Вопрос 6. «Методологические основы маркетинга, функции маркетинга и концепция маркетинга»
Функции маркетинга- это совокупность видов деятельности, которая связана с изучением рынка, развитием предлагаемого ассортимента, формированием каналов сбыта, проведением рекламных компаний и стимулированием продаж, с управлением и контролем.
Развитие маркетинга связанно с последовательностью его концепции. Основными функциями маркетинга являются:
1. Аналитическая функция.
2. Производственная функция.
3. Сбытовая функция (функция продаж).
4. Функция управления, коммуникаций и контроля.
Аналитические функции маркетинга включают в себя:
- Изучение рынка.
- Изучение потребителей.
- Изучение фирменной и товарной структуры рынка.
- Анализ внутренней среды организации.
Основная цель аналитических функций маркетинга – уменьшение неопределенности и риска деятельности компании. Полученные результаты используются в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Производственные функции маркетинга включают в себя:
- Производство новых товаров; разработка новых технологий.
- Материально-техническое снабжение.
- Управление качеством готовой продукции и ее конкурентоспособностью.
Результатом реализации всех этих функций маркетинга должен стать выпуск конкурентоспособной продукции требуемого ассортимента.
Сбытовые функции маркетинга включают в себя:
- Организацию системы товародвижения и сервиса.
- Организацию системы формирования спроса и системы стимулирования сбыта.
- Целенаправленная товарная политика.
- Целенаправленная ценовая политика.
Осуществление сбытовых функций маркетинга имеет огромное значение для любой фирмы, потому что товар производят для того, чтобы его продавать.
Управленческие функции маркетинга включают в себя:
- Организацию стратегического и оперативного планирования.
- Информационное обеспечение.
- Организацию контроля маркетинга (ситуационный анализ, обратные связи).
Осуществление управленческих функций маркетинга предполагает организацию планирования хозяйственной деятельности фирмы и управление производством. Здесь определяется общая стратегия фирмы, и формулируются оперативные задачи.
По представлениям Ф. Котлера, стрежнем концепции маркетинга является ориентация на нужды, запросы и потребности клиентов, максимизация потребительской удовлетворенности для достижения главной цели фирмы.
Ф. Котлер, проводя исследования, выделил пять глобальных, основных концепций, на основе которых любая фирма, заинтересованная в получении прибыли, вела (ведет и будет вести) свою деятельность.
1.Совершенствование производства: главная мысль данной концепции заключается в том, что потребители выбирают (покупают) те товары, которые им известны и которые их устраивают по цене.
2. Совершенствование товара: данная концепция начинает «работать» только после реализации первой – совершение производства.
Суть концепции «совершенствование товара» заключается в том, что потребители будут приобретать только те товары, которые обладают наилучшими свойствами, лучшими качественными характеристиками.
3. Интенсификация коммерческих усилий: эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточном для организации количестве, пока последняя не предпримет соответствующих мер в сфере стимулирования спроса и сбыта.
Концепция собственно маркетинга или целевого маркетинга: она заключается не только в том, чтобы выявить нужды и потребности клиентов, но главное – обеспечение более желаемой для них удовлетворенности, чем у конкурентов.
5. Концепция социально-этического маркетинга: Ф. Котлер считает ее наиболее современной. Главной целью данной концепции является то, что для фирмы основной задачей должно быть не выполнение всех условий, нашедших отражение в вышеперечисленных концепциях, а должно быть сохранение и укрепление общественного благополучия, а также благополучия каждого отдельного клиента (потребителя).
Список литературы
1. Басовский, Л.Е. Маркетинг [Текст] : курс лекций / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 219 с.
2. Годин, А.М. Маркетинг [Текст] : учебник / А.М. Годин. - 9-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012. - 656 с.
3. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость [Текст] : учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
4. Соловьев, Б.А. Маркетинг [Текст] : учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 336 с.