Ответственность полномочия и взаимодействие
Ответственность и полномочия
«Высшее руководство должно обеспечить определение и доведение досведения сотрудников организации ответственности и полномочий».
Надо наделить ответственностью и полномочиями всех работников организации, дав им возможность участвовать в достижении в области качества и создав условия для их вовлечения, мотивации и принятия ими обязательств.
Представитель руководства
«Высшее руководство организации должно назначить члена управленческого звена, который, независимо от других возложенных на него обязанностей, должен иметь обязанности и полномочия, включающие:
a) обеспечение того, что процессы системы менеджмента качеством установлены, внедрены и должным образом поддерживаются;
b) представление отчетов высшему руководству организации о функционировании системы менеджмента качества, включая данные, необходимые для ее улучшения, и
c) содействие осведомленности о требованиях потребителя на всех уровнях организации.
Информирование персонала
Говорится, что организация должна обеспечить внутреннюю связь между различными функциями и уровнями организационной структуры по вопросам, касающимся процессов системы менеджмента качества и их результативности.
Информирование, например, может включать:
- информирование, проводимое руководством на рабочих участках;
- групповые брифинги и другие совещания;
- использование досок объявлений, внутренних газет;
- аудио, видео и электронные средства, такие, как электронная почта и web-сайты;
- обзоры, подготовленные работниками.
Анализ со стороны руководства
Общие положения
От высшего руководства требуется проведение анализа системы менеджмента качества с запланированной периодичностью, чтобы гарантировать ее постоянную пригодность, адекватность и результативность. При таком анализе необходимо оценивать возможности улучшения и необходимость внесения изменений в систему менеджмента качества организации, включая политику и цели в области качества.
Требование проводить оценку необходимости изменений, несомненно, является важным дополнением, подчеркивающим необходимость изменения системы в ответ на меняющиеся обстоятельства. Необходимо вести записи по результатам анализа.
Входные данные для анализа
Стандарт требует включать в анализ со стороны руководства оценку достигнутого уровня и возможностей улучшения на основе:
a) результатов аудитов (как внутренних, так и внешних);
b) обратной связи с потребителями;
c) функционированию процессов и соответствию продукции;
d) статусу предупреждающих и корректирующих действий
e) проверки выполнения решений, принятых по результатам предшествующих анализов системы менеджмента;
f) изменений, которые могут оказать влияние на систему менеджмента качества;
g) рекомендации по улучшению.
В дополнение к перечисленным выше, организация может включать в состав входных данных и другие. Например:
- факторы, связанные с рынком (технологии, исследования и разработки, деятельность конкурентов и т.п.);
- результаты сравнения с лучшими достижениями;
- сведения о работе поставщиков;
- оценку рынка и стратегию.
Результаты анализа
Результаты анализа должны «включать действия, направленные на:
a) повышение результативности системы менеджмента качества и используемых в ней процессов;
b) улучшение продукции, связанное с требованиями потребителей;
c) обеспечение необходимыми ресурсами.
МЕНЕДЖМЕНТ РЕСУРСОВ
Обеспечение ресурсами
Этот подраздел требует, чтобы организация определяла потребность и своевременно выделяла необходимые ресурсы для разработки и поддержания процессов системы менеджмента качества, улучшения ее результативности и повышения удовлетворенности потребителя.
К ресурсам можно отнести работников, инфрастуктуру, производственную среду, информацию, поставщиков и партнеров, природные и финансовые ресурсы.
Персонал
Общие положения
Персонал, выполняющий работу, которая влияет на качество продукции, должен обладать компетентностью на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, навыков и опыта.