Системный подход в инновационном менеджменте

Подробный анализ и совершенствование процессов управления в инновационном менеджменте наиболее полно раскрываются в системном подходе. Центральным понятием системного анализа является система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строением, большим числом составных частей и элементов, взаи­модействующих между собой и с окружающей средой.

Для инновационного менеджмента принципиальным фактом является понимание организации как открытой системы. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, она испытывает мно­гочисленные воздействия - как прямые, так и косвенные — со стороны внешнего окружения. Одновременно организация облада­ет внутренней микросредой, элементы которой также находятся во взаимозависимости от факторов внешней среды.

Организация как система представляет собой сложный ансамбль движущих сил, взаимодействий, взаимовлияний и взаимопроник­новений со стороны элементов самой системы и ее внешнего и внутреннего окружения.

Внешняя среда оказывает прямое и косвенное воздействие на организацию. Важнейшими элементами среды прямого воздействия являются государственные и законодательные органы, институты,

профсоюзы, научные и инновационные организации, рынки фак­торов производства, инвесторы, конкуренты, поставщики, потре­бители, профессиональные посредники и т.д.

Компонентами среды косвенного воздействия считаются меж­дународное, социокультурное и экономическое окружение, поли­тические, экологические факторы, состояние науки и техники, а также ценностная ориентация общества и его восприимчивость к инновационным идеям.

К факторам внутренней среды фирмы относят, например, со­стояние научно-технического потенциала, психологического кли­мата, инфраструктуры, уровень квалификации персонала и т.д.

Элементы системы — самостоятельная и условно неделимая еди­ница. Взаимодействуя между собой и с окружающей средой они характеризуются материальной, энергетической и информацион­ной связью. Пространственно-временные агрегаты (совокупности) взаимодействующих элементов, обладающие определенной целос­тностью и целенаправленностью, выделяются в функциональные подсистемы. Расчленение системы на подсистемы позволяет вскрыть иерархию структуры и рассматривать систему на разных уровнях ее детализации.

Сложность системы определяется числом уровней иерархии, объе­мом информации, циркулирующей в системе, а также сложностью ее структуры, числом элементов и связей. Совокупность связей об­разует структуру системы. Каждая система имеет алгоритм функци­онирования, направленный на достижение поставленной цели.

Систему формализуют с помощью модели, отражающей связь между входными управляющими и возмущающими переменными и выходными параметрами системы. Большие и сложные системы представляют собой совокупность подсистем или малых систем и отличаются от них как в количественном, так и качественном от­ношениях.

Большим и сложным иерархическим системам присущи:

наличие общих целей (назначение),

целостность и завершенность,

большие размеры и большое число выполняемых функций,

многоплановость и разнородность задач,

сложность поведения и многоплановость мотиваций,

наличие состязательных, конкурирующих и разно направленных тенденций.

Противоположно направленные процессы, происходящие внутри системы, равно как и присущие большим системам неопределен­ность и возможная неполнота информации, могут снизить ее эф­фективность.

Вход, выход внешняя среда являются внешним окружением системы. Входные параметры системы — это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки. Выход­ные параметры представляют новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников,

Внутренняя микросреда инновационного менеджмента — это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда фирмы.

Сложная, большая система представляет собой совокупность подсистем и состоит из обеспечивающей, научной, управляющей и управляемой многоуровневых, сложных подсистем. В свою очередь управляющая подсистема состоит из меньших подсистем, между которыми существуют отношения со подчиненности в виде иерар­хической структуры с тремя основными ступенями. При этом сис­темы, относящиеся к более низкой ступени иерархии и действую­щие совместно, выполняют все функции подсистемы, принадле­жащей следующей, высшей ступени иерархии. Рассмотрим Управляющую подсистему инновационного менеджмента.

Управляющая подсистема является третьей и самой высокой ступенью иерархической структуры большой системы инновационного менеджмента. Она представляет собой системы оперативно­го управления различными системами второй ступени иерархии состоящей из малых подсистем, представляющих собой системы целей, функций, методов и структур управления. Наконец, на пер­вой, нижней ступени иерархии стоят типовые локальные системы управления. Например, подсистема функций управления представ­ляет собой взаимосвязанную совокупность типовых процессов пла­нирования, организации, руководства, координации и регулиро­вания, управления мотивацией, организации взаимодействия и процессов контроля. Каждый типовой процесс состоит из единич­ных действий — элементов системы. При этом все элементы, про­цессы, подсистемы имеют разнотипные и многочисленные связи и взаимодействия. Например, типовой процесс контроля состоит и» установки стандартов в форме показателей результативности дея­тельности, предварительного контроля, текущего контроля, включающего сравнение показателей функционирования с заданными стандартами и измерения результатов. Заключительный конт­роль осуществляется после окончания очередных этапов или всей работы в целом.

Анализ связей в типовых процессах контроля уже на первичном уровне характеризуется значительной сложностью. Так, например. текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях, в то время как действия руководителя по изменению харак­тера действия работника, целей работы, применению воздействии делают управляющую систему имеющей множественные разомк­нутые обратные связи и т.д.

Управляемая подсистема также состоит из нескольких ступеней иерархии. Главной задачей на первой ступени управляемой подсис­темы является оптимальное функционирование ее подсистем (производство, персонал, финансы и маркетинг). Подсистема произ­водства характеризуется сложным сочетанием энергетических, материальных и информационных потоков и методов их обработки, основанных на технико-технологических факторах воздействия.

Отличительной особенностью второй ступени иерархии — производственной подсистемы является задача оптимальной коорди­нации и оптимального распределения потоков, включая новые методы декомпозиции и агрегации типовых технологических процессов первой, низшей ступени иерархии. При этом каждый типовом процесс является малой системой, имеющей входы, выходы, раз­личные параметры состояния, управления и отклонения от задан­ной цели.

Большинство типовых процессов уже на низшей ступени иерархии характеризуется низким уровнем детерминированности. Особен­но это относится к подсистеме "человеческие ресурсы". Понятно, что на более высоких уровнях иерархии неопределенность системы возрастает. Поэтому для устранения неопределенности систем сле­дует особо выделить такие задачи управления подсистемами, как локальная стабилизация процессов на всех уровнях иерархии, при­менение гибких, адаптивных процессов и систем управления, а также новейших методов менеджмента, включающих анализ про­гнозного графа, создание дерева управленческих решений, приме­нение жизнециклического и вероятностного подходов, использо­вание эконометрического, статистического, имитационного и си­туационного моделирования.

Главными методами при управлении сложными подсистемами могут быть эвристическое моделирование, многоуровневая опти­мизация. Эвристические модели наиболее применимы к системам управления персоналом, а многоуровневая оптимизация — к сис­темам управления производством и маркетингом.

Рассмотренные управляющая и управляемая подсистемы, так же как и подсистема обеспечения, научная подсистема, микросре­да фирмы, являются составляющими главной системы — организа­ции как единого целого.

Организация как открытая система характеризуется единством многообразных форм, аспектов деятельности, организационных структур, имеет философию и миссию.

Для выявления оптимальных условий функционирования орга­низации необходимо обобщение показателей и свойств больших, сложных систем, составляющих подсистем, типовых процессов и элементов всех уровней. Обобщающие принципы построения инновационной деятельности организации как открытой системы пред­ставлены в таблице.

Наши рекомендации