Законы и категории менеджмента
Все мало-мальски значимые книги по менеджменту представляют его самостоятельной наукой, но нигде не аргументируют это утверждение, не обозначают основных признаков науки. И если предмет, задачи, проблемы менеджмента, еще в какой-то мере в них раскрываются, то метод, понятийный аппарат и закономерности остаются белым пятном. Восполнить этот пробел затрудняют все те же многоаспектность, методологическая неоднозначность и междисциплинарный характер науки. С одной стороны, это объясняет факт заимствования менеджментом законов и категорий из других дисциплин, с другой, – междисциплинарность определяет специфику законов и категорий менеджмента, которые заключаются в следующем:
- в отличие от других общественных законов они характеризуют функционирование и развитие особого слоя людей в обществе;
- реализуются только через деятельность особой группы людей, научное познание которой немыслимо без учета связи объективного и субъективного. Действие этих законов объективно, т.к. источниками и движущими силами действий людей являются их потребности и интересы;
- по форме проявления законы менеджмента выступают как законы- тенденции;
- законы менеджмента обычно имеют короткий срок своего существования;
- категории менеджмента в основном производные от экономических, социологических и психологических категорий.
Законов менеджмента много. Поэтому важнее не перечислять их, а классифицировать по одному из критериев. Рассмотрим для примера два критерия. По критерию специфики систем, отражаемых законами менеджмента, можно выделить три группы законов:
- законы, действующие на уровне организаций (функционирования рабочих групп; распределения функций, ответственности, иерархии подчиненности, полномочий и т.д.);
- законы, действующие на уровне социальных институтов и социальной структуры общества (классовая, слоевая принадлежность, статус в обществе, форме проявления экономического поведения, культура и т.д.);
- законы, действующие на уровне психологии личности.
По критерию дисциплинарного происхождения законов можно выделить пять базовых научных дисциплин, которые являются основанием законов менеджмента: техника, экономика, социология, социальная психология и психология.
Практика чтения курса «Основы менеджмента» показывает, что если в самом начале курса вместе с предметом не определить значение основных категорий, то в дальнейшем на эту неопределенность постоянно наталкиваемся и приходится многое объяснять заново. Выделим основной понятийный аппарат.
Организация(от позднелатинского organizo – сообщаю стройный вид, устраиваю) обычно понимается как: 1) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему чего-либо материального или духовного, т.е. некоторое действие; 2) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей какого-либо целого; 3) некоторое объединение, учреждение, орган, созданное для реализации какой-либо цели. При изучении курса «Основы менеджмента» категория «организация» употребляется во всех трех значениях. Первые два характеризуют ее как определенный порядок, притом в функциональном и в структурном (или предметном) смысле.
Социальное управление – воздействие на общественные явления и процессы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Труд, материальное и духовное производство, распределение и потребление невозможны без определенной организации, порядка, разделения труда, установления места и функции человека в группе, планирование, мотивация, контроль, осуществляемых с помощью управления. Социальное управление охватывает все сферы общественной жизни.
Руководство – это форма управления, проявляющаяся в организации взаимоотношений между звеньями «руководитель – подчиненный» и основывающаяся на воздействии как на группы работающих, так и на отдельных должностных лиц. Субъектом этого взаимодействия выступает руководитель-единоначальник, полностью отвечающий перед звеньями вышестоящего уровня управления за деятельность вверенной ему системы.
Администратор – руководитель, действующий на основе правовластных отношений владения, пользования и распоряжения применительно к объекту управления в целом.
Предпринимательство – форма экономического поведения, связанная с развитием новой идеи, нового предприятия, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Термин «предприниматель» (как субъект этого экономического поведения) был введен французским экономистом Ришаром Кантеллоном, жившим в начале XVIII в. И с тех пор это слово имеет современный смысл. Сотни тысяч людей, которые каждый год начинают новый бизнес, относятся к слою предпринимателей.
Бизнес – форма экономического поведения, «направленного на увеличение прибыли при условии, что он (бизнесмен – В.Г.) придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Это определение представляет сегодня одну из ведущих точек зрения на бизнес и принадлежит лауреату Нобелевской премии Милтону Фридмену. Наверное, с ним можно согласиться.
Коммерция – форма экономического поведения, связанная с торгово-промышленной деятельностью, предпринимательством в хозяйственной сфере. В некоторых источниках коммерция отождествляется с купеческой деятельностью, то есть она связывает субъектов главным образом через торговые отношения.
Служебная функция – категория заимствована из социологии. Она означает обязанность, которую в организации необходимо выполнить для ее успешного функционирования и реализации цели. Служебные функции могут быть формальными и неформальными, существующими как дополнение.
Мотивация – это процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков; часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. На мотивацию влияют потребности и интересы, установки и идеалы, влечения и эмоции. Бихевиористы обычно понимают под мотивацией любые стимулы – внешние и внутренние, способные вызвать или активизировать поведение.
Контроль – элемент управления, связанный с процессами сравнения фактически полученного результата с заданной целью. Образцами следования или ограничения являются технологические стандарты, системы ценностей, правовые и моральные нормы, административные предписания, решения, обычаи, привычки и т.п.
Социальный статус – социальное положение (позиция) индивиды или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфических для данной системы (экономических, профессиональных, этнических, культурных и т.д.). Люди с одинаковым социальным статусом составляют социальный тип личности.
Стратегия – набор правил для принятия решения, которыми организация руководствуется в своей деятельности (качественно – ориентир, количественно – задание). Иногда стратегию называют организационной концепцией.