Сущность и определение понятия лидерства
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров [ 1, с. 13].
Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций [ 1, с. 15].
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер[ 2, с. 47].
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействии в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимодействия его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник-подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер-последователь» [ 1, с. 84].
Обычно мы называем лидерами тех людей, которые способны увлечь за собой, вовлечь в общее дело, «зарядить» на результат. Человек, который умеет, используя формальные рычаги власти, поставить задачу, и проконтролировать ее исполнение, не является лидером. Использование имеющихся ресурсов, постановка задач, контроль результатов, раздача поощрений и наказаний – это навык «формального» управления исполнением. Здесь не требуется личностной вовлеченности в этот процесс, достаточно строго придерживаться технологии управления [ 3, с. 20].
В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе[ 3, с. 25].
Так, если взять в качестве примера директора завода, то по должности он является менеджером. Должность открывает ему дорогу к лидерству. Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности, называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его замов, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью коллектива за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в коллективе лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода [ 4, с. 57].
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти [ 4, с. 178].
Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа. «Руководство, - пишет, в частности, Р. Л. Кричевский, - феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический» [ 6, с. 143].
Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей [ 5, с. 101].
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационныхпеременных [ 5, с. 189].
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер-последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник-подчиненный». Лидерство, как и власть – это потенциал, имеющийся у человека [ 5, с. 207].
Доктор философских наук , основоположник научной социальной психологии Парыгин Б.Д выделил отличия между лидерством и руководством: [ 6, с. 212].
1) Лидер – регулирует межличностные отношения
Руководитель - регулирует официальные отношения ;
2) Лидер-элемент микросреды
Руководитель – элемент макросреды;
3) Лидер- возникает стихийно
Руководитель – назначается , избирается;
4) Лидер – явление менее стабильное
Руководитель – более стабильное ;
5) Лидер – не прописывает санкций
Руководитель – обладает определенной системой санкций (выговор,штрафы);
6) Лидер – он принимает непосредственные решения
Руководитель – процесс решений более сложный и опосредован;
7) Лидер – малая группа , он является лидером в ней
Руководитель – группа расширена.
Пять черт суперлидера: [ 6, с. 153].
1) Проницательность (обладать ораторским искусством);
2) Коммуникабельность (свой человек в любой компании);
3) Настойчивость (быть целеустремленным);
4) Воодушевление (способность создавать позитивную энергию в коллективе);
5) Организационные способности (изменение направлять деятельность группы , признавать ошибки и делать выводы).
Основные теории лидерства
Различают несколько подходов к изучению лидерства:[ 7, с. 67].
Подход с позиции личных качеств начал формироваться в 1930-е гг., объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого он ведет за собой, является: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).
Левинсон разработал качества эффективного лидера :[ 7, с. 176].
1) Врожденное стремление к управлению людьми.
а) не все знает сам;
б) ставит в известность подчиненных;
в)скучный труд превращает в творческий.
2) Уверенность в себе;
3) Умение ценить время подчиненных;
4) Требовательность и строгость;
5) Умение поощрять и наказывать;
6) Вежливость и приветливость;
7) Чувство юмора;
8) Умение говорить и прощать
9) Интерес к подчиненным.
Однако личные качества не гарантируют успех, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая ситуацию, в которой оперирует менеджер. Вместе с тем в рамках данного подхода был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов найма, отбора и продвижения персонала по личным качествам. Концепции личных характеристик находят отражение в различных программах оценки деловых качеств и развития работников.
Поведенческий подход - разработан в 1930 - 50-е гг., указывает, что эффективное руководство зависит не только от личных характеристик менеджера, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалификации и предпринимаемых действий. Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным [ 7, с. 317].
К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся: теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.
Содержание поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение лидера на основе двух основных характеристик:[ 8, с. 75].
1)поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала).
2)поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).
Одной из наиболее распространенных является теория лидерства К. Левина (1938 г.). Она выделяет три стиля лидерства:[ 8, с. 149].
1) авторитарный - характеризуется жесткостью , требовательностью , единоначалием, превалированием властных функций , строгим контролем и дисциплиной , ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;
2) демократический - опирается на коллегиальность , доверие , информирование подчиненных , инициативу , творчество , самодисциплину , сознательность , ответственность , поощрение , гласность , ориентацию не только на результаты , но и на способы их достижения;
3) либеральный - отличается низкой требовательностью , попустительством , отсутствием дисциплины и требовательности , пассивностью руководителя и потерей контроля на подчиненными , предоставлением им полной свободы действий.
Табл. 1
Стиль управления | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях | Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива | Требует много времени на принятие решений | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера |
Теория лидерства К. Левина
РэнсисЛайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.[ 8, с. 213].
Табл.2
Стиль руководства | Характеристика стиля |
Эксплуататорско-авторитарный | Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения. |
Благосклонно-автортраный | Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных. |
Консультативно-демократический | Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений. |
Основанный на участии | Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным. |