Принципы и методы управления персоналом

Важным элементом кадровой политики являются принципы управления персоналом, в которых выражается сущность, направленность кадровой политики, ее концепция, отношение к человеку.

На различных этапах развития жизненного цикла организации, при изменении ее стратегии одни принципы управления персоналом выдвигаются на первый план, а другие становятся второстепенными и утрачивают свое значение. При этом возможно кардинальное изменение ориентации принципов: от демократических к авторитарным и наоборот. Таким образом, реализуются процессный и ситуационный подходы в управлении персоналом.

Общепризнанными принципами управления персоналом являются:

1. Демократизация в работе с кадрами.

2. Системность в управлении персоналом.

3. Индивидуализация, учет индивидуальных особенностей человека в кадровой работе.

4. Информатизация, интенсивные внутрифирменные коммуникации;

5. Уважение и лояльность к работающим.

6. Использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность трудом.

7. Честность и доверие к людям.

8. Постоянное совершенствование качества работы.

9. Повышение качества трудовой жизни.

10. Активизация инновационной деятельности.

11. Создание атмосферы творчества, предпринимательства, стимулирующей развитие персонала и эффективное использование его потенциала.

12. Корпоративный дух, философия согласия и сотрудничества, общей судьбы.

13. Равенство и отсутствие дискриминации и т.д.

Для реализации целей, задач и принципов кадровой политики используется система методов и процедур управления персоналом. Методы управления персоналом могут быть классифицированы на 3 группы:

- административные;

- экономические;

- социально-психологические.

Административные методы определяют непосредственный характер воздействия на любого работника - каждый нормативный документ или норма должны быть безусловно выполнены. Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознание необходимости соблюдения дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в данной организации.

Экономические методы имеют косвенный характер управленческого воздействия и формируют экономические интересы работника путем его материальной заинтересованности, либо заинтересованности групп работников.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких, как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п. В то же время, эти методы управления направлены на убеждение работников лучше выполнять свою работу.

1. Административные методы (принуждение):

– Установление госзаказов

– Формирование структуры органов управления

– Утверждение административных норм и нормативов

– Правовое регулирование

– Издание приказов, указаний и распоряжений

– Инструктирование

– Отбор, подбор и расстановка кадров

– Утверждение методик и рекомендаций

– Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации

– Разработка другой регламентирующей документации

– Установление административных санкций и поощрени

2. Экономические методы (заинтересованность):

– Технико-экономический анализ

– Технико-экономическое обоснование

– Планирование

– Материальное стимулирование

– Кредитование

– Ценообразование

– Участие в прибылях и капитале

– Налогообложение

– Установление экономических норм и нормативов

– Страхование

– Установление материальных санкций и поощрений

3.Социально-психологические методы (убеждение):

– Социальный анализ в коллективе работников.

– Социальное планирование

– Создание творческой атмосферы в коллективе

– Участие работников в управлении

– Социальное стимулирование развития коллектива

– Удовлетворение культурных и духовных потребностей

– Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата

– Установление социальных норм поведения

– Развитие у работников инициативы и ответственности

– Установление моральных санкций и поощрений

Роль социально-психологических и экономических методов в современном кадровом менеджменте существенно возрастает в связи с тенденцией перехода от технократического к антропоцентрическому подходу в управлении персоналом.

Список литературы:

1. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - 616 с.

2. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М. : Юрайт, 2012. - 488 с.

3. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации [Текст] / С.В. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова и др. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 280 с.

4.Управление персоналом [Текст] : учебник / под ред. И.Б. Дураковой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 570 с.

5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : учебник / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.

Наши рекомендации