Принципы и методы управления персоналом
Важным элементом кадровой политики являются принципы управления персоналом, в которых выражается сущность, направленность кадровой политики, ее концепция, отношение к человеку.
На различных этапах развития жизненного цикла организации, при изменении ее стратегии одни принципы управления персоналом выдвигаются на первый план, а другие становятся второстепенными и утрачивают свое значение. При этом возможно кардинальное изменение ориентации принципов: от демократических к авторитарным и наоборот. Таким образом, реализуются процессный и ситуационный подходы в управлении персоналом.
Общепризнанными принципами управления персоналом являются:
1. Демократизация в работе с кадрами.
2. Системность в управлении персоналом.
3. Индивидуализация, учет индивидуальных особенностей человека в кадровой работе.
4. Информатизация, интенсивные внутрифирменные коммуникации;
5. Уважение и лояльность к работающим.
6. Использование методов работы с людьми, обеспечивающих их удовлетворенность трудом.
7. Честность и доверие к людям.
8. Постоянное совершенствование качества работы.
9. Повышение качества трудовой жизни.
10. Активизация инновационной деятельности.
11. Создание атмосферы творчества, предпринимательства, стимулирующей развитие персонала и эффективное использование его потенциала.
12. Корпоративный дух, философия согласия и сотрудничества, общей судьбы.
13. Равенство и отсутствие дискриминации и т.д.
Для реализации целей, задач и принципов кадровой политики используется система методов и процедур управления персоналом. Методы управления персоналом могут быть классифицированы на 3 группы:
- административные;
- экономические;
- социально-психологические.
Административные методы определяют непосредственный характер воздействия на любого работника - каждый нормативный документ или норма должны быть безусловно выполнены. Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения как осознание необходимости соблюдения дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в данной организации.
Экономические методы имеют косвенный характер управленческого воздействия и формируют экономические интересы работника путем его материальной заинтересованности, либо заинтересованности групп работников.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социальных механизмов, таких, как система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п. В то же время, эти методы управления направлены на убеждение работников лучше выполнять свою работу.
1. Административные методы (принуждение):
– Установление госзаказов
– Формирование структуры органов управления
– Утверждение административных норм и нормативов
– Правовое регулирование
– Издание приказов, указаний и распоряжений
– Инструктирование
– Отбор, подбор и расстановка кадров
– Утверждение методик и рекомендаций
– Разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации
– Разработка другой регламентирующей документации
– Установление административных санкций и поощрени
2. Экономические методы (заинтересованность):
– Технико-экономический анализ
– Технико-экономическое обоснование
– Планирование
– Материальное стимулирование
– Кредитование
– Ценообразование
– Участие в прибылях и капитале
– Налогообложение
– Установление экономических норм и нормативов
– Страхование
– Установление материальных санкций и поощрений
3.Социально-психологические методы (убеждение):
– Социальный анализ в коллективе работников.
– Социальное планирование
– Создание творческой атмосферы в коллективе
– Участие работников в управлении
– Социальное стимулирование развития коллектива
– Удовлетворение культурных и духовных потребностей
– Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата
– Установление социальных норм поведения
– Развитие у работников инициативы и ответственности
– Установление моральных санкций и поощрений
Роль социально-психологических и экономических методов в современном кадровом менеджменте существенно возрастает в связи с тенденцией перехода от технократического к антропоцентрическому подходу в управлении персоналом.
Список литературы:
1. Веснин, В.Р. Менеджмент [Текст] : учебник / В.Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2012. - 616 с.
2. Маслова, В.М. Управление персоналом [Текст] : учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М. : Юрайт, 2012. - 488 с.
3. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации [Текст] / С.В. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова и др. - 4-е изд. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 280 с.
4.Управление персоналом [Текст] : учебник / под ред. И.Б. Дураковой. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 570 с.
5. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство [Текст] : учебник / Э. Шейн. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2012. - 336 с.