Понятие организационной сферы менеджмента
В настоящее время многие аксиомы и постулаты классической школы менеджмента должны быть забыты. Это касается в первую очередь организационной сферы. Сегодня организационную сферу менеджмента представляют как единое целое специфической среды, механизма, структуры стереотипов установок и системы показателей оценки результатов деятельности предприятия.
Как специфическая среда организация является условием и фактором деятельности менеджера и состоит из объективной и субъективных сторон. Объективная сторона – есть установление и совершенствование технологического воздействия коллективного человека на предметы труда в целях создания продуктов труда и духовных благ.
При этом мы исходим из того факта, что если объективные (технико-организационные и экономические) факторы, будучи общими для всех предприятий, могут значительно различаться в их эмпирическом выражении (разные отрасли промышленности нуждаются в специалистах с особой подготовкой), то организационные формы различаются менее значительно. То есть общность объективной стороны организации предприятий объясняется тем, что там работают люди и что они являются работниками. Субъективная сторона – целенаправленное создание людьми такого сочетания личных и вещественных элементов деятельности, которое было бы наивыгоднейшим в смысле плодотворности, экономичности и безопасности общественного труда. В данном случае имеется в виду приведение в действие всех выработанных стратегий решений обеспечением их выполнения всем необходимым. Основное содержание субъективной стороны организационной сферы состоит в подборе соответствующих работников, их расстановке и разделении труда между ними; обучении и инструктаже; в обеспечении требующимися для выполнения работ орудиями производства и материалами; установлении и выполнении эффективной системы стимулов; налаживании трудовой дисциплины и др.
Таким образом, организационная сфера менеджмента выступает как определенный порядок, как форма и метод существования и функционирования деятельности предприятия. Порядок, форма и методы определены задачами, целями организации и обстановкой в ней для людей, а следовательно, вызваны причинностью и необходимостью. Организация пронизывает собой деятельность предприятия и его структуру как управление и исполнение. Исходя из рассуждений об организационной сфере как специфической социальной среде организацию можно определить как взаиморасположение и взаимосвязь элементов некоторого комплекса (предметная или структурная часть организации), их действия и взаимодействия (функциональная часть), обусловленные единством целей или выполняемых им функций и определенными обстоятельствами места и времени.4 Данное определение организации (принятое исходя из двух первых значений сноски является исходным в общей теории организации – специальной научной дисциплины.
Организационная сфера менеджмента как механизм рассматривается состоящим из многих частей агрегатом, при помощи которого надлежит выполнить определенные задачи, направленные на достижение максимальной эффективности. В этом агрегате доминируют установленные порядки: наставления по руководству, органиграммы, обязанности должностных лиц, советы и служебные наставления, уставы и кодексы и т.д. Правда, граница между правилами и регламентацией проходит часто плавно, так как те, для чьей работы составляются правила, не всегда идентичны тем, кто составляет правила.
Организация как механизм получает движение «извне» и «сверху», которые часто объединены между собой. И если окружение предприятия стабильно, организация приобретает устойчивую культуру связей и отношений внутри предприятия. В нестабильном окружении на передний план выдвигаются более четкие и всеобъемлющие представления о ценностях, гибкие и живые организационные формы, формируются способные к развитию, готовые к обучению и преобразованиям кадры.
Организационная сфера менеджмента как механизма представляется нам в виде своеобразного сочетания, органического единства четырех элементов: собственно организационной регламентации процессов общественного труда; их материально-технического обеспечения; административного руководства исполнителями; обучения и воспитания в определенных традициях, определенной культуре предприятия.
При рассмотрении мира менеджмента мы выделяли среди основных функций, выполняемых менеджером, организаторскую. Некоторые специалисты по менеджменту считают эту функцию настолько важной, что высказываются за создание на предприятиях специальной службы организации (в СССР на многих предприятиях до 1985 г. были такие службы). Чем сложнее и крупнее предприятие, чем больше объемы и номенклатура продукции, тем потребность в специальных службах или работниках возрастает. Сегодня существует несколько принципов создания организационных механизмов:
- по видам продукции. Такая организация позволяет менеджерам группировать ресурсы, необходимые для каждого отдельно взятого продукта;
- по территориальному признаку. Организационная служба организует свои подразделения по месту выполнения работ или по месту расположения рынка, на который данная фирма ориентируется. Трудности физического расстояния между производством и рынком можно свести к минимум у «создавая» организаторов на месте, на территории;
- на учете потребительского спроса. Организация помогает доступу потребителей к продукции. Чаще это применяется при появлении или выявлении крупных категорий потребителей;
- базирующаяся на производственном процессе. Организация подразделяется на отделы в соответствии с основными узлами производственного процесса. Этот принцип может быть реализован самым современным способом – формированием гибких подвижных комплексных организационно-стратегических служб на предприятии.
4 Термин «организация» (от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) обычно понимается как упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо материального и духовного, т.е. некоторое действие; строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей целого; некоторое объединение, учреждение, орган.
Организаторские работы и функции менеджера на предприятии делятся на формальные и неформальные. Формальные – между организационными ресурсами и определены управляющей системой. Они представлены прежде всего схемой предприятия. Неформальные – характеризуются как комплексы неформальных связей между работниками предприятия в процессе совместной деятельности. Они устанавливаются естественным путем и моделируются на основе индивидуальных норм, ценностей, установок и стереотипов. Модели формируются в виде традиций, культуры предприятий, неформальных правил и моральных кодексов и т.п. Социальные установки на предприятии обусловливают отношения по вертикали и по горизонтали, связи с социальным окружением, отношение к технологии и оборудованию, отношение к потребителям, субординацию и т.п. Организация производства и труда с помощью социальных установок носит характер необязательный, демократичный, опосредованный, при этом охватывает весь состав работников предприятия. Установки могут быть идеологическими, в виде лозунгов и призывов, угроз, обещаний и другие. Их главная роль состоит в том, что они актуализируют потребности индивидов, групп людей, помогают осознать их и выбрать путь разрешения противоречий между развитием потребностей и их удовлетворением. То есть установки, малоосознанные сами по себе, запускают интересы людей и групп к предприятию, его продукции, участию в общем деле и т.п. В свою очередь интересы движут поведением, действиями работников. Запустить, поддержать формальную организацию дела. И порой бывает, что без неформального обеспечения невозможно или очень сложно запустить и поддержать на высоком уровне формальную организацию дела.
Поскольку организационная сфера мира менеджмента охватывает все этапы и процессы производства, начиная с запуска и кончая взаимодействием с потребителями и коррекцией принятых менеджером решений, она должна иметь систему показателей оценки хозяйственной деятельности, стимулирования труда, организационных структур управления и т.п.
На различных предприятиях применяются многочисленные показатели. Чаще всего они отражают экономическую сферу деятельности предприятия, реже технико-технологическую сторону и совсем редко – социальную в виде показателей условий труда, режима труда и отдыха, обеспеченности быта и отдыха, наличия инфраструктуры и т.п.
Многие показатели из наследства Тейлора устарели, но еще используются, хотя не считаются главными, определяющими. Сюда относится производительность труда, рассчитываемая как выработка на одного производственного работника; 1 человеко-час рабочего времени; нормы выработки; различного рода стандарты затрат рабочего времени на единицу продукции; отношение оплаченных человеко-часов рабочего времени ко всему отработанному времени; показатели экономии на зарплате, уровня загрузки производственного оборудования, коэффициента его сменности и т.п.
Вместе с ними и вместо них на передовых предприятиях применяется новый ряд показателей, соответствующий новому управленческому мышлению: измерение производительности труда всех рабочих и служащих предприятия в натуральных, либо стоимостных показателях (как при определении объема выпуска, так и при подсчете затрат труда); отдача от всех видов активов компании, включая уровень запасов; объем выпуска продукции в расчете на единицу запасов; уровень использования всех видов производственных ресурсов с учетом их взаимозамещаемости; измерения стоимости хорошего и плохого качества продукции (издержки по устранению разного рода дефектов и брака; стоимость инспекций и контроля качества, расходы на гарантийное обслуживание и по возврату продукции потребителями; затраты труда инженеров по качеству); число рационализаторских предложений в расчете на одного работника, процент их внедрения, характеризующий степень привлечения рядовых рабочих и служащих к управлению; сокращение сроков запуска нового изделия в производство, исходя из всего жизненного цикла продукции; сочетание единообразного жалования с участием работников в прибыли, получаемой предприятием в целом; групповые формы стимулирования труда; текучесть кадров. Например, премиальный фактор складывается как отношение: