Тема 1. социальный феномен менеджмента
Метод менеджмента
Учитывая междисциплинарный характер области знания и многоаспектность теории менеджмента, а также вполне определенный объект и субъект исследования, предлагаем сложную трехуровневую субординированную систему метода менеджмента.
I. Уровень всеобщего – материалистическая диалектика как логика и теория познания (диалектические законы развития природы, общества и сознания, общего и особенного, восхождение от абстрактного к конкретному); междисциплинарные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, коррекция и т.д.
Рис.1. |
II. Уровень особенного – общесоциологическая теория общества и его отношений – определяет место менеджмента в социальной структуре общества, структуре областей знания, структуре общественных отношений, менеджер – определенный тип личности и т.д.
III. Уровень единичного – частно-социальные и прикладные исследования содержания и форм проявления менеджмента как искусства, как организационно-экономического поведения, а также развития самой теории менеджмента.
Все три уровня метода тесно между собой связаны, охватывают все процессы в менеджменте.
Приведем вполне реальный, часто встречающийся и наглядный пример: необходимо изучить поведение менеджера в условиях жесткой конкуренции. Для этого нужно четко определить социально-экономический и политический строй общества, общие и специфические социальные условия конкурентной борьбы; установить понятийный аппарат; выявить конкретные действия и способности менеджеров; скоррелировать их с социальной обстановкой; выбрать методы прикладных исследований; разработать инструмент, собрать и обработать информацию и т.д. Привлекаются все три уровня обобщения метода.
Функции, задачи и проблемы менеджмента
Главная функция менеджмента в обществе состоит в определении, формировании и решении постоянно возникающих проблем данной хозяйственной организации на соответствующем уровне управления, сборе, систематизации и анализе информации и воздействии для достижения намеченных данной организацией целей. Менеджмент выполняет и функцию предпринимателя (так считал французский экономист Ж. Б. Сэй), направляя мышление и ресурсы туда, где они дадут наибольшие результаты, наибольший вклад в общественное дело. Менеджмент должен давать направление организации, которой он управляет. Он должен продумать миссию организации, установить ее цели и организовать ресурсы для получения результатов, которые организация должна дать обществу. Менеджмент выполняет также общественную функцию, осуществляя планирование, организацию, мотивацию, контроль, обширные связи с населением. Иными словами менеджеры промышленного предприятия осуществляют контроль над всеми операциями по производству, к примеру, одежды, автомобилей, продуктов питания и т.п. Менеджеры, занятые в сфере торговли, осуществляют руководство работниками этой сферы и всем процессом купли-продажи на рынке. Менеджеры, ведающие кадрами, обеспечивают предприятия и организации компетентной и производительной рабочей силой.
При выполнении этих функций в обществе менеджмент повсюду сталкивается с одними и теми же проблемами. Он должен сделать работу продуктивной, вести работника к продуктивности и личным достижениям, несет ответственность за влияние организации на социальную и природную среду. Но прежде всего он несет ответственность за достижение результатов, ради которых организация существует. Как специфическая область деятельности и знаний, менеджмент имеет свои собственные базовые проблемы, специфические подходы, трудности.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.Менеджмент в управленческой мысли до XX в.
2.Начало институциализации менеджмента в XX в.
3.Два уровня знания менеджмента
4.Современные тенденции развития менеджмента
Бихевиористский подход
Бихевиоризм(от английского behavior – поведение) – прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т.д. Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной тезис: бихевиоризм-психология (или социальная психология) должна изучать поведение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом поведение понимается как совокупность связей «стимул – реакция» (S – R). Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.) На формирование научных основ бихевиоризма оказали работы Бехтерева и Павлова. К середине XX в. основные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, теорию программного обучения (Скиннер). Успешная, результативная реакция и впредь имеет тенденцию к воспроизводству в аналогичных условиях. В США все науки, занятые изучением поведения, получили название бихевиористские.
Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, новые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств составили сильную сторону бихевиоризма. Вместе с тем очевидна и его ограниченность, поскольку игнорируются полностью сознание, мышление, воля, социальная природа психики, а отсюда примитивизация поведения людей.
В рассмотренной выше формуле «S – R», S – толковалась как сумма стимулов или еще шире – как «ситуация», «среда», ведущая к тому или иному типу поведения, «реакции».
Интерес исследователей сосредоточен на выявлении факторов, формирующих позиции (среднее звено «А») в конкретно социальной (производственной) обстановке. Затем это звено было в формуле заменено более широким понятием «личность» (person) – Р, которое включало в себя «прошлый опыт человека», традиции, «культурный комплекс», групповые ценности, установки, т.е. социальные факторы, влияющие на «позиции». Формула S – Р – R, или S – Р – А – R соответствует представлению о механизме человеческого поведения, принятому бихевиоризмом. Весь вопрос здесь в том, как понимать категории «среда», «личность», «реакции» и т. д. И в конечном итоге верный вывод, что поведение не прямо зависит от предлагаемых менеджментом стимулов, часто сводится к преувеличению психологических механизмов поведения.
По мнению Н. Майера, У. Скотта, Д. Макгрегора и др., непосредственный мотив поведения М как определенный фактор создается путем столкновения физиологических, психофизиологических потребностей (к выживанию, безопасности и т.п.) с их удовлетворением. Этот мотив оттесняет на задний план элемент сознания в составе звеньев Р и А (позиций); а сам мотив утрачивает свою конкретно-историческую определенность: игнорируется само его содержание, влияние реальной социальной среды. То есть бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и рекомендации.
Ситуационный подход
Разработан в конце 60-х гг. Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций. Его не следует путать с методом ситуаций, который применяется при интенсивном и проблемном обучении с помощью конкретных надуманных или реальных ситуаций.
Ситуационный подход не только не выступает против бихевиористского подхода, но, напротив, использует его методы, принципы, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. То есть, зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации. Но нужно понять, что ситуационный подход – это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации.
Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены и какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера.
Итак, для того чтобы успешно реализовать ситуационный подход, менеджер в своей работе должен:
- во-первых, владеть средствами профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;
- во-вторых, уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбрать наиболее эффективный;
- в-третьих, уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые для данной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;
- в-четвертых, уметь выбрать приемы и типы поведения, оптимальные для данной ситуации.
Таким образом, при всей известной ограниченности рамками уникальной ситуации (американец Питер Вейл называет ее «постоянно бурлящая вода»; есть также такие образы, как «китайский бейсбол», «шаги в темноту» и т.д.).
Ситуационный подход, положенный на научную основу, стал значительным шагом вперед в развитии теории менеджмента. Вместе с тем, поскольку «лучшего приема, способа, типа» поведения менеджера в данной ситуации не существует, реакция менеджера на конкретную ситуацию часто больше похожа на искусство, чем на науку.
Количественный подход
Фактически это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения. Создание модели позволяет:
- упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;
- объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;
- использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов;
В менеджменте чаще всего используются несколько классов моделей:
1) модель оптимизации;
2) модель адаптации.
К этим моделям сводятся западные теории так называемого рационального поведения, которое предполагает следующее:
а) существует некоторое множество альтернатив в деятельности индивида;
б) индивид располагает информацией, на основании которой он может предвидеть последствия своего выбора;
в) существует критерий, посредством которого индивид определяет, какие следствия он предпочитает.
Модель оптимизации – чаще всего статическая модель, предлагающая лучшее решение для данного момента времени.
Г. Саймон описывает такую модель уравнением:
dπ | = | df | *p[f(x)]+f(x) | dp | * | df(x) | -P(x)-x | dP | =0 |
dx | dx | dy | dx | dx |
где:f, p, P – известные функции x;
Нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем переменных (динамическая модель) называют процессом адаптации и описывают моделью адаптации. То есть оптимизация есть выбор лучшего, адаптация – движение к лучшему и является более широким понятием. Существует еще несколько моделей:
3) модель «социальной диффузии» (распространение какой-либо информации среди работников – слухи, донесения, мнения, сплетни, образ поведения, нормы, даже ложь), в которой относительно немного мотивированного поведения, а действия и мотивация носят элементарный характер;
4) модель подражания (включает три элемента нервных возбуждений: физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию);
5) модель распределения статуса;
6) модель распространения состояний и т.д.
При всех достоинствах количественного подхода очевидна его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов человеческой деятельности и поведения. Используется количественный подход значительно реже по двум главным причинам:
- руководители редко сталкиваются с исследованием операций;
- лишь немного руководителей владеют количественным методом.
Процессный подход
Основан на рассмотрении организационно-экономических функций менеджеров как процесса взаимосвязанных между собой действий, поведения. Все эти действия обычно при процессном подходе укладывают в цепь формальных и неформальных функций, выполняемых менеджером. То есть общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых представляет совокупность выполненных функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.
Деятельностный подход
Это подход, включающий в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий менеджера. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности менеджера, в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. Как исходная методологическая база, деятельный подход ставит во главу угла труд.
Системный подход
Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов (организаций) как систем. Исследование ориентировано на раскрытие целостного объекта, источников, движущихся сил и механизмов функционирования и развития организации под воздействием социальных факторов. При этом система понимается как целое, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.
Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксируют недостаточность старых, традиционных принципов, а также помогают строить новые предметы изучения (новые системообразующие качества).
Все социальные организации являются открытыми системами, взаимодействующими с внешней средой. Системное мышление, на наш взгляд, наиболее подходящий в области менеджмента инструмент для противодействия различного рода неожиданностям, проблемам, трудностям. Системное мышление воспринимает все факторы, действующие на организацию и работу менеджера. Системные модели организационных явлений описательно намного превосходят «игровые» или линейные причинно-следовательные (по «теории домино») модели и все рассмотренные ранее подходы.
Но системный подход совершенно не побуждает руководство к действиям для реальных случаев в реальном времени. Так же, как и другие, системные модели не защищены от двух постоянно действующих факторов: от работы в условиях постоянно изменяющихся условий и присутствия в системе самого действующего лица. (Руководитель или менеджер всегда является элементом системы и чаще активным, поскольку на нем лежит ответственность за действия. Их мнение, действия и поведение непредсказуемы).
Итак, мы рассмотрели шесть различных подходов к работе менеджеров. Самые убежденные приверженцы каждого из этих подходов надеялись, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Детальные исследования и неудачный опыт показали, что все подходы лишь частично (одни больше, другие меньше) правильны, эффективны в отдельных, ограниченных ситуациях. Раз и навсегда, на все случаи, во все времена рецептов не существует. Каждый из подходов реален, значим, может давать эффект в отдельных ситуациях, может быть использован и совместно с другими подходами. И еще один важный вывод: все подходы пересекаются в вопросах теории и практики, и в работе любого менеджера, любой организации можно найти элементы всех этих подходов.
ТЕМА 4. МИР МЕНЕДЖМЕНТА
1. Содержание работы менеджера
2. Внутреннее окружение менеджера в организации:
Структура;
Цели;
Стратегия;
Функции менеджера;
Технология;
Люди;
Климат в организации
Содержание работы менеджера
Употребление терминов «менеджмент» и «менеджер» в мире ограничено. Даже в США (а эти термины специфически американские) их применяют только в деловых отношениях. В сферах бизнеса, в больницах, госучреждениях, университетах или армии существуют администраторы, директоры, командиры и т.п.
Если говорить о менеджменте в функциональном плане, то менеджерская функция, менеджерская работа, менеджерские задачи есть во всех организациях. Как в действующем, динамичном элементе организации в менеджменте есть нужда всех организаций – от университетов до поликлиник, от правительственных учреждений до детских садов.
Мир менеджмента можно представить через рассмотрение содержания деятельности менеджера и его окружения. Деятельность менеджера можно показать через базовые операции (см. Современный менеджмент: принципы и правила. – М.- Н. Новгород, 1992. – С.28-32).
Выделяется пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он не занимался (их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации):
1) менеджер устанавливает цели, определяет каковы они должны быть, определяет конкретные задачи в каждой группе целей; решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей; делает их эффективными;
2) менеджер организует, анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей; разделяет их на управляемые совокупности, а последние – на управляемые трудовые задачи; группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру; выбирает людей для управления этими совокупностями и для задач, которые нужно выполнить;
3) менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию; составляет команду из людей, ответственных за различные работы; делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое «качество трудовой жизни» (не сводящейся ни к зарплате, ни к условиям труда). И делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами;
4) устанавливает единицы измерения – мало есть факторов, столь важных для успеха организации. Добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей организации данного индивида; анализирует, оценивает и интерпретирует результаты; сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам;
5) способствует росту людей, включая себя самого.
Каждая операция может быть разделена на отдельные элементы, каждый из которых требует специфических качеств и квалификации. При этом менеджер не обязательно начальник.
В книге «Основы менеджмента» (с. 35-38) содержание работы менеджера дается по американскому ученому Минцбергу (его книге «Природа управленческого труда») через роли руководителя, т.е. через набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Менеджеры играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей. Минцберг выделяет десять ролей, которые принимают на себя менеджеры в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Роли не могут быть независимы одна от другой. Они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса менеджера в организации и охватывают сферу его взаимодействия с людьми. Эти межличностные роли могут сделать менеджера пунктом сосредоточения информации и играть информационные роли. Принимая эти роли, менеджер способен играть роли, связанные с принятием решений: распределением ресурсов, налаживанием конфликтов, поиском возможностей для организации, ведением переговоров от имени организации. Все вместе эти десять ролей определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
По результатам проведенных в США Питером Вейллом социальных исследований можно представить работу менеджера достаточно детально:
- 30-40% времени проводит на различных собраниях;
- многое в работе приходится создавать заново;
- работа требует больших полномочий, чем имеются;
- приходится отвечать более чем на 12 телефонных звонков;
- качество работы не всегда соответствует оплате и сопутствует доходам;
- ежегодно требуется по две недели повышать или поддерживать квалификацию;
- часто приходится сталкиваться с людьми разных рас, полов, национальностей, возрастов, этнических групп;
- объективного способа эффективности деятельности нет;
- о работе приходится докладывать трем шефам и все трое оценивают работу;
- 1/3 всего рабочего времени расходуется на решение срочных непредвиденных дел, а запланированная работа откладывается;
- никогда не удается собрать совещание, чтобы собрать всех подчиненных, и секретарь на это тратит порой целый день;
- степени, полученной в колледже, недостаточно, необходима ученая степень;
- каждую неделю необходимо прочитывать 100-200 страниц специальных материалов;
- не менее одной ночи в неделю приходится проводить вне города по работе;
- работа отдела связана с работой других отделов настолько, что разделение функций и ответственности является весьма произвольным;
- до 20% ожидают повышение в другой отдел с аналогичной работой;
- или отдел или вся организация ежегодно реорганизуются;
- более 50% не видят для себя объективной возможности сделать карьеру;
- у 90% нет реальных шансов стать членом руководства компании;
- у 90% даже при наличии идей нет непосредственного влияния ни на кадровую, ни на деловую политику своего отдела;
- приходится давать показания по решениям в организации, нарушившей законодательство;
- постоянно обновляется техника управления и приходится непрерывно учиться;
- их начальники чаще не считаются с ними и выключают терминал и экран компьютера.
Эту «жизненную среду» подтверждают опытные менеджеры. Она в полной мере отражает существо работы менеджера.
Анализируя эти три подхода к работе менеджера, можно сделать некоторые выводы.
Лишь в начале истории менеджмента менеджер означал человека, ответственного за работу других. Это отделяло функции менеджера от функции владельца.
Это специфическая работа, которую можно систематически изучать и совершенствовать. Всегда на предприятиях были люди часто на ответственных постах, которые явно были менеджерами, но не начальниками, т.е. не несли ответственности за работу других людей. Например, казначей фирмы отвечает за приток и расход денег, может не иметь подчиненных, работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями, приказов не отдает, но его труд индивидуален и без сомнения менеджерский.
Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, но вклад в деятельность всей организации и ответственность за ее результаты.
Менеджмент не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи его автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, менеджерская работа, менеджерское мастерство, культура менеджера и есть менеджерская специфическая организация.
Менеджеры – самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, разрушить ее можно за несколько месяцев. Растут вложения в менеджеров и требования предприятия к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.
Ответственность за свою собственную работу и есть особая работа менеджера, его особые задачи. Есть определенный способ управлять менеджерами – с помощью целей и самоконтроля. Менеджер решает две специфические задачи:
- создание подлинного целого, которое больше суммы частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем в него вложено. Иначе: менеджер создает систему, способствует порядку, особенно новому порядку;
- гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.
Большинство менеджеров большую часть своего времени выполняют необходимые функции, не относящиеся к менеджменту, какой бы ранг, пост и работу не выполнял менеджер.
Определить структурные блоки работы менеджера по типам выполняемой работы, т.е. по функциям сложно. Тем не менее в любой самой маленькой организации менеджмент должен охватывать три типа работы, решать три разные задачи:
а) управлять текущими операциями, эксплуатировать их потенциал, решать их повседневные проблемы;
б) решать задачи высшего руководства. Это особая работа со своими специфическими требованиями;
в) создать завтрашний день предприятия (инновационные задачи).
Все это отдельные задачи, работа над каждой их них имеет специфические характеристики, выполнить ее должны разные люди.
Решение первой (а) из этих трех задач организуется в современном менеджменте на основе функционального принципа; вторая и третьи (б и в) – на принципе (team). Это означает, что даже простая организация должна строиться по меньшей мере на двух организационных принципах. Каждый из них имеет свои требования и свои ограничения.
Структура организации
Самая лучшая структура не гарантирует хороших результатов. Но неверная структура – гарантия невыполнения задач: упор делается не на те проблемы; усиливаются конфликты и пустяки вырастают до огромных размеров; акцентируются слабости и дефекты. Чем крупнее организация, тем сложнее структура. В первую очередь необходимо выделить и организовать структурные блоки, функциональные подразделения организации, т.е. те виды деятельности, которые будут выполнять в организации; определить какой вклад они внесут в результаты и достижение целей предприятия.
Некоторые основные формальные требования к организационной структуре независимо от целей, которые предъявляются к структуре любого предприятия – большого или малого, простого или сложного, а также к любым организациям вне сферы бизнеса:
1. Ясность. Каждое подразделение предприятия, каждый его сотрудник (особенно менеджер) должны четко знать, где они находятся и куда им обращаться за информацией, помощью или решением. Это не просто.
Структура, не обладающая ясностью, создает конфликты, впустую расходует время, раздражает работников и задерживает решения.
2. Экономичность. Контроль, надзор и стимулирование должны требовать минимум усилий. Организационная структура должна способствовать самоконтролю мотивации.
3. Должна направлять внимание всех сотрудников не на усилия, а на результаты работы предприятия в целом. Как можно больше менеджеров должны быть бизнесменами, а не экспертами ими администраторами. Их работу нужно оценивать по экономическим результатам, а не по стандартам узко профессиональной компетентности или административного мастерства. Вредно ориентировать людей на интенсификацию усилий (рост затрат), а также мастерство превращать в самоцель. Например, контролеры качества должны в первую очередь подчиняться требованиям покупателей, а не требованиям технологии контроля.
4. Должна помогать каждому сотруднику понимать его задачу, которая должна быть четко определена и снабжена спецификациями. Каждый должен понимать общую задачу организации, соотносить свои усилия, свой вклад с общей задачей. Нужно поощрять открытость, свободный обмен информацией.
5. Должна расцениваться в соответствии с тем, облегчает она или затрудняет процесс принятия решений. Нельзя подталкивать решения вверх, вместо решения на низком уровне, а также оттягивать критически важные решения, концентрировать внимание на лишних, второстепенных проблемах.
6. Стабильность. Должна делать свою работу. Независимо от ее условий, опираться на достижения прошлого и планировать будущее. Организация должна стать вторым домом для сотрудников, где их ждут, знают, где они имеют прочное место.
7. Приспособляемость. Жесткая структура нестабильна, хрупка.
8. Устойчивость во времени.
9. Способность к самообновлению.
10. Должна быть способна подготавливать и выдвигать лидеров на завтра.
11. Минимум уровней управления.
12. Сокращать путь карьеры способных менеджеров.
13. Структура должна помогать каждому сотруднику учиться и развиваться на любой должности, предусматривать непрерывное обучение.
14. Должна предусматривать проверку готовности менеджеров низшего и среднего уровня к работе на более высоких должностях.
15. Должна поощрять новые идеи и новые виды деятельности.
Проектируя структуру новой организации необходимо ответить на четыре вопроса:
- Каковы основные компоненты организации?
- Какие компоненты нужно соединить или обособить?
- Какого размера и формы должны быть компоненты?
- Как их разместить и какие должны быть между ними отношения?
Для ответов на эти вопросы нужно проанализировать все виды деятельности, необходимые для работы предприятия, выявить типичные функции, а затем сравнить их с требуемыми результатами.
Проектирование структуры организации начинается с решения главных проблем основных ключевых звеньев:
- в каких областях осуществление целей компании требует максимально достижимого превосходного уровня работы?
- в какой области плохая работа поставит под угрозу результаты, даже существование организации?
- какие ценности важны организации: безопасность, чистота продукта; качество продукта, послепродажное обслуживание?
- как соединить или обособить работы, чтобы получить от них определенный вклад? Обычно имеется четыре группы работ:
а) дающие измеримые результаты, которые можно связать с результатами работы всего предприятия, либо прямо приносящие доход;
б) производство, кадры, обучение и переподготовка, снабжение и распределение, технологический цикл;
в) информационная деятельность как продукция, которой в системе пользуются все, но сама по себе прямых доходов она не дает.
Это работы собственно менеджеров (общий надзор, стандарты, направление, штабные функции, патентная проработка, юридические консультации, реклама, маркетинг и т.д.);
г) чисто вспомогательные работа – уборка и содержание помещений, столовые, душевые, медпункт, архив и т.д.
Эта группа работ помогает определить место работников и их ранг. Кроме того, ключевые работы никогда не должны подчиняться второстепенным, доходные работы не должны подчиняться работам, не приносящим доход, не смешивать доходные работы со вспомогательными, нужно их обособлять.
Многим из основных требований к структуре удовлетворяет функциональная структура: обладает ясностью, высоко экономична, стабильна, сплачивает, восприимчива к новациям, легко управляется; легче решаются проблемы организации, координации, коммуникации, согласования и т.д.; спокойнее обстановка, занятость. К людям наименьшие психологические требования; отношения и работа обеспечены.
Слабые стороны функциональной структуры: слишком высокая жесткость, сопротивляемость адаптации; не готовит людей к завтрашнему дню, не обучает и не испытывает их; потребность в менеджерской «помощи» координаторов, комиссий, совещаний, примирителей, диспетчеров, отнимающих у всех массу времени, ничего, как правило, не решая. В каждой крупной функциональной единице, с ее подразделениями и субфункциями, быстро растет внутренняя неэффективность, тоже требующая все больше менеджерских усилий, посвященных лишь тому, чтобы работа организации не остановилась, при узких границах размера и сложности возникает эмоциональная напряженность, враждебность и незащищенность: людям кажется, что они и их функции уязвимы, принижены под угрозой.
Таким образом, главная сила и главная слабость функциональной организации заключается в том, что люди сосредоточены на усилиях, а не на результатах. Каждый менеджер функционального подразделения считает свою функцию самой важной. Это требует высокого мастерства и профессиональных стандартов, но это же заставляет исполнителей функций приносить интересы других функций, а то и всего предприятия в жертву интересам своего подразделения. Таково внутреннее противоречие функциональной организации, от которого нет и никогда не будет полного исцеления. И еще серьезный недостаток функциональной структуры – очень трудно готовить менеджеров именно потому, что упор делается на функциональное мастерство, а не на конечные результаты. И чем выше будет уровень профессионализма в подразделении, тем меньше оно будет ценить менеджмент и работать над подготовкой менеджеров.
Формирование функциональной структуры начинается с постановки целей и разработки стратегии организации.
Цели
Цели – это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе.
Формулирование и сообщение целей представляет собой важное средство координации работы, поделенной между специализированными группами, при условии, что цели подразделений увязаны с целями организации в целом.
Основные требования к целям организации:
1) цели должны выводится из определения предназначения организации в данное время и в будущем. Цели не могут быть абстрактными. Это обязательства действовать. Это и стандарты, меры, которыми измеряется выполнение работы. То есть в целях выражается фундаментальная стратегия предприятия;
2) цели должны быть операциональными в конкретные задачи и рабочие задания;
3) цели должны помогать концентрации ресурсов и усилий. Среди многочисленных задач они должны выделить фундаментальные, чтобы сосредоточить на них ключевые человеческие, денежные и материальные ресурсы. Поэтому цели должны быть селективными, а не пытаться объять все;
4) цели должны быть множественными. Менеджер должен уметь сбалансировать цели с потребностями;
5) цели необходимы во всех областях, от которых зависит выживание организации. Конкретные задачи в любой целевой области зависят от стратегии данной организации. Цели должны быть установлены в восьми ключевых областях: маркетинг, инновация, человеческая организация, финансовые ресурсы, материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность, прибыль.
Наличие целей в этих областях становится основанием для рабочих заданий; текущих и перспективных планов и программ; формирования структуры организации и подбора исполнителей; работы отдельных менеджеров.
Цели в к