельности. Так, они подразделяются на следующие классы:

инноваторы - лидеры, ориентирующиеся на новые научные от­крытия, новые способы применения и пионерные изобретения;

инноваторы - лидеры, создающие принципиально новые процессы и продукты на основе применения ранее сделанных открытий и изобретений;

инноваторы, создающие базовые инновации на основе старое способа;

инноваторы, производящие, модернизирующие и рационализирующие новшества;

инноваторы, создающие новшества, замещающие более ранние продукты и технологии;

инноваторы, специализирующиеся на продажах и маркетинге новшеств;

инноваторы, создающие инновации, удовлетворяющие спрос на новых рынках;

инноваторы, занимающиеся диффузией, распространением и

тиражированием новшеств в различные сферы народного хозяй­ства.

Инновационные предприятия также специализируются в зависимости от уровня новизны производимых инноваций (принципиально новых, с относительной, частичной, локальной новизной либо имитацией).

Наши рекомендации