Лидерство в современных организациях

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра менеджмента

Курсовая работа по дисциплине :

«Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)»

ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(на примере ПАО «Сбербанк»)

Выполнил_______________________

студент гр. 541з заочного отделения

Кудряшова Вероника Станиславовна

Научный руководитель ___________

к.э.н .,доцент____________________

Абулханова Гузель Азатовна______

Казань– 2016

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы изучения лидерства в современных организациях………………………………………………………………………6

1.1. Сущность и определение понятия лидерства………………………...…..6

1.2. Основные теории лидерства………………………………………….…..10

1.3. Управление лидерством в организации.…………………………..……18

2. Анализ лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»…………………………………………………………………..…...24

2.1. Общая характеристика компании ПАО «Сбербанк»…………….…….24

2.2. Оценка деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»…………………………………………………….29

3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»……………………………………………………………………….34 Заключение………………………………………………………………………39

Список использованной литературы………………………………………..…41

Введение

Актуальность настоящего исследования заключается в проблеме лидерства в современных организациях. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится и

Степень разработанности исследуемой проблемы. Исследованию проблем лидерства в современных организациях посвящены труды таких российских ученых , как Кричевский Р.Л , Парыгин Б.Д , Д. Ольшанский, К.Левин.

Среди зарубежных исследователей можно отметить таких ученых , как Р. Столдилл , Р. Лайкерт , Р. Блейк , Дж. Моутон , Ф. Филдер, Р. Танненбаум, У. Шмидт.

Целью курсовой работыстала разработка рекомендаций лидерства в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

Задачи курсовой:

1) Изучить теоретические основы лидерства в современных организациях.

2) Проанализировать лидерство в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

3) Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

Объектом курсовойявляется сама организация.

Предметом курсовойявляется лидерство в современных организациях.

Структура курсовой работы.Курсовая работа состоит из введения , трех глав , заключения, списка использованной литературы. Во введении поясняется актуальность работы , указывается цель и ставятся задачи. В первой главе раскрывается понятие слова лидерство , описываются различные концепции и подходы.

Вторая глава посвящена анализу лидерства в современных организациях на примереПАО «Сбербанк» и анализ лидерства в этой компании. В третьей главе разрабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию лидерства в современных организациях ПАО «Сбербанк».

В заключении подводится итог выполненной работы , делаются выводы. В списке использованной литературы даны источники , которыми пользовалась при написании исследования.

При наличии данной курсовой работы были использованы материалы научных книг по указанной проблематике , учебных изданий , статей из периодической печати , справочная литература и база данных сети Интернет.

Основные теории лидерства

Различают несколько подходов к изучению лидерства:[ 7, с. 67].

Подход с позиции личных качеств начал формироваться в 1930-е гг., объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств. При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого он ведет за собой, является: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).

Левинсон разработал качества эффективного лидера :[ 7, с. 176].

1) Врожденное стремление к управлению людьми.

а) не все знает сам;

б) ставит в известность подчиненных;

в)скучный труд превращает в творческий.

2) Уверенность в себе;

3) Умение ценить время подчиненных;

4) Требовательность и строгость;

5) Умение поощрять и наказывать;

6) Вежливость и приветливость;

7) Чувство юмора;

8) Умение говорить и прощать

9) Интерес к подчиненным.

Однако личные качества не гарантируют успех, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов, включая ситуацию, в которой оперирует менеджер. Вместе с тем в рамках данного подхода был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов найма, отбора и продвижения персонала по личным качествам. Концепции личных характеристик находят отражение в различных программах оценки деловых качеств и развития работников.

Поведенческий подход - разработан в 1930 - 50-е гг., указывает, что эффективное руководство зависит не только от личных характеристик менеджера, сколько от адекватности ситуации его поведения, уровня квалификации и предпринимаемых действий. Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Стиль отражает степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал, привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным [ 7, с. 317].

К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся: теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.

Содержание поведенческих теорий разнообразно, но большинство из них представляет поведение лидера на основе двух основных характеристик:[ 8, с. 75].

1)поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала).

2)поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).

Одной из наиболее распространенных является теория лидерства К. Левина (1938 г.). Она выделяет три стиля лидерства:[ 8, с. 149].

1) авторитарный - характеризуется жесткостью , требовательностью , единоначалием, превалированием властных функций , строгим контролем и дисциплиной , ориентацией на результат, игнорированием социально-психологических факторов;

2) демократический - опирается на коллегиальность , доверие , информирование подчиненных , инициативу , творчество , самодисциплину , сознательность , ответственность , поощрение , гласность , ориентацию не только на результаты , но и на способы их достижения;

3) либеральный - отличается низкой требовательностью , попустительством , отсутствием дисциплины и требовательности , пассивностью руководителя и потерей контроля на подчиненными , предоставлением им полной свободы действий.

Табл. 1

Стиль управления Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме Коммуникации строятся в основном по горизонтали
Сильные стороны Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые стороны Сдерживается индивидуальная инициатива Требует много времени на принятие решений Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера

Теория лидерства К. Левина

РэнсисЛайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.[ 8, с. 213].

Табл.2

Стиль руководства Характеристика стиля
Эксплуататорско-авторитарный Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
Благосклонно-автортраный Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
Консультативно-демократический Руководители оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
Основанный на участии Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы. Лидерство - это понятие, отражающее способность одного человека влиять определенным образом на поведение других людей. В последнее время подходы к лидерству стали учитывать аспект взаимодействия, рассматривая как влияние подчиненных на лидеров, так и обратный процесс.

Также уделяется внимание отношениям между лидерами и индивидуальными подчиненными, как и поведению лидеров, адекватному более современным групповым формам планирования работы, которые делают упор на работу в организациях и сотрудничество. Лидерство, способность влиять на других таким образом, чтобы они работали на достижение целей, необходимо для эффективного управления.

Лидерство в организации — это повседневная работа, требующая от руководителя профессионализма и управленческого мастерства, определяющая деятельность объекта управления и ее результаты.

Лидерство как одна из основных управленческих технологий изучается многими исследователями, над проблемами лидерства задумываются многие управленцы-практики, для которых вопросы лидерства — одна из составляющих процесса управления, существенно влияющая на результаты их деятельности.

Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает возможности в большей или меньшей степени формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание группы, коллектива.

Достигая поставленных задач, автор пришел к выводу, что главная цель, стоящая перед современными компаниями сегодня – достижение эффективного развития лидерства на всех уровнях организации. Для ее реализации компаниям следует разработать четкие программы по развитию лидерства, а также провести опросы сотрудников об их видениях на систему управления в компаниях. Также руководителям компании стоит пересмотреть свои взгляды на иерархичную структуру руководства и тотальный контроль и стараться открывать более широкие горизонты сотрудникам в структурных проблемах организации.

И, тем не менее, для любого лидера наступает время, когда надо освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.

Лидеры в коллективе нужны всегда. Роль лидера, когда всё спокойно не так ярко выражена, как в экстремальной ситуации. Когда ситуация становится не предсказуемой— роль лидера становится определяющей. От его точности, выверенности действий, профессиональной подготовки иногда зависит не только успех предприятия, но и сам факт существования организации и коллектива в целом.

Список использованной литературы

I. Специальная литература:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учебное пособие / Л. Е. Басовский. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 256 с.

2. Грушенко, В. И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В.И. Грушенко – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 288 с

3. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 5-е изд., стер. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2014. – 576 с.

4. Воеводина, Н.А. : Лидерство и руководство // Социология и психология управления: учеб.пособие для вузов / Н. А. Воеводина, Данилова И. А., Нуриева Р. Н. - М., 2013.-678 с.

5. Егоршин, А.П. Управление персоналом: Учебник./ А. П. Егоршин- НИМБ, Нижний Новгород, 2012.-134 с.

6. Кричевский, Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский- М. 2012. -235 с.

7. Ладанов, И.Д. Практический Менеджмент / И. Д. Ладанов -М. 2012.- 298 с.

8. Михненко, П. А. :Лидерство /Теория менеджмента: учебник для вузов / П. А. Михненко. - М., 2014.- 468 с.

9. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. «Психология» / А. В. Петровский , М. Г. Ярошевский -М. 2014.-512 с.

10. Соломанидина, Т.О. : Лидерство и профессионализм менеджмента в формировании и развитии оргкультуры, приобщение к ней сотрудников Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах: учеб.-метод. материалы / Т. О. Соломанидина. - М., 2015. - 278 с.

11. Столяренко, Л.Д .Руководство и лидерство / Психология делового общения и управления: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 6-е изд. - Ростов н/Д., 2014.- 315 с.

12. Чернов, С.Е., Абаимова М.Б. Менеджмент: концепции и методы стратегического управления. / С. Е. Чернов , М. Б. Абаимова-М, ИНЭП, 2012.- 345 с.

13. Щербина, В.В. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблема подготовки менеджеров // Личность. Культура. Общество./ В.В. Щербина – 2015.- 323 с.

14. Яхонтова , Е. С. Эффективность управленческого лидерства./ Е.С. Яхонтова-М ИНЭП,2002.-571 с.

II. Источники удаленного доступа:

15. Бульвина, Г.А. Доклад о лидерстве в зарубежных компаниях [Электронный ресурс] / Г. А. Бульвина. – Режим доступа: http://cinref.ru/razdel/03300menejment/20/286437.htm , свободный.

16. Википедия. Сбербанк России. [Электронный ресурс ]- Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 ,свободный.

17. Говоренкова, Т. Лидерство и руководитель [Электронный ресурс] / Т. Говоренкова, А. Жуков, Д. Савин, А. Чуев. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/715/6059 , свободный.

18. Зеленкова, А. С. Анализ лидерства в российских компаниях [Электронный ресурс] / А. С. Зеленкова. – Режим доступа :http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4575 , свободный.

19. ПАО «Сбербанк». Официальный сайт. [ Электронный ресурс] – Режим доступа :http://sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2018 , свободный.

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

Кафедра менеджмента

Курсовая работа по дисциплине :

«Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)»

ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

(на примере ПАО «Сбербанк»)

Выполнил_______________________

студент гр. 541з заочного отделения

Кудряшова Вероника Станиславовна

Научный руководитель ___________

к.э.н .,доцент____________________

Абулханова Гузель Азатовна______

Казань– 2016

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические основы изучения лидерства в современных организациях………………………………………………………………………6

1.1. Сущность и определение понятия лидерства………………………...…..6

1.2. Основные теории лидерства………………………………………….…..10

1.3. Управление лидерством в организации.…………………………..……18

2. Анализ лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»…………………………………………………………………..…...24

2.1. Общая характеристика компании ПАО «Сбербанк»…………….…….24

2.2. Оценка деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»…………………………………………………….29

3. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО «Сбербанк»……………………………………………………………………….34 Заключение………………………………………………………………………39

Список использованной литературы………………………………………..…41

Введение

Актуальность настоящего исследования заключается в проблеме лидерства в современных организациях. Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий». Несмотря на кажущуюся простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями.Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех.Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Более детально природу лидерства раскрывают его различные теории.Значимость лидерства для руководства организацией поднимает вопрос о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. Выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.Важная роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции.

Эффективность лидерства непосредственно связана со способностью лидеров руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.Стратегия развития организации и эффективность лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится и

Степень разработанности исследуемой проблемы. Исследованию проблем лидерства в современных организациях посвящены труды таких российских ученых , как Кричевский Р.Л , Парыгин Б.Д , Д. Ольшанский, К.Левин.

Среди зарубежных исследователей можно отметить таких ученых , как Р. Столдилл , Р. Лайкерт , Р. Блейк , Дж. Моутон , Ф. Филдер, Р. Танненбаум, У. Шмидт.

Целью курсовой работыстала разработка рекомендаций лидерства в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

Задачи курсовой:

1) Изучить теоретические основы лидерства в современных организациях.

2) Проанализировать лидерство в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

3) Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности лидерства в современных организациях в компании ПАО « Сбербанк»

Объектом курсовойявляется сама организация.

Предметом курсовойявляется лидерство в современных организациях.

Структура курсовой работы.Курсовая работа состоит из введения , трех глав , заключения, списка использованной литературы. Во введении поясняется актуальность работы , указывается цель и ставятся задачи. В первой главе раскрывается понятие слова лидерство , описываются различные концепции и подходы.

Вторая глава посвящена анализу лидерства в современных организациях на примереПАО «Сбербанк» и анализ лидерства в этой компании. В третьей главе разрабатываются рекомендации и предложения по совершенствованию лидерства в современных организациях ПАО «Сбербанк».

В заключении подводится итог выполненной работы , делаются выводы. В списке использованной литературы даны источники , которыми пользовалась при написании исследования.

При наличии данной курсовой работы были использованы материалы научных книг по указанной проблематике , учебных изданий , статей из периодической печати , справочная литература и база данных сети Интернет.


Наши рекомендации