Предмет менеджмента. Область знания
Чтобы определить собственный специфический предмет менеджмента, в нем необходимо выделить особенные признаки, отличающие его от рядоположенных дисциплин, названных ранее. Такими особенными чертами являются:
- организационный характер поведения и соединения его с экономическим;
- сочетание управленческих функций с исполнительскими;
- сочетание выполнения стандартных функций с абсолютно уникальными при конкретности каждого события;
- выполнение многообразных дел, подчиняющихся разным законам и по-разному реагирующих на внешние факторы;
- менеджеры – это категория людей, занятых менеджментом. Они составляют особый социальный слой общества, являются довольно влиятельной экономической и общественно-политической силой.
Исходя из этих особенностей, можно сделать предварительный вывод о предмете менеджмента – это деятельность по организации и управлению людьми и производством в самых разнообразных предприятиях и учреждениях. Эта деятельность превратилась в профессию, в вид поведения на производстве. Область знания превратилась в самостоятельную научную дисциплину.
Для окончательного выделения предмета менеджмента сравним его с близкими понятиями – управлением, предпринимательством и бизнесом.
Отличие менеджмента от управления существуют и в трактовке, и в применении этих понятий. Американцы в управлении различают администрирование – обезличенную систему управления и менеджмент – профессиональное управление, осознающее, что оно представляет особую профессию (а не просто инженерную или экономическую), особый социальный слой. При этом менеджер обязательно занимает постоянную должность, но у него не обязательно есть подчиненные.
Менеджмент отличается от бизнеса. Бизнес – это тоже деятельность, форма экономического поведения, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Менеджмент отличается от предпринимательства тем, что менеджмент больше тяготеет к бюрократическому стилю руководства. Предпринимательство – более частный случай бизнеса, экономическое поведение, вид деятельности чаще связанный с личностью человека – предпринимателем, осуществляющим бизнес, затевающим новое предприятие, реализующим некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск.
Исходя из предмета менеджмента, сущность этого социального феномена можно определить как экономико-организационное поведение по управлению процессами в организациях. Содержанием менеджмента является выполнение основных принципов управления, функций по должности, неформальных функций для более эффективной реализации, а также отдельных, уникальных заданий и поручений, важных для организации (связь с населением, реклама организации, маркетинг, подбор кадров и т.д.). Содержанием менеджмента также часто становятся такие формы организационно-экономического поведения, как бизнес, предпринимательство, маркетинг, коммерция, спонсорство, благотворительность.
Итак, менеджмент – это социальный институт, организационно-экономическое поведение специфическая деятельность, своеобразное искусство и научная дисциплина.
Определить область знания, в рамках которого рассматривается теория и практика менеджмента, достаточно сложно. Сложность связана в большей мере с многоаспектностью феномена. В пределах общей теории управления лежат теоретические основы организационно-управленческой деятельности менеджера; специальные социологические теории – социология экономики, социология организаций и социология труда рассматривают содержание деятельности менеджера как экономико-организационное поведение; социально-психологическая область знания включает процессы отношений менеджера в трудовых группах внутри организации и с социальным окружением; область психологии управления обеспечивает менеджмент приемами влияния на окружающих; область этики дает примеры и правила общения людей в служебное время и т.д. То есть менеджмент – область знания на стыке многих дисциплин, выработавшая свои принципы, методы, законы и категории, имеющая свои специфические задачи и область проблем.
Объектами менеджмента могут быть любые организации (предприятия, учреждения, подразделения армии, государственные органы, больницы и т.д.). Субъекты менеджмента – люди, выполняющие по должности функции и задачи менеджера.
Метод менеджмента
Учитывая междисциплинарный характер области знания и многоаспектность теории менеджмента, а также вполне определенный объект и субъект исследования, предлагаем сложную трехуровневую субординированную систему метода менеджмента.
I. Уровень всеобщего – материалистическая диалектика как логика и теория познания (диалектические законы развития природы, общества и сознания, общего и особенного, восхождение от абстрактного к конкретному); междисциплинарные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, коррекция и т.д.
Рис.1. |
II. Уровень особенного – общесоциологическая теория общества и его отношений – определяет место менеджмента в социальной структуре общества, структуре областей знания, структуре общественных отношений, менеджер – определенный тип личности и т.д.
III. Уровень единичного – частно-социальные и прикладные исследования содержания и форм проявления менеджмента как искусства, как организационно-экономического поведения, а также развития самой теории менеджмента.
Все три уровня метода тесно между собой связаны, охватывают все процессы в менеджменте.
Приведем вполне реальный, часто встречающийся и наглядный пример: необходимо изучить поведение менеджера в условиях жесткой конкуренции. Для этого нужно четко определить социально-экономический и политический строй общества, общие и специфические социальные условия конкурентной борьбы; установить понятийный аппарат; выявить конкретные действия и способности менеджеров; скоррелировать их с социальной обстановкой; выбрать методы прикладных исследований; разработать инструмент, собрать и обработать информацию и т.д. Привлекаются все три уровня обобщения метода.