Раздел i. сущность и методологические основы теории менеджмента
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. Введение в теорию менеджмента. Предмет и объект теории менеджмента. Системность менеджмента.
Понятие «управление». Соотношение понятий «управление» и «менеджмент»
Цели и воздействия. Управленческий труд и его специфика. Классификация управленческих работников. Значение менеджмента как вида деятельности в современных условиях.
Литература:
1. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
2. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е изд-е, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
3. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 1.2. Основы теории и методологии. Модели и методы менеджмента
Методологические основы формирования теории менеджмента. Понятие модели управления. Методы изучения моделей управления. Общеметодологические, философские методы.
Общенаучные подходы и методы исследования.
Междисциплинарные и частнонаучные методы менеджмента и теории организации.
Обобщенная сравнительная характеристика организационных моделей: механистической (бюрократической), естественной (органической), патерналистской, символической, конфликтно-игровой, политической. Выделение классификационных признаков.
Современная организация как интегральное воплощение различных подходов и моделей. Организационная система. Понятие «система управления». Кибернетика как наука об управлении.
Основные положения теории систем. Свойства систем.
Литература:
1. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
2. Кузнецов, Ю. В. Теория организации : учеб. пособие / Ю. В. Кузнецов.- СПб. : СПбГУ, 2006.
3. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.econline.h1.ru – экономикс он-лайн. Сборник разнообразных ресурсов по экономике, менеджменту, теории организаций, в том числе электронные версии классических трудов.
2. http://www.ptpu.ru Сайт журнала «Проблемы теории и практики управления». Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ.
РАЗДЕЛ 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 3.1. Система законов управления
Основные классификации зависимостей. Объективные, субъективные, формальные, неформальные, общие, частные, кратковременные, долговременные, моральные, аморальные, детерминированные и вероятностные зависимости.
Условия перерастания зависимости в закон.
Система законов функционирования организации. Общие, динамические, основополагающие законы организации. Частные, статические, менее важные законы организации.
Литература:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
3. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е издание, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
Тема 3.2. Классификации принципов управления
Система принципов функционирования организации. Разновидности классификаций принципов организации.
Организационная статика и статические аспекты функционирования организации. Принципы статического состояния.
Организационная динамика и динамические аспекты функционирования организации:
Общие принципы организации. Принципы рационализации. Принцип аудита.
Литература:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
РАЗДЕЛ 4.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
Раздел 5. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 5.2. Планирование и организация как функции менеджмента
Понятие и виды планирования. Этапы функции планирования. Принципы осуществления функции планирования.
Плановые стратегии. Планирование реализации стратегии.
Понятие организации как управленческой функции. Этапы функции организации. Принципы осуществления функции организации. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации.
Литература:
1. Лафта, Дж. К. Теория организации : учебник / Дж. К. Лафта. – М. : Проспект, 2005.
2. Менеджмент: управление организационными системами: учебное пособие / П.В. Шеметов, Л.Е.Чередникова, С.В.Петухова. – М.: изд. «Омега-Л», 2008.
3. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2008.
4. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономист, 2006.
Тема 6.1. Организация как система процессов. Основные понятия процесса управления
Общая концепция процессов управления организацией. Виды процессов. Состав основных и обеспечивающих процессов.
Управленческая деятельность организации процессов.
Процедуры механизма управления организацией.
Литература:
1. Управление организацией: учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М. : ИНФРА-М, 2008.
2. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Шеметов, П. В. Теория организации : учеб. пособие / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. - 3-е издание, стер. - М. : ОМЕГА-Л, 2008.
Тема 10.2. Самоменеджмент
Понятие самоменеджмента и его основные функции.
Управление карьерой. Управление своим временем. Организация личного труда. Управление стрессом. Имидж менеджера и способы его формирования.
Литература:
1. Теория управления : учебник / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. - 2-е изд-е, доп. - М. : Финансы и статистика, 2008.
2. Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005.
3. Глухов В.В. Менеджмент: учебник для вузов, 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
Примерные темы эссе, рефератов и др.
1. Управленческие навыки для продуктивной, творческой, активной работы менеджера
2. Значение науки управления для профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей
3. Особенности и основные черты различных национальных моделей менеджмента.
4. Проблемы формирования и развития корпоративной культуры в российских компаниях. «Философский камень» изменений.
5. Возможность преобразования российских компаний в организацию типа «Z»
6. Развитие информационных технологий в системах управления
7. Связь информационных технологий и новых форм организации деятельности предприятий
8. Сравнительный анализ тенденций интеграционных процессов в менеджменте на примере в России и Европейского Союза.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Общая теория управления. Сущность и содержание менеджмента.
2. Системная модель менеджмента. Субъект и объект управления. Виды менеджмента.
3. Закономерности управления различными системами. Формы организации системы менеджмента.
4. Эволюция научных подходов управления и школ менеджмента.
5. Методологические основы менеджмента. Ситуационный, системный и процессный подход к принятию управленческих решений, примеры.
6. Инфраструктура менеджмента. Организация – как объект управления. Основные признаки организации.
7. Управление социально-экономическими системами (организациями).
8. Внешняя и внутренняя среда организации.
9. Предприятие. Понятие физического и юридического лица. Организационно-правовые формы хозяйствования.
10. Формы собственности, характер и степень суверенности управленческого процесса.
11. Организационные отношения в системе менеджмента Понятие организационной структуры.
12. Построение структур организаций. Факторы, определяющие выбор организационных структур.
13. Административно – организационное управление и оперативное управление.
14. Бюрократическая, функциональная и дивизиональная организационные структуры управления.
15. Адаптивные организационные структуры, ее основные типы.
16. Управление в организациях типа конгломерата.
17. Особенности организационных структур в малом и среднем бизнесе.
18. Моделирование ситуаций и разработка решений.
19. Стратегические, тактические и оперативные управленческие решения. Соотношение уровней целей и уровней планов.
20. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера. Приростный и предпринимательский стиль поведения.
21. Стратегическое управление. Планирование стратегий.
22. Инновационный характер управления. Тенденции в управлении исследованиями и инновациями.
23. Использование методов прогнозирования в практике управления.
24. Характеристика общих принципов управления. Характеристика частных принципов управления.
25. Природа и состав функций менеджмента
26. Характеристика функции планирования. Понятие миссии, цели и задачи организации. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
27. Организационная функция менеджмента Функция руководства, содержание работы руководителя высшего, среднего и низшего звеньев. Понятие оргструктуры.
28. Долгосрочные и краткосрочные цели и задачи. Стратегические и тактические планы в менеджменте.
29. Мотивация деятельности в менеджменте. Теоретические основы мотивированного поведения работников.
30. Менеджмент и наставничество. Социофакторы и этика менеджмента
31. Регулирование и контроль в системе менеджмента. Стандарты как критерии оценки. Циклический метод контроля на основе стандартов, алгоритм.
32. Подход к системе управления на основе всеобщего управления качеством. Модель «7 С»..
33. Управление человеком и управление группой.
34. Стили управления. Плюсы и минусы различных стилей управления.
35. Проблемы власти и авторитета. Распределение власти, полномочий и ответственности в организации. Делегирование полномочий.
36. Достоинства и недостатки централизации и децентрализации (принцип демократизации, понятие консенсуса.). Принцип единоначалия и коллегиальность.
37. Руководитель и его роль в процессе управления.
38. Интеграционные процессы в менеджменте. Уровни иерархии в менеджменте, взаимосвязи между уровнями.
39. Понятие делового успеха, роль и значение личностных качеств в реализации делового успеха.
40. Технические и административные навыки руководителя. Коммуникативные навыки. Каналы коммуникации.
41. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента.
42. Руководство: власть и партнерство. Понятие формальных и неформальных коллективов Методы их изучения.
43. Цели и задачи управления персоналом. Понятие организационного проектирования и организационного нормирования.
44. Формирование и развитие трудовых ресурсов. Современные способы и методы подбора кадров. Оценка труда работающих, организация аттестации.
45. Национальные особенности управления персоналом.
46. Регламентация условий работы и правила трудового распорядка.
47. Экономические, организационные, административные и социально- психологические методы воздействия на подчиненных.
48. Приемы и методы усиления мотивации работников, ориентированные на работу и организацию.
49. Сущность мотивации и структура мотивационного цикла.
50. Достижение продуктивности коллективной работы через деловую критику.
51. Конфликтность в менеджменте. Сущность и классификация конфликтов в организации.
52. Методы разрешения и последствия конфликтов в организации.
53. Специфика кризисных ситуаций для российских предпринимательских структур. Пути и способы выхода из кризисных ситуаций
54. Основные пути реформирования организации в процессе ее функционирования.
55. Инвестиции как источник финансирования реорганизации на предприятии. Обоснование условий их выгодности для предприятия.
56. Понятие и структура информационной базы менеджмента.
57. Использование мировых информационных ресурсов в управлении предприятием.
58. Основные типы и виды организационных технологий, специфика менеджмента.
59. Проблемы международного окружения, их влияние на организацию.
60. Типичные ошибки менеджмента. Факторы эффективности управления.
61. Составляющие делового успеха менеджера.
РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА