Этапы формирования стратегии.

Стратегия – план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций в долгосрочной перспективе, осуществление миссии организации и достижение поставленных целей.

Основными этапами стратегии являются:

• анализ внешней и внутренней среды организации,

• определение видения, миссии, целей организации,

• формирование альтернатив и выбор стратегии,

• реализация стратегии,

• оценка и контроль исполнения стратегии.

Анализ среды является исходным этапом в стратегическом менеджменте. Выявляются сильные и слабые стороны организации, оцениваются ее собственные ресурсы и возможность привлечения внешних ресурсов. Внутренняя среда оценивается по: маркетингу, финансам и учету, производству, персоналу, организации управления. Анализ внешней среды нацелен на выявление и уяснение возможностей и угроз, оценку конкурентной ситуации в отрасли и определение конкурентных преимуществ организации.

Видение - образ возможного и желаемого будущего состояния организации. Позволяет сформулировать миссию.

Миссиянаправлена на «настоящее» организации и отражает основную задачу. Разработка долгосрочных и краткосрочных целей опирается на миссию организации.

Цели организации должны быть реалистичными, конкретными и измеримыми.

Формирование альтернатив и выбор стратегии - заключается в выявлении возможных вариантов построения стратегии. Затем в результате различных методов отбора происходит выбор наилучшей альтернативы.

Реализации стратегии - происходит превращение замыслов в действия. Стратегические альтернативы на этапе реализации стратегии превращаются в конкретный оперативный план.

Стратегический контроль – отслеживание хода реализации стратегии, выявление проблем или изменение исходных условий, на которых основана разработанная стратегия и своевременная их корректировка.

Определение миссии организации, и её целей

Миссия – это сама причина существования предприятия.

Миссия определяется в процессе стратегического планирования.Ее принятие позволяет определить назначение деятельности данного предприятия или фирмы, не дает руководителям возможности ориентироваться на личные интересы.

Для выбора миссии необходимо четко и ясно определить, какие люди будут являться конкретными клиентами фирмы, какие потребности она будет удовлетворять.

Выбор миссии нормализует стабильность какой-либо деятельности, определяет основные принципы работы. На основе миссии обозначаются цели деятельности.

Наиболее удачным можно назвать такое определение миссии компании, в основе которого лежит идеальное представление о цели компании, «неосуществимая мечта», задающая направление для развития организации на ближайшие 10–20 лет.

Цель деятельности – это желаемое состояние объекта управления через определенное время. От правильного формулирования цели зависит общая работа персонала.

Но как бы хорошо ни были сформулированы цели предприятия, их необходимо довести до персонала, что на наших предприятиях зачастую не происходит.

Цели могут устанавливаться на основе таких принципов, как:

1) достижимость и реальность. Цели должнысоответствовать способностям работников;

2) конкретность и измеримость;

3) наличие сроков исполнения;

4) эластичность целей, возможность их корректировки. Этот принцип особо актуален в наших постоянно меняющихся условиях.

Цели предприятия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

1. Краткосрочные цели определяются не больше чем на квартал или 1 год. Это может быть и увеличение ассортимента на торговом предприятии, и продажа залежавшегося товара в определенные сроки и т. д.

2. Среднесрочные цели. Устанавливаются на срок от 1 года до 3 лет. Это и увеличение мощностей, и улучшение качества.

3. Долгосрочные цели. Такие цели определяются на срок от 3 до 10 лет. Они включают освоение новых рынков и универсализацию производства.

Время выполнения целей определяется каждым предприятием в соответствии с его возможностями.

Только в том случае, если у предприятия установлены миссия и цель, оно может приступать к дальнейшей деятельности.

Эффективность менеджмента

Эффективность менеджмента заключается в том, чтобы процесс управления производился с наименьшими издержками и наибольшей результативностью. Максимум результата при минимуме затрат.

Эффективность менеджмента = экономический эффект + социально-экономический эффект + социальный эффект.

Экономический эффект определяется количественно в денежных или натуральных единицах.

Социально-экономический эффект имеет комплексный характер. Например, улучшение условий труда => снижение профессиональных заболеваний => чистый финансовый результат.

Социальный эффект – предотвращение конфликтов. Количественно рассчитать невозможно.

Основные приоритеты по повышению эффективности менеджмента:

1. Оптимизация организационной структуры;

2. Выработка стратегии развития организации;

3. Совершенствование системы принятия решений;

4. Разработка эффективных информационных систем;

5. Система управления персоналом;

6. Формирование организационной культуры.

Экономические показатели эффективности:

а) эффективность управления =прибыль / затраты на управление;

б) коэффициент численности управленческих работников;

в) коэффициент затрат на управление;

г) коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции.

30% неудач связаны с постановкой цели.


Наши рекомендации