Анализ внешней среды косвенного воздействия

Макроокружение (факторы косвенного воздействия) создает общие условия среды нахождения организации. Степень влияния состояния макроокружения на организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций. В работе необходимо проанализировать влияние следующих групп и выделить какие факторы в каждой группе актуальны для организации:

Политические факторы. Сфера отношений между государствами, регионами, нациями, социальными группами, конституционные основы государства, политическая стабильность, основы правовой, таможенной политики, узаконенные формы собственности.

Состояние экономики. Общая экономическая ситуация в стране, отрасли, регионе, налоговая система, уровень жизни населения, цен, инфляции, безработицы.

Научно-технический прогресс. Состояние науки и техники, технологий, производство новых материалов, средств связи, вычислительной техники, информационных технологий.

Физико-географические факторы. Территориальное положение, климатические условия, развитие инфраструктуры, состояние природных ресурсов.

Социально-культурные факторы. Социальные, культурные и этические нормы общества, традиции, религии, национальные особенности.

Для анализа макросреды организации рекомендуется использовать PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.

Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов или в табличной форме.

Таблица 6 - PEST-анализ

P (Political) - факторы политико-правового окружения компании. При анализе политико-правового окружения рекомендуется ответить на вопросы относительно ключевых изменений в области политической стабильности и правового регулирования. Во-первых, изменится ли в ближайшее время законодательная база страны, рынка, отрасли, в которой функционирует компания? Повлияют ли изменения законодательной базы на деятельность компании (в первую очередь в сфере прибыльности бизнеса)? (Например, ввод закона, который будет ограничивать возможность наценок на товар; изменение налогообложения в отрасли или введение новых тарифов; ввод закона, ограничивающего рекламу или распространение товара; ужесточение требований по сертификации товара.) Во-вторых, необходимо обратить внимание на уровень вмешательства государства в бизнес компании. Значителен ли он? Будет ли изменяться в ближайшем будущем? В-третьих, важен также уровень коррумпированности отрасли и его влияние на деятельность компании? В-четвертых, отношение страны с другими странами или международными организациями. Будут ли меняться, упрощаться или усложнятся такие взаимоотношения? E (Economical) - факторы экономического состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо определить 6 ключевых параметров, характеризующих состояние экономики страны/ рынка, на котором функционирует компания.
  • Динамика развития экономики - спад, рост, стагнация
  • Изменение курсов валют, стоимости капитала
  • Изменение уровня безработицы
  • Изменение уровня инфляции
  • Изменение располагаемого дохода на душу населения
  • Тенденции в банковской сфере.
 
S (Socio-cultural) - факторы социального и культурного состояния рынка. В ходе анализа данной группы факторов необходимо описать 5 ключевых параметров:
  • Изменение демографического состояния: движение населения (убыль или рост), поло-возрастная структура рынка, изменение расовой принадлежности
  • Уровень образованности населения, в том числе уровень квалифицированности кадров
  • Особенности менталитета, важные культурные ценности
  • Изменение социальных слоев населения
  • Изменение вкусов и предпочтений аудитории, устоявшиеся мифы и предубеждения.
 
T (Technological) -факторы, характеризующие технологический прогресс в отрасли. Данная группа факторов требует детального анализа, так как в эпоху технологического процесса именно изменение в технологии может кардинально изменить устоявшееся состояние рынка. В ходе анализа технологических факторов необходимо обратить внимание на 4 параметра:
  • Возможные изменения в ключевых технологиях, используемых на рынке (инновации в оборудовании, материалах, в бизнес-моделях и методах ведения бизнеса)
  • Влияние интернет на развитие рынка
  • Влияние мобильных технологий на развитие рынка
  • Инновации в информационных технологиях, позволяющих более эффективно конкурировать на рынке.
 


Результаты PEST-анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей внешней среды организации при составлении SWOT-анализа компании.

Сделать вывод о наиболее значимых факторах внешней среды, влияющих на деятельность организации.

Раздел 3 Внутренняя среда организации

В процессе изучения внутренней среды организации необходимо описать её основные элементы: производство, организационную структуру, персонал, маркетинг, финансы и учет.

Производство

Этот раздел актуален для предприятий, производящих продукцию.

Изучите и опишите местонахождение производства и наличие инфраструктуры (инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, назначение которых состоит в техническом обслуживании основных процессов производства), номенклатуру (перечень наименований, видов продукции) производимой продукции (услуг), степень новизны выпускаемой продукции, техническое состояние используемого оборудования (возраст оборудования, прогрессивность оборудования) и степень его использования, стоимость основных производственных фондов.

3.2 Организационная структура

Организационная структура управления - это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Организационная структура управления направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.

Связи между элементами структуры управления бывают:

1) вертикальными, когда происходит взаимодействие между руководителем и подчиненным (например, связь между руководителем организации и руководителем структурным подразделением);

2) горизонтальными, когда происходит взаимодействие равноправных элементов (например, связи между руководителями структурными подразделениями одного уровня).

Организационная структура может быть линейного, функционального, линейно-функционального, дивизионального или матричного типа в зависимости от сферы деятельности, сложности и характера выпускаемой продукции, территориального расположения и размера.

Организационная структура компании представляется в форме графической схемы, на которой отображаются все подразделения организации с указанием связей между ними.

В отчете необходимо привести схему и описать организационную структуру организации в виде таблицы заданной формы.

Талица 7 - Характеристика организационной структуры

Параметры организационной структуры Краткое описание
1. Тип организационной структуры  
2.Функциональные направления деятельности*  
3. Основные подразделения организации  
4.Вспомогательные подразделения организации  
5.Обслуживающие подразделения организации  
6.Основные функции структурного подразделения (места прохождения практики) и взаимосвязи с другими подразделениями внутри организации  

* Состав направлений деятельности будет зависеть от типа организационной структуры, на пример:

- для функционального типа - функциональные направления;

- для дивизионального типа - функциональные, продуктовые, территориальные, по покупателю и проектные;

- для матричного типа - функциональные и проектные направления.

Персонал

Для описания персонала организации приводится в динамике структура персонала по категориям, полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в данной организации. Данные приводятся за 3-5 последовательно расположенных отчетных периодов (год, квартал, месяц), и оформляются в виде таблиц, пример структуры персонала по категория приведен в таблице 8.

Таблица 8 - Структура персонала по категориям

Категория персонала 20__ г 20__ г 20__ г
Чел. % Чел. % Чел. %
Служащие, в т.ч.            
Руководители            
Специалисты            
Технические исполнители            
Производственный персонал, в т.ч.            
Рабочие основные            
вспомогательные            
обслуживающие            
ИТОГО            

По данным таблицы 8 необходимо сопоставить соотношение между отдельными категориями персонала типом и масштабом производства.

Данные о персонале по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы в данной организации, оформляются в виде таблиц, по каждой делается вывод о динамике процессов, причинах изменений и предполагаемых последствиях этих изменений для организации.

Маркетинг

Маркетинг охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализацией продукции, такие как: производимые товары, доля рынка, каналы распределения и сбыта продукции, маркетинговый бюджет и его исполнение, маркетинговые планы и программы, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование.

Изучите организационную структуру, обратив внимание на то, есть ли подразделение выполняющее функции маркетинга, опишите функциональные задачи подразделения, в каком объеме и с каким результатом они выполняются.

Наши рекомендации