Премия Правительства РФ в области качества: модель и механизм реализации
Премии Правительства РФ в области качества учреждены постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 423. Согласно Положению о премии, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 206, премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Постановлением Правительства РФ от 14 января 2002 г. № 9 установлено, что премии присуждаются по двум категориям конкурсантов в зависимости от численности работающих в организации (до 250 и свыше 250 человек). Определение порядка проведения конкурса, экспертизы материалов и подготовка предложений по присуждению премий осуществляет Совет по присуждению премий Правительства РФ в области качества, образованный Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 января 2005 г. № 18.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этого органа возложено на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Ему же постановлением Правительства РФ от июня 2004 г. № 294 поручено проведение конкурса на соискание Премий Правительства РФ в области качества.
Ежегодный конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества, оценочные критерии которого гармонизированы с моделью престижной Европейской премии по качеству, предоставил 'российским организациям современный инструмент целенаправленного развития, совершенствования деятельности и повышения конкурентоспособности. В основу модели премий, а следовательно, и самооценки на соответствие ее требованиям, как и в другие конкурсные модели, заложены принципы всеобщего менеджмента качества.
Каждая организация, представившая на конкурс свои материалы, получает объективную оценку группы экспертов, которая представляется в виде экспертного заключения, содержащего данные о сильных сторонах деятельности организации и областях, где можно ввести улучшения, а также балльную оценку, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с уровнем победителей.
Основные условия участия в конкурсе:
1) добровольность;
2) возможность участия предприятий и организаций различных отраслей экономики (сфер деятельности);
3) обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомлении со своим опытом;
4) обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника.
Ограничения участия в конкурсе заключаются в следующем.
1. Организации, занимающиеся производством вооружений, военной и специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения.
2. К конкурсу не допускаются организации, в отношении которых приняты решения об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве).
3. Организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ранее чем через пять лет после присуждения премии.
4. К рассмотрению принимаются материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса.
Основные этапы проведения конкурса.
1. Опубликование в СМИ объявления о проведении конкурса
2. Подготовка и утверждение экспертов премии
3. Представление организациями заявок на участие в конкурсе
4. Представление организациями материалов для участия в конкурсе
5. Организация экспертизы материалов конкурсантов
6. Проведение экспертами индивидуальной оценки материалов конкурсантов
7. Проведение заседаний экспертных комиссий по выработке согласованных оценок материалов конкурсантов (Оформление и рассылка экспертных заключений конкурсантам, не участвующим в обследовании)
8. Организация обследования конкурсантов на местах
9. Проведение обследования конкурсантов экспертными комиссиями
10. Подведение итогов конкурса и выработка предложений по присуждению премий и утверждению организаций (Оформление и рассылка конкурсантам экспертных заключений по результатам рассмотрения на Совете итогов конкурса)
11. Постановление Правительства Российской Федерации о присуждении премий по итогам конкурса
12. Церемонии награждения лауреатов премии и дипломантов конкурса
По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования их на местах совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их в Правительство РФ, а также определяет организации, которые награждаются дипломами совета.
Постановление Правительства РФ о присуждении премий принимается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в СМИ. Ежегодно присуждается не более 12 премий, из которых три - организациям с численностью работающих, не превышающей 250 человек, и не более девяти — организациям с численностью работающих свыше 250 человек.
Лауреаты премии получают диплом Правительства РФ и приз установленного образца. Награды руководителям организаций-лауреатов вручает Председатель Правительства РФ или его заместитель в торжественной обстановке в Доме Правительства РФ.
Что же дают российским предприятиям и организациям участие и
победа в конкурсе?
Во-первых, премии по качеству обеспечивают их лауреатам имидж лидера
Во-вторых, реализуется коммерческий интерес.
В-третьих, участие в национальном конкурсе приносит европейскую известность.
В-четвертых, работа по критериям премии на практике знакомит организации с современным инструментом для целенаправленного развития — методом самооценки.
В-пятых, подготовка отчета по самооценке дает предприятию возможность получить оценку независимых квалифицированных экспертов о реальном состоянии дел с обеспечением качества в организации.
Однако любая организация, даже не участвуя в конкурсе, на каком бы уровне развития она ни находилась, может применять критерии премии для самооценки.
Организации — участницы конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев. Первая характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»); вторая характеризует то, что достигнуто («результаты»).
В первую группу входят следующие критерии:
• лидирующая роль руководства (критерий 1);
• политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);
• персонал (критерий 3);
• партнерство и ресурсы (критерий 4);
•процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает такие критерии, как:
• удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6);
• удовлетворенность персонала (критерий 7);
• влияние организации на общество (критерий 8);
• результаты работы организации (критерий 9).
При этом каждый из девяти критериев модели содержит определенные составляющие и рекомендуемые области оценки.
1. Лидирующая роль руководства. Оценивается как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации.
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности:
1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития, ценностей и этических норм, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества;
1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации;
1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и другими внешними заинтересованными сторонами;
1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации;
1д. Определение и поддержка руководителями инноваций и перемен в организации.
Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.