Понятие и цель самоменеджмента
Понятие и цель самоменеджмента
Самоменеджмент – это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов сознания, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности. Это кропотливая и настойчивая работа над собой с целью включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности. Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. И, наконец, самоменеджмент – это проявление воли, требующее иногда собственной перестройки. Нередко требуются немалые усилия над собой, прежде чем появятся первые результаты и станет видно, что труды не пропали даром. Никто не скажет, сколько ушло в небытие талантливых и гениальных людей, о которых мир даже не знает, потому что их природный дар не был подкреплен личным усердием, умением много и целеустремленно трудиться.
Цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Планируя и рационально организовывая свою работу и жизнь, человек обеспечивает полезное и целесообразное использование своих духовных и физических сил.
Основные цели самоменеджмента:
· развитие умения управлять своей личностью, оптимально реализовывать свои знания и навыки, время, силы тела и духа;
· создание зрелой, стрессоустойчивой личности с четкой и адекватной системой жизненных ценностей;
· постановка ясных, достижимых целей в краткосрочном и долгосрочном периоде;
· закладка установки на самосовершенствование;
· прививание навыков к быстрой и адекватной оценке жизненных ситуаций, оперативному принятию решений;
· формирование нестандартного мышления и креативного подхода к видению реальности.
Характеристика основных ресурсов личности, их связь с основными составляющими личности человека.
Функции самоменеджмента: характеристика
Чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:
целеполагание (нужно четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированных не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).
Постановка целей
Постановка целей – это выражение в виде четких намерений и в точных формулировках наших интересов, потребностей или задач, что помогает сориентировать действия и поступки на эти цели и на их выполнение. Для этого цель должна описывает конечный результат, а не те действия, которые необходимо выполнить. Даже самый лучший способ работы безнадёжен, если руководитель заранее чётко не обозначил то, к чему он стремится. Постановка цели - безусловная предпосылка планирования, а следовательно, и успеха - заключается в точном знании того, что, когда, в каких масштабах надо достичь. Осознание своих целей очень часто означает значительную самомотивацию для работы, т.к. цель даёт ясное представление о том, в каком направлении необходимо двигаться.
Постановка целей – это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или иные параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели. Для самоменеджмента фундаментальное значение имеет осознание того, куда менеджер хочет прийти и куда он попасть не хочет (но куда его хотят привести другие). Если у руководителя существует осознанная цель, то туда же направлены и все неосознанные силы руководителя, т.е. цели служат концентрации сил на важных направлениях. “Случайные успехи хороши, но редки. Запланированные успехи лучше, поскольку они управляемы и случаются чаще”.
Нахождение цели
Для того чтобы добиться успеха, необходимо правильно выбрать цели. У каждой фирмы, у каждого менеджера есть одна основная, важнейшая цель, которая разбивается на множество небольших промежуточных целей низшего уровня, достижение которых обеспечивает достижение цели более высокого уровня и, в конечном счете, высшей цели. Нужно устанавливать ясные согласованные между собой цели, которые могут быть обращены в непосредственные действия, чтобы их можно было непосредственно планировать. Четко определенные, зафиксированные на бумаге цели автоматически приобретают обязательный характер, побуждают к постоянному анализу, перепроверке и ревизии.
Ситуационный анализ
Представляет собой своего рода реестр личных ресурсов (средств для достижения целей) и позволяет выяснить, что следует поощрять (сильные стороны) и над чем ещё надо работать (слабые стороны).
Путём анализа своих способностей менеджер определяет, что вообще он может сделать, т.е. каким личным потенциалом для достижения своих целей он располагает. С другой стороны, менеджер должен ясно представлять себе свои слабости, чтобы избегать действий, которые могут способствовать проявлению подобных «качеств», или принять меры к избавлению от этих недостатков. Помочь в этом может составление баланса своих крупнейших неудач и поражений и выделение, следствием отсутствия каких качеств они были. «Знать свои слабости – значит, укреплять свои сильные стороны».
Формулирование целей
Установка сроков воплощения целей и формулирование желаемых результатов. Это последняя ступень при постановки целей, когда формулируются конкретное практических целей для последующей стадии планирования.
Нельзя брать на себя слишком много, чтобы не погрязнуть в невыполненных делах. Следует устанавливать краткосрочные цели, согласованные с достижением долгосрочных глобальных целей.
Понятие и цель самоменеджмента
Самоменеджмент – это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов сознания, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности. Это кропотливая и настойчивая работа над собой с целью включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности. Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. И, наконец, самоменеджмент – это проявление воли, требующее иногда собственной перестройки. Нередко требуются немалые усилия над собой, прежде чем появятся первые результаты и станет видно, что труды не пропали даром. Никто не скажет, сколько ушло в небытие талантливых и гениальных людей, о которых мир даже не знает, потому что их природный дар не был подкреплен личным усердием, умением много и целеустремленно трудиться.
Цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни. Планируя и рационально организовывая свою работу и жизнь, человек обеспечивает полезное и целесообразное использование своих духовных и физических сил.
Основные цели самоменеджмента:
· развитие умения управлять своей личностью, оптимально реализовывать свои знания и навыки, время, силы тела и духа;
· создание зрелой, стрессоустойчивой личности с четкой и адекватной системой жизненных ценностей;
· постановка ясных, достижимых целей в краткосрочном и долгосрочном периоде;
· закладка установки на самосовершенствование;
· прививание навыков к быстрой и адекватной оценке жизненных ситуаций, оперативному принятию решений;
· формирование нестандартного мышления и креативного подхода к видению реальности.