Перспективы менеджмента: возможное и вероятное( тенденции, концепции, основные направления развития)
Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями). В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном. К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.
Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).
Форма управления на международном уровне - ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады, впервые встреча состоялась во Франции в 1975 г. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).
Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.
В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него стран для образования экономического, таможенного и политического союза.
Страны ЕС осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.
Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.
Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.
Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.
К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков. В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д. Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, быстрее и точнее находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм. Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.
Общие тенденции мирового макроэкономического развития достаточно адекватно описываются циклами, выведенными на основе исследований известного российского ученого начала XX в. Н.Д. Кондратьева. Он обосновал идею множественности циклов хозяйственной конъюнктуры и разработал модели: коротких циклов (продолжительностью 3—3,5 года), средних (торгово-промышленных) циклов (7—11 лет), больших циклов (48— 55 лет) экономической активности.
Наибольший интерес представляет концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева, для обоснования которых автор проанализировал обширный фактический материал — статистические данные за 140 лет по четырем ведущим капиталистическим странам: Англии, Франции, Германии, США.
Были исследованы динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности.
Проведенные Н.Д. Кондратьевым исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48—55 лет с конца XVIII в. (см. табл. 26.1).
Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры.
Он показал, что инновации переводят хозяйственную конъюнктуру со спада на подъем, вызывая волнообразование. Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами.
Н.Д. Кондратьев считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.
Таблица 26.1 Большие циклы экономической активности Н.Д. Кондратьева
Годы | Спады | Подъемы |
Кризис | ||
Развитие текстильной промышленности и производства чугуна | ||
Кризис | ||
Строительство железных дорог, развитие морского транспорта | ||
Кризис | ||
Развитие электротехники, массовое внедрение электричества, радио; развитие автомобильной, авиационной и химической отраслей | ||
Кризис | ||
Прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, кибернетике | ||
Кризис | ||
2000-е | развитие электроники, искусственного интеллекта, генной инженерии | |
2020-е | Кризис? | |
2040-е | Развитие? |
Пролонгируя закономерности, выведенные Кондратьевым можно отметить повышательные волны в середине и конце XX в. (см. табл. 26.1). Ожидаемые события предполагают спада макроэкономической активности в конце первой четверти XXI века и подъем экономического развития в середине XXI века.
Рассмотрим причины ожидаемого спада макроэкономической активности и возможные пути выхода из кризиса.
Основной причиной ожидаемого макроэкономического кризиса будет являться дефицит энергетического продукта.Об этом свидетельствуют:
♦ опыт предшествующего макроэкономического кризиса
1970-х гг., когда нехватка энергетического продукта была спровоцирована организацией стран — экспортеров нефти (ОПЕК);
♦ современные события на Ближнем Востоке (в частности,
война в Ираке, в результате которой мировой рынок добычи
нефти сокращался на 8%);
♦ продолжение быстрого роста потребления энергетического продукта ведущими экономическими державами (в Китае, например, годовой прирост спроса на нефть составляет порядка 6%);
♦ истощение мировых запасов природных энергетических
ресурсов (согласно прогнозам запасы невосполнимых энергетических ресурсов нефти и природного газа закончатся до середины XXI в.);
♦ ограниченные возможности использования других энергетических ресурсов (в частности: атомная энергия имеет ограничения по безопасности, управляемости, мобильности, компактности; гидроэнергия — ограничения по управляемости, мобильности, компактности и эффективности (КПД); солнечная
и ветровая энергия — требуют наличия соответствующего источника излучения и ветра, что также не позволяет говорить
о мобильности и компактности соответствующих энергетических комплексов; водородная энергия имеет ограничения по безопасности и себестоимости (стоимость 1 кВт энергии превышает 1000 долл.).
Таким образом, продолжение быстрого роста потребления энергетического продукта, в сочетании с истощением мировых запасов природных энергетических ресурсов при отсутствии равноценной замены вполне может стать причиной очередного макроэкономического кризиса!
Каковы вероятные последствия ожидаемого макроэкономического кризиса?
Нехватка энергетического продукта приведет к проблемам создания материального продукта. В результате центр тяжести экономики сместится в область интеллектуального продукта (рис. 26.1).
Под интеллектуальным продуктом понимается результат мыслительной, интеллектуальной деятельности (изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий и т.д.). По мере усложнения материального продукта и повышения степени насыщенности рынка, роль интеллектуального продукта неизменно возрастает.
Таким образом, вероятным последствием ожидаемого макроэкономического кризиса, вызванного нехваткой энергетического продукта, станет проблема создания материального продукта. В результате центр тяжести экономики, позволяющий соблюдать баланс развития экономики, переместится в область интеллектуального продукта.
интеллектуального продукта
Перспективы использования интеллектуального продукта будут определяться складывающимися потребностями рынка. Типовая структура ВВП наиболее развитых стран (стран большой восьмерки) показывает (рис. 26.2), что наибольшую долю ВВП составляет сфера услуг (сектор 3), далее следует промышленность (сектор 2), а наименьшую долю составляет сельское хозяйство (сектор 1).
Наибольшую долю в секторе услуг в ближайшее время будет занимать создаваемое и стремительно развивающееся единое информационное пространство, призванное обслуживать информационное общество.
Информационное общество имеет следующие основные признаки:
1)большинство работающих в информационном обществе
(около 80%) занято в информационной сфере, то есть в сфере
производства информации и информационных услуг;
2)обеспечены техническая, технологическая и правовая
возможности доступа любому члену общества практически в
любой точке территории, в любое время необходимой ему ин
формации (за исключением государственных и коммерческих
секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах);
3)информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.
Таким образом, информатизация общества,базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием научно-технического, экономического, политического и социально-культурного прогресса в обществе. Неизбежность быстрого развития процессов информатизации в обществе обусловлена следующими причинами:
♦ беспрецедентным усложнением социально-экономических
процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления процессов разделения труда (специализации);
♦ необходимостью адекватно реагировать на возникающие
изменения в мировом развитии, которые в общем виде можно
охарактеризовать целым рядом признаков: сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность.
Создание единого информационного пространства как информационная технология (рис. 26.3) будет проявляться в синергетическом эффекте интеллектуальной базы и обеспечивающей ее технической базы.
22.Инфраструктура менеджмента
Инфраструктура(от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуру. Иногда термином «инфраструктура» обозначают комплекс так называемых инфраструктурных отраслей хозяйства (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).
Исходя из этого определения инфраструктура менеджмента должна включать условия, материальные и социальные факторы, обеспечивающие управление организацией. В общем случае нужен субъект управления, нужен объект управления, нужны каналы управления, нужна власть и другие рычаги воздействия, нужны компетенция управленцев, авторитет руководителя.
На каждом уровне менеджмента, в зависимости от ситуации, специфики менеджмента, объекта управления, требуются также специфицированные виды обеспечения управления из следующего набора:
• научно-методическое обеспечение: включает разработку оригинальных или использование имеющихся современных научных методологий и методов осуществления процесса управления, исследование управляемых систем, передового отечественного и зарубежного опыта, выбор инструментария управления, проведение исследований рынков труда, проведение исследований перспектив развития организации;
• финансовое обеспечение:включает обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение работ по управлению объектом (бюджетирование), составление сметы затрат на управление и контроль за ее исполнением;
• материально-техническоеобеспечение: наличие средств
организационной техники, получения и обработки информации, необходимой для управления;
• организационное обеспечение:включает разработку и реализацию проектов разделения труда, организации, специализации и кооперации рабочих мест на основе современных принципов, организацию ведения информационно-справочного аппарата, структуризацию системы управления;
• правовое обеспечениевключает подведение основательной
правовой базы под все действия, связанные с управлением, включая хозяйственное, гражданское, административное, трудовое и другие виды права, а также нормативные документы всех уровней, регламентирующие деятельность работников, подразделений, организации в целом;
• информационное обеспечение:получение и обработка всей
доступной информации для принятия управленческих решений, включая сведения о состоянии и тенденциях во внешней среде и в самой организации;
кадровое обеспечение:наличие в самой системе управления на всех позициях квалифицированного персонала, который в состоянии провести весь вышеперечисленный спектр работ самостоятельно либо с привлечением специалистов.
Содержание инфраструктуры менеджмента организации определяется внешними и внутренними условиями, а также возможностями сотрудников организации (см. табл. 5.1).
Таблица 5.1 Содержание инфраструктуры менеджмента организации
Научные знания и практические умения людей | Внутренняя среда (аура организации) | Внешняя (общественная) среда |
Экономические знания | Ценности | Рынок |
Концепция менеджмента | Традиции | Профессиональная подготовка менеджеров |
Концепция качества | Культура | Образование |
Социологические знания | Социально-политическая атмосфера | Система государственного управления |
Знания в области финансов | Экономическая психология | Ресурсы |
Психологические знания | Правовое сознание | Структура собственности |