Социально-психологических методов управления качеством
Признак | Содержание признака |
Мотивы поведения | Моральный интерес |
Объект управления | Рабочий или коллектив |
Проблема управления | Социальная |
Основа выбора метода | Социально-психологические исследования |
Социально-психологические методы основаны на использовании группы факторов, влияющих на управление социально-психологическими процессами, протекающими в трудовых коллективах, для достижения целей в области качества. Среди социально-психологических методов можно отметит:
- способы повышения самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
- формы морального стимулирования высокого качества результатов труда;
- приемы улучшения в коллективе психологического климата, включающие способы ликвидации конфликтов, подбора и обеспечения психологической совместимости сотрудников;
- способы учета психологических особенностей членов трудовых коллективов при обеспечении качества;
- приемы формирования мотивов трудовой деятельности членов коллективов, направленных на достижение требуемого качества;
- способы сохранения и развития традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.
Внимание классиков теории и практики управления качеством к персоналу не случайно. Персонал в системе качества, особенно соответствующей TQM, естественно, «присутствует» и в управляющей подсистеме качества в лице работников (исходя из принципов вовлечения сотрудников) и в управляемой подсистеме как её важнейший элемент, наиболее «активно» обеспечивающий создание продукции (услуги) определённого качества.
Методы мотивации в управлении персоналом несколько отличаются от методов мотивации персонала в рамках TQM.
Рассматривая методы мотивации в управлении персоналом, можно говорить о приоритетах материальной мотивации и её большей эффективности, по сравнению с нематериальной, не всегда оправдано, хотя материальная мотивация имеет определенные преимущества.
Материальная мотивация может быть выражена через оплату труда в первую очередь, также через премии, в некоторых организациях через процент от выручки или бонусы.
Цель нематериальной мотивации достаточно проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании.
Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику, либо реализовываться безадресно. К адресной нематериальной мотивации относится, в частности, поздравление сотрудника с днем рождения от руководства и членов коллектива. Это могут быть также различные формы поощрения в виде подарков по важному поводу и материальная помощь в случаях тяжелой болезни или смерти родственников сотрудника. К адресной мотивации относится также словесное поощрение работника за качественно выполненную работу.
К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий, а также предоставление различных льгот – социального пакета.
К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для сотрудников: установку нового компьютерного оборудования, создание удобных рабочих зон для персонала, улучшение дизайна помещений, установку современных систем кондиционирование и отопления и пр. К безадресной мотивации относят выдачу всему персоналу спецодежды, в зависимости от выполняемой работы, а также различной атрибутики фирмы при проведении мероприятий (к примеру, футболок с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семьи сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) – сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях.
Если же рассматривать мотивацию персонала в рамках TQM, то все методы мотивации можно подразделить на группы в соответствии с тем или иным классификационным признаком, например:
- по отношению к материальности или нематериальности мотива;
- по сущности мотива: принуждение, договоры купли-продажи, самомотивации (высокое качество не может создаваться без самомотивации, которая реализуется работой в коллективе, так как человек – существо социальное), смешанные мотивы.
Возможные методы, используемые при мотивации качества, в следующие группы:
1. Метод участия в доходах.
2. Методы улучшения условий труда.
3. Методы профессионального развития.
4. Социальные методы – предоставление социальных преимуществ, участие в пенсионных фондах и планах, льготное членство в клубах отдыха, программы медобслуживания и страхования, уход за детьми и улучшение транспортных услуг.
5. Методы восхваления – это позитивная своевременная обратная связь, регулярное официальное представление добившихся наилучших результатов, персональные конкретные похвалы от руководства, выражение высшим руководством восхищения и поддержки, высокие оценки коллег, вручение призов, общественная награда, вывешивание фото на доску почёта, направление благодарственного письма за подписью администрации членам семьи отличившегося.
6. Методы расширения ответственности и полномочий – относительная свобода действий и творчества, свобода выбора личного исследовательского проекта, свобода в выработке решений проблем, полномочия на принятие и распределение ответственности в группе, контроль за характеристиками процессов, контроль за расходами, контроль за бюджетом, контроль за премированием.
7. Методы профессионального признания – предполагает авторство на рацпредложение и публикацию, вознаграждение ассоциации, членство в академиях, профессиональных обществах, приглашение на семинары, конференции, письменные сертификаты или удостоверения, регулярные обзоры достижений сотрудника.
8. Методы должностного положения – это меры, соответствующие персональным целям, создание ощущения достижений, предоставление интересных и значимых проектов и исследований, совместная выработка целей, членство в группе, личностные отношения с вышестоящим руководством.
Однако в рамках TQM наибольшее внимание уделяется третьему способу – самомотивации. Самомотивация понимается как выработка работником внутренних стремлений и желаний к определённым видам деятельности.
Список литературы:
1. Ефимов, В. В. Средства и методы управления качеством : учеб. пособие / В. В. Ефимов. – М. : КНОРУС, 2009. – 232 с.
2. Управление качеством : учеб. по специальности «Менеджмент организации» / Т.А. Салимова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательство «Омега- Л», 2008. – 414 с.
3. Ефимов, В. В. Основы бережливого производства : учебное пособие / В. В. Ефимов. – Ульяновск : УлГТУ, 2011. – 160 с.