Синтетическая концепция управления в английском научном менеджменте (Лютер Гьюлик, Линдалл Урвик, Г.Саймон, Р. Дэвис)
В 1930 – 1950-е гг. Гьюлик и Урвик выпустили ряд книг, где проявили себя как систематизаторы и популяризаторы идей «классической школы» менеджмента. В обобщенном виде здесь излагается то, что у Тейлора, Вебера и Файоля еще не имело законченной формы. Кроме того, Гьюлик и Урвик попытались гуманизировать теорию своих предшественников. В 1955г. Урвик в докладе «Менеджмент как система мышления» критиковал тех, кто стремился представить тейлоризм в качестве бесчеловечной системы, а самого Тейлора как холодного и расчетливого технократа. В 1934 г. Урвик издал книгу «Элементы администрации», в которой попытался соединить воедино идеи Файоля, Тейлора, Рейли и Муни. Он считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода. Каким же способом шла систематизация в теории Урвика и Гьюлика, чего они добились в конечном итоге? Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе Файоля было 5 функций и 14 принципов. У Гьюлика появляется 7 функций, а Урвик перечисляет 29 принципов управления. Благодаря такому расширению система элементов администрации Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела законченный вид. В ней не было пропущено ничего важного, и она учитывала все многообразие реальных ситуаций. Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший у него не самую главную роль, в концепции Гьюлика и Урвика становится главенствующим. Только теперь он повествует о необходимости «соответствия людей структуре». Организационная структура должна разрабатываться хладнокровно, но со знанием дела, как и любой технический проект. Строить организацию под людей - самый неперспективный путь (Урвик). К сожалению, именно этот принцип чаще всего нарушают на практике, особенно в научной сфере: раз имеется авторитетный специалист, то под него создаётся специальный отдел или лаборатория, независимо от того, нужен такой сектор для пользы дела или нет. Такая технология называется «пристраивать нужных людей». Рациональный метод построения организации требует как раз иной логики: сначала создается продуманная структура, в которой нет лишних подразделений или уровней управления, а потом уже предпринимаются усилия для поиска нужных людей. Второй важный элемент эффективной администрации - принцип единоначалия, который иначе называется административной ответственностью одного лица. Фактически он совпадает с файолевским принципом, гласящим, что одно лицо не может подчиняться сразу двум руководителям. Если один исполнитель получает совпадающие приказы сразу от двух руководителей, то в этом ничего страшного нет. Налицо лишь ненужное дублирование, показывающее неэффективность управления. Но если приказы разные или даже противоречивые, то неэффективным становится само исполнение. Кроме того, распыляется ответственность административных лиц, неясно, кто должен отвечать за неправильный приказ. «Классическая школа» первой выдвинула принцип департаментализации, который и сейчас эффективно применяется на практике. Согласно такому принципу, предлагалось строить организацию снизу вверх, тщательно анализируя на каждом этапе необходимость создания новых подразделений. Чтобы решить вопрос, нужны они или нет, надо было действовать в соответствии со следующей схемой: 1) выделить цель, 2) определить процесс или тип деятельности, 3) установить лицо или объект, с которым имеют дело, 4) определить место.
Если менеджер положительно ответил на все вопросы, т.е. выяснил, с какой целью создается новое подразделение, на чем оно будет специализироваться, кто и где этим станет заниматься, то это означает, что он точно установил функции и роль нового подразделения, его место в общей структуре организации. Принцип департаментализации (создания новых подразделений - департаментов) тесно связан с принципом разделения власти, который требовал, чтобы каждому подразделению выделялась конкретная область (тематика, круг задач), где он бы обладал исключительной властью. В отточенной форме идею выразил в конце 1940-х годов Г.Саймон. Он полагал, что индивид может получать приказы от разных начальников, но в случае конфликта должно быть только одно лицо, которому он обязан повиноваться. Другой принцип, игравший важную роль в «синтетической» теории, получил название диапазона контроля. Гьюлик считал, что если работа разнообразна по содержанию и результату, рассредоточена территориально, то один начальник способен эффективно руководить небольшим числом людей. Правда, он не ставил количественных рамок, ограничившись общей постановкой вопроса. Количественную меру диапазона контроля определили другие представители «классической школы», в частности, А.Файоль, Я.Гамильтон, В.Райкунас и Л.Урвик. Они установили, что руководитель крупного предприятия должен иметь не более 3-6 подчиненных. Почему нельзя держать в подчинении большее число людей? Ответ прост: человек не способен контролировать одновременно множество людей, его диапазон внимания определен психологическими и физическими особенностями организма. При арифметическом увеличении численности подчиненных количество возможных связей между ними возрастает в геометрической пропорции. Сегодня ученые нашли более точные цифры. Так Р.Дэвис считает: при физической работе число подчиненных равняется 30 человек, при умственной - не больше 8. Чтобы снизить нагрузку на руководителя, Урвик предлагал делегировать часть его полномочий помощникам. Максимально возможное делегирование особенно необходимо для высших менеджеров. Им же Урвик рекомендует применять тейлоровский «принцип исключения»: уделять внимание лишь значительным исключениям и нарушениям установленных правил. Управление будет еще более эффективным, полагали Гьюлик и Урвик, если высшие менеджеры помимо всего прочего станут неукоснительно придерживаться «принципа соответствия». Этот принцип гласит, что на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать и быть равными. Если власть велика, а ответственности никакой, то это дорога к произволу, а если на менеджера возлагают слишком большую ответственность, но не дают ему никакой власти, его действия окажутся безрезультатными. Поэтому ответственность лиц, наделенных значительной властью, является абсолютной только в известных границах, обозначенных статусом и полномочиями данной должности. И в рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия подчиненных ему людей.
Значениеработ Гьюлика и Урвика состоит в том, что они смогли соединить в единое целое подходы Тейлора, Файоля и Вебера, подогнали друг к другу различные принципы управления. Они не внесли ничего кардинально нового, не совершили никаких открытий, но после них теория менеджмента приобрела научный и систематизированный вид. Подводя итоги рассмотрению отдельных персоналий и направлений «классической школы», целесообразно описать ее методологию.
Вопросы для повторения
1. Объясните, в чём специфика "администрирования" по-Файолю?
2. Какие функции управления выделял А.Файоль?
3. Какие принципы управления выделял А.Файоль?
4. В чём состоят различия между приципами и функциями?
5. Какова схема классической школы научного менеджмента?
Резюме по теме
А.Файоль обобщил свой личный опыт управленческой леятельности и создал свою систему менеджмента, доказав, что управлять эффективно можно, если научиться этому. Научиться управлению можно, если теория менеджмента чётко сформулирована. Теория администрирования Файоль выделяет пять неизменных функций управления и четырнадцать изменяемых принципов управления, состав которых варьируется в зависимости от субъективного опыта менеджера. Административная теория Файоля входит в состав классической школы менеджмента, которая была создана постепенно в течении более чем полувека активной исследовательской работы французских, английских и американских учёных и практиков управления.