Вопрос 3. «Природа и состав функций менеджмента»
«Функция» - слово латинского происхождения, означающее «деятельность». Применительно к субъекту управления функция – это деятельность по управлению. Применительно к объекту управления – это его основная и вспомогательная деятельность.
Функция управления – это особые виды специализированной управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функции управления характеризуют то или иное взаимодействие субъекта и объекта управления. Для эффективного целостного управления они должны образовывать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.
Функции объекта управления, реализуемые современными рыночно ориентированными организациями, в последнее десятилетие стали называть бизнес-функциями. Поэтому функционирование таких организаций понимается как процесс реализации бизнес-функций и функций менеджмента.
Функции менеджментаотносятся к субъекту управления, а бизнес-функции – к объекту управления. Однако следует иметь в виду, что каждая бизнес-функция, и все они вместе взятые, требуют управления.
Любая функция управления реализуется в комплексе управленческих задач.
Различие задач и функций проявляется в том, что функции – это повторяющийся вид деятельности компании, а задачи – это деятельность, преследующая достижение требуемых результатов в заданное время.
Функция может целиком выполняться одним подразделением, но это же подразделение, одно или совместно с другими, может выполнять и другую функцию.
Состав функций подразделений и их объем зависят от конкретных условий:
1) масштабов, структуры и уровня развития производства;
2) размера компании, ее самостоятельности, места в сложившейся системе общественного разделения труда;
3) связей компании с другими предприятиями и организациями;
4) уровня технической оснащенности управления.
Функции управления должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности.
Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.
Функции управления носят объективный характер, что определяется необходимостью самого процесса управления в условиях совместного труда людей.
Управленческие функции являются основой для определения структуры и численности аппарата управления.
Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные функции.
Существует различная классификация функций организации, в том числе и функций управления. Причем различия обусловлены, как правило, признаками, положенными в основу классификации.
Наиболее простой и доступной для понимания является деление их на две группы функций – общие и специальные.
Общие функции управления (функции процесса управления) проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности.
Общие функции управления были сформулированы А.Файолем в начале ХХ века. Большинство авторов выделяют четыре общие функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
Среди общий функций менеджмента главной считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или менеджер формулирует: цели и задачи на предстоящий период; разрабатывает стратегию действий (стратегическое планирование); составляет необходимые планы и программы для их реализации (текущее планирование).
Практическое воплощение планов и программ берет на себя организационная функция. Она реализуется через создание самой организации, формирование ее структуры и координацию их деятельности.
Мотивационная функция заключается в определении потребностей людей, выборе наиболее подходящего и действенного в данной ситуации способа их удовлетворения с тем, чтобы обеспечить их максимальную актуальность в процессе достижения целей, стоящих перед организацией.
Контрольпризван заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для совершенствования работы.
Особое место в системе управления занимают специальные функции, т.е. функции по управлению теми или иными объектами (подразделениями организации).
В организации можно выделить следующие объекты управления:
- производство;
- материально-техническое снабжение;
- инновации;
- маркетинг и сбыт готовой продукции;
- кадры;
- финансы;
- учет и анализ хозяйственных процессов и т.д.
Управление этими объектами и составляет содержание специальных функций управления.
Функции управления производством:
- определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг;
- расстановка людей;
- организация подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования;
- своевременный ремонт оборудования и техники;
- оперативное устранение сбоев и неполадок в технологическом процессе;
- контроль качества.
Функции управления материально-техническим снабжением:
- заключение хозяйственных договоров;
- организация закупки, доставки и хранения сырья, комплектующих изделий.
Функция управления инновациями(нововведениями):
-организация научных исследований, прикладных разработок;
- создание опытных образцов;
- внедрение новинок в производство.
Функции управления маркетингом и сбытом готовой продукции:
- изучение рынков;
- формирование каналов сбыта;
- выработка ценовой политики;
- реклама готовой продукции;
- организации отправки готовой продукции покупателям.
Функции управления кадрами:
- подбор, расстановка, обучение, повышение квалификации;
- мотивация труда персонала;
- создание благоприятного морально-психологического климата;
- улучшение условий труда и быта работников;
- поддержание контактов с профсоюзной организацией.
Функции управления финансами:
- составление бюджета и финансового плана организации;
- формирование и распределение ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций;
- оценка текущего и перспективного состояния финансовых ресурсов и принятие необходимых мер по их укреплению.
Функции управления учетом и анализом хозяйственной деятельности:
- сбор, обработка и анализ данных о работе организации;
- сравнение собранных данных с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и вскрытия резервов.
Список литературы
1. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст] : учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 216 с.
2. Беляев В.И. Менеджмент : учеб. пособие. – М. : КНОРУС, 2009. – 250с.
3. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2009. – 285 с.
4. Глухов В.В. Менеджмент : учебник. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 608 с.
5. Кнышова, Е.Н. Менеджмент : учеб. пособие / Е.Н. Кнышова. – М. : ФОРУМ; ИНФРА–М, 2010. – 304 с.
6. Менеджмент : учебник / под ред. М.М. Максимцеева, М.А. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 320 с.