Анализ внешней среды косвенного воздействия
Макроокружение (факторы косвенного воздействия) создает общие условия среды нахождения организации. Степень влияния состояния макроокружения на организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В работе необходимо проанализировать влияние следующих групп и выделить какие факторы в каждой группе актуальны для организации:
Политические факторы. Сфера отношений между государствами, регионами, нациями, социальными группами, конституционные основы государства, политическая стабильность, основы правовой, таможенной политики, узаконенные формы собственности.
Состояние экономики. Общая экономическая ситуация в стране, отрасли, регионе, налоговая система, уровень жизни населения, цен, инфляции, безработицы.
Научно-технический прогресс. Состояние науки и техники, технологий, производство новых материалов, средств связи, вычислительной техники, информационных технологий.
Физико-географические факторы. Территориальное положение, климатические условия, развитие инфраструктуры, состояние природных ресурсов.
Социально-культурные факторы. Социальные, культурные и этические нормы общества, традиции, религии, национальные особенности.
Для анализа макросреды организации рекомендуется использовать PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов или в табличной форме.
Таблица 6 - PEST-анализ
P (Political) - факторы политико-правового окружения компании. При анализе политико-правового окружения рекомендуется ответить на вопросы относительно ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования. Во-первых, изменится ли в ближайшее время законодательная база страны, рынка, отрасли, в которой функционирует компания? Повлияют ли изменения законодательной базы на деятельность компании (в первую очередь в сфере прибыльности бизнеса)? (Например, ввод закона, который будет ограничивать возможность наценок на товар; изменение налогообложения в отрасли или введение новых тарифов; ввод закона, ограничивающего рекламу или распространение товара; ужесточение требований по сертификации товара.) Во-вторых, необходимо обратить внимание на уровень вмешательства государства в бизнес компании. Значителен ли он? Будет ли изменяться в ближайшем будущем? В-третьих, важен также уровень коррумпированности отрасли и его влияние на деятельность компании? В-четвертых, отношение страны с другими странами или международными организациями. Будут ли меняться, упрощаться или усложнятся такие взаимоотношения? | E (Economical) - факторы экономического состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо определить 6 ключевых параметров, характеризующих состояние экономики страны/ рынка, на котором функционирует компания.
|
S (Socio-cultural) - факторы социального и культурного состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо описать 5 ключевых параметров:
| T (Technological) -факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка. В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:
|
Результаты PEST-анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей внешней среды организации при составлении SWOT-анализа компании.
Сделать вывод о наиболее значимых факторах внешней среды, влияющих на деятельность организации.
Раздел 3 Внутренняя среда организации
В процессе изучения внутренней среды организации необходимо описать её основные элементы: производство, организационную структуру, персонал, маркетинг, финансы и учет.
Производство
Этот раздел актуален для предприятий, производящих продукцию.
Изучите и опишите местонахождение производства и наличие инфраструктуры (инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, назначение которых состоит в техническом обслуживании основных процессов производства), номенклатуру (перечень наименований, видов продукции) производимой продукции (услуг), степень новизны выпускаемой продукции, техническое состояние используемого оборудования (возраст оборудования, прогрессивность оборудования) и степень его использования, стоимость основных производственных фондов.
3.2 Организационная структура
Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.
Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
Связи между элементами структуры управления бывают:
1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между руководителем организации и руководителем структурным подразделением);
2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между руководителями структурными подразделениями одного уровня).
Организационная структура может быть линейного, функционального, линейно-функционального, дивизионального или матричного типа в зависимости от сферы деятельности, сложности и характера выпускаемой продукции, территориального расположения и размера.
Организационная структура компании представляется в форме графической схемы, на которой отображаются все подразделения организации с указанием связей между ними.
В отчете необходимо привести схему и описать организационную структуру организации в виде таблицы заданной формы.
Талица 7 - Характеристика организационной структуры
Параметры организационной структуры | Краткое описание |
1. Тип организационной структуры | |
2.Функциональные направления деятельности* | |
3. Основные подразделения организации | |
4.Вспомогательные подразделения организации | |
5.Обслуживающие подразделения организации | |
6.Основные функции структурного подразделения (места прохождения практики) и взаимосвязи с другими подразделениями внутри организации |
* Состав направлений деятельности будет зависеть от типа организационной структуры, на пример:
- для функционального типа - функциональные направления;
- для дивизионального типа - функциональные, продуктовые, территориальные, по покупателю и проектные;
- для матричного типа - функциональные и проектные направления.
Персонал
Для описания персонала организации приводится в динамике структура персонала по категориям, полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в данной организации. Данные приводятся за 3-5 последовательно расположенных отчетных периодов (год, квартал, месяц), и оформляются в виде таблиц, пример структуры персонала по категория приведен в таблице 8.
Таблица 8 - Структура персонала по категориям
Категория персонала | 20__ г | 20__ г | 20__ г | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
Служащие, в т.ч. | ||||||
Руководители | ||||||
Специалисты | ||||||
Технические исполнители | ||||||
Производственный персонал, в т.ч. | ||||||
Рабочие основные | ||||||
вспомогательные | ||||||
обслуживающие | ||||||
ИТОГО |
По данным таблицы 8 необходимо сопоставить соотношение между отдельными категориями персонала типом и масштабом производства.
Данные о персонале по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в данной организации, оформляются в виде таблиц, по каждой делается вывод о динамике процессов, причинах изменений и предполагаемых последствиях этих изменений для организации.
Маркетинг
Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.
Изучите организационную структуру, обратив внимание на то, есть ли подразделение выполняющее функции маркетинга, опишите функциональные задачи подразделения, в каком объеме и с каким результатом они выполняются.