Вопрос. 2. Теория спроса и предложения
Существуют понятия «потребность» и «спрос».
Потребность – это желание людей иметь товары и услуги, которые удовлетворяют их желание.
Спрос – это форма выражения потребности или платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут заплатить за нужные им товары и услуги.
Обычно спрос изображается графически в виде кривой линии и обозначается символом D.
Кривая D – это кривая спроса. Она показывает, что цена и количество товаров находятся в обратной зависимости.
Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Чем выше цена товара, тем меньше количество товара могут приобрести покупатели.
Индивидуальный спрос – это потребности конкретного, отдельного покупателя, выраженные в денежной форме.
Рыночный спрос – это совокупный спрос покупателей данного товара по данной цене.
На спрос воздействуют ценовые и неценовые факторы
P- цена
Q-количество товара
D-кривая спроса
А,В,С- объем спроса
Рис. 1. График спроса
Ценовые факторы изменяют объем спроса, что характеризуется движением спроса по кривой линии от одной точки (А) к другой (В или С) или обратно вверх.
К ценовым факторам относятся: эффект дохода, эффект замещения, закон убывающей полезности.
Эффект дохода – это увеличение покупательной способности денег в результате снижения цены на товар. Покупатель в результате снижения цены может купить больше данного товара.
Эффект замещения – это снижение цены на определенный товар, стимулирующее человека приобрести его вместо аналогичных, но более дорогих товаров.
Закон убывающей полезности. Суть его заключается в том, что с приобретением каждой последующей единицы продукта покупатель получает меньше полезности и удовлетворения, чем от предыдущей.
Неценовые факторы спроса. К ним относятся: изменение вкусов потребителей (мода, реклама), изменение количества покупателей, изменение дохода цен на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, изменения в ожиданиях потребителей. Они смещают (сдвигают) кривую спроса вправо (кривая D1) или влево (кривая D2).
Рис. 2. Сдвиги кривой спроса под влиянием неценовых факторов
Предложение –это количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.
Кривая S – кривая предложения. Она показывает, что цена и количество товаров находятся в прямой зависимости.
Рис. 3. График предложения
Точки A, B, C на кривой предложения показывают объем предложения.
Закон предложения гласит, что продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше при низких.
Ценовые факторы перемещают предложение от одной точки (В) к другой (А и С) вверх или вниз. Это зависит от уровня (высоких или низких) цен. Следовательно, главным фактором, определяющим объем предложения, является цена.
Рис. 4. Сдвиги кривой предложения под влиянием неценовых факторов
Неценовые факторы смещают кривую предложения либо в право (вниз), либо влево (вверх). К ним относятся: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение цен на товары-заменители, изменение налогов и субсидий, изменение ожиданий производителей, изменение количества продавцов (поставщиков).
Рассмотрим неценовые факторы предложения:
1) цены на ресурсы. Если произойдет снижение цен на ресурсы, то снизятся издержки производителя и увеличится предложение. И наоборот, если повысятся цены на ресурсы, то вырастут издержки и предложение сократиться.
2) уровень технологии. Совершенствование технологий, обычно приводит к снижению издержек на единицу продукции. А это будет стимулировать рост предложения.
3) изменение в стиле, вкусах, привычках. Если вкусы покупателей изменяться, то они откажутся от приобретения определенных товаров. А это приведет к тому, что производитель должен будет сократить предложение данных товаров, и начать производить новые товары, соответствующие вкусам покупателей.
4) ожидание. Если производитель ожидает изменение цены товара в будущем, то это повлияет на его желание поставлять продукт в настоящее время. Допустим, что производители вентиляторов ожидают повышение цен на них в будущем, тогда они будут всячески задерживать вывоз вентиляторов на рынок.
5) цены на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Как в производстве, так и в потреблении величина предложения данного товара зависит от цены другого товара. Например, фирма, занимающаяся пошивом одежды, может сократить предложение пальто, когда повышается цена на куртки.
6) налоги. Предприятие рассматривает большинство налогов, как издержки производства, поэтому увеличение налогов увеличивает издержки, а следовательно сокращается предложение товара.
Рыночная цена – это цена, которая устраивает одновременно и продавца и покупателя. Рыночная цена фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Точка пересечения кривых спроса и предложения есть точка равновесия (точка Е). В этой точке величина (объем) спроса равна величине (объему) предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена, т.е. равновесная цена – это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Положение на рынке, при котором величина спроса равна величине предложения, есть рыночное равновесие. Это значит, что количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.
Рис. 5 . График рыночного равновесия
Допустим, что первоначально цена установилась выше равновесной (Р1). В этом случае величина предложения больше величины спроса, то есть количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых благ, поэтому возникает избыток товаров. Признаки такого положения – рост товарных запасов и появление очередей предпринимателей и продавцов, предлагающих услуги. На рынке начнется конкуренция между продавцами и производителями. Эта конкуренция приведет к тому, что цены начнут снижаться. Это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесная цена.
Теперь допустим, что цена первоначально установилась ниже равновесной (Р2). В этом случае величина спроса больше величины предложения, то есть количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Возникнет товарный дефицит. Начнется конкуренция между покупателями. Возникнут очереди. Покупатели, желая приобрести товар, будут соглашаться и на более высокую цену, то есть конкуренция приведет к росту цен. Это будет продолжаться до тех пор, пока цена не поднимется до уровня равновесной.